Алексей Звягинцев: "Управляющая компания - тормоз в разрешении конфликтов"

Опубликовано: 20

Проблемы, возникающие в сфере ЖКХ, типичны для всех муниципалитетов Самарской области, но решаются везде по-разному. Депутат собрания представителей Нефтегорского района Алексей Звягинцев в интервью рассказал о том, в какой ситуации оказалось коммунальное хозяйство районного центра. Рецепты выхода из коммунального тупика, предложенные депутатом, могут быть применены и в других муниципальных образованиях губернии.

Алексей Звягинцев
Алексей Звягинцев

"Проблемы ЖКХ родились не вчера"
- Сегодня в коммунальной сфере накопилось изрядное количество самых разных проблем. Какие из них вы отнесли бы к основным?
- Проблемы сферы ЖКХ стали уже притчей во языцех. Так или иначе, они упираются в финансы - это проблемы неплатежей, долгов перед ресурсоснабжающими организациями (РСО), ну и, конечно, взаимодействия с управляющими компаниями (УК). Следствие этого - недовольство жильцов. И их возмущение справедливо, когда, например, они оплачивают услугу в полном объеме, а получают полухолодные батареи, грязную воду и копящийся неделями мусор у подъездов.
Я говорю на примере Нефтегорска, но в принципе любой другой областной город (та же Самара) сталкивается с теми же проблемами, только в другом масштабе. Проблемы ЖКХ родились не вчера и не позавчера. Не было так, что все было хорошо, а вчера вдруг стало плохо. К такому положению привел ряд объективных факторов. Например, на вопрос о том, почему в квартиры приходят тепло и вода ненадлежащего качества и не в должном объеме, любой специалист в области ЖКХ ответит, что хотя бы потому, что трубам по 60-80 лет. И чтобы все привести в надлежащее состояние, нужны большие средства, а взять их неоткуда. Бюджет не резиновый, и в приоритете социальные направления его расходов.
- Недавно в Нефтегорском районе министерство энергетики и ЖКХ провело проверку, каковы ее итоги?
- Областное министерство энергетики и ЖКХ проводило в районе комплексную проверку работы УК и РСО. Поскольку я один из учредителей АО "Водоканал", мы тоже представляли проверяющим документы о своей работе. Пока итоги проверки официально не оглашены. Но я полагаю, что она выявит множество нарушений в коммунальной сфере района. Например, ко мне как депутату периодически обращаются граждане с жалобами на действия УК. Так, старшая по дому на ул. Победы, 3 показывала мне акт выполненных работ, который УК предлагала ей подписать. В этот акт была включена такая работа, как "осмотр крыши дома", а ее стоимость указана в несколько десятков тысяч рублей. На эти деньги можно если не дом, то саму крышу уж точно отремонтировать. Или подъезды покрасить, установить новые входные двери и т.д.
Но как проверить муниципальную УК? Да никак. Чтобы провести единственную за пять лет комплексную проверку., понадобились личная воля министра, согласование членов правительстава и т.д.
- Нефтегорск, на ваш взгляд, благоустроенный город?
- Нефтегорск - очень компактный город, его можно пройти за полчаса. Казалось бы, благоустроить такой "пятачок" можно идеально. Но на деле все обстоит не так.
Не каждый проезжающий через Нефтегорск поймет, что проехал город - ни один въезд в него не освещается. Или дороги - их состояние в Нефтегорске ужасное. По закону о местном самоуправлении, содержание дорог, уличного освещения - святая обязанность муниципальной власти. Но закон все игнорируют, чего-то ждут. Рассуждают: "Дадут деньги - сделаем, не дадут - не будем делать, скажем, нет денег. Прокуратура напишет представление - устраним когда-нибудь". Но если ничего не делать, то на какие дотации из вышестоящих бюджетов можно рассчитывать?
За озеленение в Нефтегорске отвечает МАУ "Коммуналсервис", которое работает в рамках бюджета, без каких-либо конкурсов. И ему постоянно не хватает денег, но какой подход к работе у этого учреждения? Набран штат из 60 человек, которых надо обеспечить зарплатой. Но, например, пошел дождь - люди не работают, а деньги все равно идут. Налицо неэффективное их использование. Гораздо эффективнее и проще было бы отдать эту услугу на аутсорсинг, объявить конкурс, прописать сумму контракта. И сколько людей по нему будут работать - не принципиально. Главное, чтобы работа была выполнена качественно, в срок и в полном объеме. Иначе подрядчик просто не получит деньги. А в результате торгов, может быть, еще и останется сумма, которой хватило бы на ремонт небольшой дороги.
А от того, как в Нефтегорске обстоит дело с вывозом мусора, вообще волосы дыбом встают! Например, контейнерные площадки частного сектора могут не очищаться месяц! Стоят переполненные баки, а вокруг еще метров на 20 кучи мусора. А коммунальные службы ссылаются тем временем на то, что не все жильцы с ними заключили договоры. Но, извините, МАУ априори "сидит" на бюджете и должна обслуживать город. Частник еще мог бы настаивать на заключении договоров. А у нас всегда находится тысяча пояснений на вопрос "почему не сделали?".
- На территории Нефтегорского района работает несколько нефтяных компаний, вкладываются ли они в благоустройство? И если да, то почему этого не видно? Ведь те же Новокуйбышевск, Отрадный, где также развита "нефтянка", занимают первые места по благоустройству.
- К сожалению, Нефтегорску до этих городов очень далеко. Хотя каждая компания платит в рамках партнерского соглашения - за аренду земли, отвод земли, негативное воздействие на окружающую среду и т.д. Около 40% НДФЛ на территории района перечисляют эти предприятия. За счет всех поступлений по итогам года бюджет Нефтегорского района приближается к 600 млн рублей, хотя изначально он утверждался в сумме, в три раза меньшей.
Вопрос в эффективности использования денег. Это как раз тот случай, когда одному голодному дали рыбу, а другому удочку. Так вот, мы получили деньги и тут же их проели. А в других муниципалитетах что-то созидают.
 
"Платежей жителей достаточно для расчетов с РСО в полном объеме"
- Как коммунальное хозяйство Нефтегорска пришло в то состояние, в котором находится сейчас?
- В городе с населением 20 тысяч человек весь жилой фонд обслуживает единственное муниципальное предприятие "Нефтегорскжилсервис». Оно отвечает полностью за все: подачу воды, тепла, горячее водоснабжение, вывоз мусора, содержание и текущий ремонт многоквартирных домов, благоустройство прилегающих территорий и т.д. Но в переходный период, когда была возможность ежегодно повышать тарифы и в большинстве муниципалитетов такой плавный переход произошел, два или три года подряд "Нефтегорскжилсервис» этого не делал. В результате к 2008 году город пришел к тому, что платить поставщикам коммунальных услуг стало просто нечем. И зимой того года глава города встал перед дилеммой - полностью оставить дома без воды, света, тепла, горячей воды, и это был бы коллапс, или каким-то образом выйти из ситуации.
- Кстати, в Самаре в свое время было то же самое - в силу политических причин несколько лет искуственно сдерживались коммунальные тарифы, последствия чего до сих пор видны в состоянии коммунальных систем. А как Нефтегорск выходил из названной вами ситуации?
- Глава тогда обратился к предпринимателям, и они предоставили городу заем, достаточный для того, чтобы погасить задолженность перед поставщиками газа и электроэнергии. Но через две недели оказалось, что сумма долга не уменьшилась, и глава снова начал просить поддержки у бизнеса. Но когда мы посмотрели, как были потрачены эти деньги, мы просто ужаснулись тому, насколько неэффективно это было сделано.
Тогда мы предложили в корне изменить систему поставки коммунальных услуг. Во-первых, отделить от МП функции ресурсоснабжения, чтобы поставкой тепла, горячей, холодной воды, водоотведением и т.д. занимались отдельные организации. И они были созданы в форме акционерных обществ. Это позволило обеспечить прозрачность бизнеса и собираемость платежей. Единственная же УК города тогда заключила со всеми жильцами домов договоры на их обслуживание. В следующие два года весь процесс стал подконтрольным, долги были погашены. Более того, оказалось, что денег, которые УК собирает с жителей, вполне достаточно для того, чтобы правильно, вовремя и в полном объеме рассчитываться с ресурсоснабжающей организацией.
- Но сегодня в Нефтегорске снова большие долги перед поставщиками ресурсов...
- Да, это так. В 2010 году сменился глава района. Он начал разбиратья в том, как прошло акционирование. Где-то работа была перестроена. Не хочу обвинять или хвалить его. Могу лишь сказать, что на сегодняшний день управляющая компания Нефтегорска должна ресурсоснабжающим организациям около 40 млн рублей. Это примерно шестая часть всех годовых платежей, то есть очень много. И задолженность продолжает увеличиваться.
- Вы знаете, в чем причина возникновения долгов?
- В первую очередь, не были обеспечены прозрачность финансовых потоков и рациональное их использование. УК в одной квитанции выставляет собственнику плату за тепло и горячую воду, холодную воду и водоотведение, вывоз мусора, текущее содержание и ремонт жилья и т.д. В результате получает эту кучу денег, и уже не понятно, где в ней средства, которые надо перечислить водоканалу, ТЭК, подрядчикам, вывозящим мусор, и т.д. В УК живут сегодняшним днем, закрывая лишь те проблемы, которые очевидны сейчас, и нисколько не заботятся о том, что страдают производители ресурсов. И затем, как по цепной реакции, возникают долги РСО друг перед другом. Например, водоканал должен 11 млн рублей энергетикам, хотя УК должна водоканалу 17 млн рублей. А нефтегорская ТЭК должна газовикам 20 млн рублей, хотя 30 млн рублей ей должна УК. Получается замкнутый круг, но из него надо искать выход. Как вариант, если эта УК - муниципальная, то она может выпадающими доходами из бюджета района закрыть долг перед РСО.
 
"Расчеты с поставщиками ресурсов должны быть прямыми"
- Но всегда прибегать к помощи бюджета невозможно. Очевидно, что требуются системные изменения...
- Опираясь на опыт работы в предыдущие годы, я готов предложить пути решения проблемы. Кстати, на мой взгляд, они вполне универсальны и могут быть применены везде.
Каждый житель должен платить за потребленные услуги или напрямую РСО, или какому-то рассчетно-кассовому центру. Но создание такого центра - это дополнительные расходы и, в конечном итоге, удорожание услуг. Заключить же прямой договор очень просто - для этого достаточно решения общего собрания жителей дома. Да, при прямых расчетах жители будут получать по несколько квитанций - отдельно за воду, за газ, за электричество и отдельно управляющей компании за обслуживание жилья, но что в этом плохого? Зато будет видно, чем занимается каждая организация и сколько за это получает. Повысится эффективность использования средств. Потому что УК перестанет быть одновременно и заказчиком, и подрядчиком, то есть перекладывать деньги из одного кармана в другой, да еще и делать это по заоблачным расценкам. Тогда перестанут возникать "осмотры крыш» за десятки тысяч рублей и прочее.
УК - это тормоз в разрешении вопросов между потребителем и ресурсоснабжающей организацией. Ведь по факту что происходит: РСО отпустила услугу УК, а та ее перепродала. При этом зачастую некачественно, да еще и не рассчитавшись с РСО.
Но сегодня УК прямо говорит жильцам, чтобы они и не думали заключать прямые договоры с РСО. Угрожают прекратить обслуживание дома, если жильцы не заключат с УК договоры (на ресурсоснабжение, в частности)! И депутатам поступают жалобы на такие действия.
- Пресечение подобных действий со стороны УК - это вопрос политической воли?
- Конечно, чтобы изменить систему, должна быть воля со стороны исполнительной власти. Не ошибается тот, кто ничего не делает, но нужно иметь волю признать ошибки и исправить их. На мой взгляд, воля требуется и для того, чтобы объективно пересмотреть тарифы каждой РСО.
- С учетом их инвестиционной деятельности?
- Да. Хотя могу заверить, что даже тех невысоких тарифов, которые были после годов их "заморозки» и с которыми мы столкнулись, начав работать на водоканале, объективно хватало на то, чтобы жить без долгов. В Нефтегорске уровень собираемости денег с населения управляющей компанией составляет 96%, это очень высокий показатель. При этом в тарифе каждой РСО заложены потери на уровне около 20%.
А вот различные надбавки, по-моему, должны не в тариф входить, а отражаться в инвестиционной программе РСО, которую каждая организация должна защищать. Например, досталась тебе в наследство сгнившая труба, которой 80 лет, от которой остался только контур и где вода течет только потому, что земля вокруг уплотнена. Если с вопросом о необходимости замены 100 км трубы прийти в министерство, то там скажут, что денег в бюджете нет. То же скажут местные власти и сама РСО. Но можно разработать инвестпрограмму на несколько лет, необходимую сумму разделить на всех жителей, и в итоге нагрузка на потребителя будет не столь высокой. Но средства будут идти на отдельный счет, что обеспечит полный контроль их целевого использования.
- Самара и Тольятти уже пошли по пути привлечения инвестиций в коммунальное хозяйство.
- Это очень логично! Мы тоже добиваемся возможности начать работу над инвестпрограммой. Но муниципальная власть пока не дает нам техническое задание для ее разработки.

Версия для печати

Новости

Назад. 15 ноября 2012 Вперед.

Алексей Звягинцев: "Управляющая компания - тормоз в разрешении конфликтов"