Самарцы задолжали 3 млрд руб. за услуги ЖКХ

Опубликовано: 7

Долг жителей областного центра за жилищно-коммунальные услуги превысил 3 млрд рублей. Представители самарской мэрии делают неутешительный прогноз: задолженность самарцев продолжит расти. Волга Ньюс попробовал разобраться в ситуации и понять, какие меры необходимо предпринять, чтобы эффективно решить одну из самых актуальных для Самары проблем.

Внушительный долг
Ситуация с задолженностью населения за услуги ЖКХ в Самаре приближается к критической. По информации руководителя управления развития жилищно-коммунального хозяйства департамента ЖКХ мэрии областного центра Дениса Абарина, по состоянию на 1 ноября общая задолженность граждан за услуги ЖКХ приближается к 3,2 млрд рублей.
Большая их часть – 2,7 млрд – приходится на 25 управляющих компаний (УК), пользующихся услугами единого расчетно-кассового центра МП "ЕИРЦ". Всего в Самаре 42 управляющие компании, остальные 17 ведут расчеты с ресурсоснабжающими организациями напрямую, их задолженность составляет 534 млн рублей.
Хуже всего у самарцев обстоят дела с расчетами за водоснабжение, водоотведение, отопление и горячую воду – на них приходится 65-70% в структуре долга.
Кто виноват?
По мнению чиновников, основная причина роста долга заключается в низком качестве предоставляемых услуг. Речь здесь в первую очередь идет о Самарском и Ленинском районах, где сосредоточен ветхий жилой фонд. Еще одна причина, констатируют чиновники, связана с недостаточной гибкостью УК, которые, к примеру, отказываются делать перерасчет в тех случаях, когда квартиросъемщик долгое время отсутствовал в квартире или услуга ему не была оказана. Достаточно редки, но имеют место и случаи "двоевластия", когда один дом закреплен сразу за двумя управляющими компаниями. Но самая главная причина наличия огромного долга, по мнению экспертов, кроется в том банальном факте, что большая часть граждан сознательно не платит за услуги ЖКХ.
"Многие люди не относят расходы на жилищно-коммунальные услуги к первоочередным. Чтобы напомнить им об обратном, меры воздействия к должникам ужесточены законом. По постановлению правительства РФ №354 срок, по истечении которого должнику может быть ограничено предоставление жилищно-коммунальных услуг, снижен с шести до трех месяцев. Законными считаются санкции по отключению газа, света, горячей воды и перекрытию водоотведения. В многоквартирных домах запрещено ограничивать подачу тепла и холодной воды, – поясняет член Общественной палаты Самарской области Виктор Часовских. – На мой взгляд, именно безнаказанность побуждает граждан сидеть сложа руки, не работать и, соответственно, не платить за услуги ЖКХ".
Депутат Самарской городской думы, гендиректор ООО "Приволжский ПЖРТ" Минахмет Халиуллов отмечает, что есть такая категория людей, которая не платит из принципа, причем это далеко не бедные люди. "А есть и еще одна категория граждан, которая предпочитает платить не чаще, чем раз в год. Все эти факторы приводят к росту общей задолженности", - резюмирует Денис Абарин.
Что делать?
Для того чтобы взыскать долги со злостных неплательщиков, предпринимается сразу несколько стандартных мер. Это письменные напоминания, личный прием руководителем УК для совместного поиска пути решения проблемы, заключение соглашений о погашении задолженности с коллекторскими агентствами, частичное отключение услуг, уведомление о намерении их отключения.
Если человек неплатежеспособен, то он может безболезненно урегулировать вопрос, посетив УК или ТСЖ и составив график погашения задолженности, чтобы компания не подала на него в суд.
Оригинальный способ взыскания долга с неплательщика практикуется в ТСЖ "Солнечный-532". Как рассказал его председатель Михаил Жарков, на собрании жильцов определяются люди, которые контролируют погашение долга соседей. "В случае если неплательщик гасит долг, то его "куратору" списывается 10% оплаты услуг ЖКХ", - сообщил Жарков. Кроме того, в товариществе применяются и традиционные методы борьбы с должниками. Так, например, на доске объявлений вывешивается список неплательщиков с указанием суммы долга и места работы.
А вот заместитель директора УК "ПТС-Сервис" Галина Бочкарева (крупнейшая в Самаре УК. – Прим. ред.) для борьбы с должниками использует традиционные методы. В частности, применяет отключение электроэнергии. "Практика показывает, что квартиросъемщики в этом случае стараются сразу погасить задолженность", - говорит Бочкарева. Кроме того, компания предлагает безработным неплательщикам устраиваться на работу в УК, например дворниками, и таким способом постепенно гасить долг.
В товариществах собственников жилья Самары планируется воздействовать на должников с помощью временного ограничения услуги водоотведения. В переводе с казенного языка это означает, что неплательщики не смогут пользоваться туалетом до тех пор, пока не расплатятся с ТСЖ за все потребленные ранее ресурсы и оказанные услуги. Первыми в городе это намерены сделать в ТСЖ "Крейсер", в чьем управлении находятся 265 квартир. Обитатели четырех из них в домах №1 и 3 по ул. Крейсерной, задолжавшие за "коммуналку" от 40 до 70 тыс. руб., должны лишиться водоотведения уже 12 ноября.
Еще один вариант решения проблемы - заключение прямых договоров между физлицом и поставщиками услуг, чтобы в случае накопления задолженности не страдали те, кто платит исправно. По словам руководителя самарского филиала "ВоТГК" Владимира Дикопа, возможность полного перехода населения Самары на прямую оплату услуг горячего водоснабжения и теплоснабжения сейчас обсуждается. "Мы пытаемся проговаривать такие варианты с областными властями, чтобы оплата потребленных ресурсов шла, минуя те звенья, где деньги в основном и "зависают", - УК и ТСЖ. Сказать, перейдет ли действительно Самара на прямую схему работы поставщиков ресурсов и потребителей и когда это произойдет, не могу, но мы этим занимаемся", – говорит он.
В случае же если все вышеперечисленные методы воздействия оказались неэффективными, дело на злостного неплательщика передается в суд. Однако судебное делопроизводство в Самаре пока является не самым эффективным способом выбивания долгов. По информации Дениса Абарина, в период с 2010 по 2012 гг. было возбуждено около 16 тыс. подобных дел на общую сумму 402 млн рублей. В результате удалось взыскать всего 69 млн.
Виктор Часовских, член Общественной палаты Самарской области:
- Работа с неплательщиками, которую ведут жилищные организации, в том числе УК, ТСЖ и ЖСК, должна быть систематической и начинаться не с третьего месяца просрочки платежа, а с первого. Важно повышать жилищную грамотность и ответственность собственников и нанимателей жилых помещений. Ведь около 2% жителей губернии сегодня не имеют постоянной работы, а значит, являются потенциальными неплательщиками. Должники должны понимать, что все равно кто-то за них платит: либо соседи, либо управдомы.
Также необходимо создать негативное отношение к неплательщикам. Для выполнения этой работы требуется информационное сопровождение. Необходимо также усилить информационную разъяснительную работу среди населения.

Николай Скобеев, депутат Самарской городской думы:

- Есть категория неплательщиков, которые считают, что им предоставляют некачественные услуги. К примеру, в Куйбышевском районе часто отсутствует холодное водоснабжение и горожане ставят вопрос о прекращении платежей. Определенная категория людей неплатежеспособна, есть категория попросту безалаберных людей, но, считаю, под одну гребенку всех равнять не нужно. Очевидно, что неправомерные задолженности причиняют прямой ущерб системе ЖКХ. Я сам живу в доме, который управляется ТСЖ, и мне понятно, что если кто-то не платит за услуги ЖКХ, то я вынужден платить за него. Из-за неплатежей бремя расходов перераспределяется и приводит к недоремонту жилого фонда, в результате проблема только усугубляется.

Версия для печати

Новости

Назад. 08 ноября 2012 Вперед.

Самарцы задолжали 3 млрд руб. за услуги ЖКХ