Михаил Мальцев: "В 2012 г. Самара вошла в десятку лучших туристических направлений"

Опубликовано: 6

В конце прошедшей недели в Самаре состоялся Международный форум «Инвестиции в гостеприимство», где обсуждались перспективы развития туристической отрасли с помощью государственно-частного партнерства, создание в регионах Поволжья условий для въездного туризма. О стратегии развития отрасли в Самарской области и мерах ее государственной поддержки в регионе рассказал руководитель областного департамента туризма Михаил Мальцев

Место встречи для профессионалов
- Насколько результативно, на ваш взгляд, прошел форум? В чем состояла его главная цель и насколько удалось ее достичь?
- Инвестиционный форум, организованный министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и департаментом туризма, посвященный сфере гостеприимства, прошел в регионе впервые. Внимание к индустрии туризма, к инвестициям в эту отрасль экономики связано прежде всего с тем, что Самара получила статус города-организатора Чемпионата мира по футболу-2018. Однако на форуме неоднократно подчеркивалось, что у региона и без привязки к ЧМ есть необходимый потенциал для развития туристской и гостиничной инфраструктуры.
Главное отличие форума от туристических выставок, которые мы ежегодно проводим, - его целевая аудитория. На одной площадке собрались представители федеральной и региональной власти, инвесторов, застройщиков, девелоперов, гостиничных сетей и консалтинговых компаний. Здесь инициаторы проектов смогли представить их экспертам и получить профессиональную оценку. Инвесторы и девелоперы познакомились с Самарской областью, оценили ее туристический потенциал, благоприятный инвестиционный климат. Со стороны власти было еще раз отмечено, что инвестиционные проекты в сфере туризма получат поддержку правительства региона. На преференции и льготы могут рассчитывать проекты нескольких категорий, одна из которых касается строительства отелей и гостиниц.
Конечно, на форуме были презентованы проекты самого разного уровня подготовленности: как выполненные на высоком профессиональном уровне, так и презентованные на уровне идеи. Большинству проектов еще предстоит пройти серьезную подготовку, доработку, чтобы быть интересными потенциальным инвесторам. Форум показал, что потенциальные инвесторы мало знакомы с ресурсами Самарского региона. Подобное мероприятие и призвано стать первым шагом по продвижению Самарской области как региона, благоприятного для инвестиций в сферу туризма и гостеприимства.
Форум планируется проводить ежегодно. Думаю, он станет хорошей площадкой для обсуждения целей, задач, проблем развития туризма.

 
Национальный парк - для людей
- О необходимости развития въездного туризма в Самарской области говорится уже давно - создаются программы, разрабатываются проекты. Можно ли сегодня говорить о каких-то результатах этой работы?
- С 2011 г.  в регионе реализуется подготовленная нами областная целевая программа "Развитие туристско-рекреационного кластера Самарской области на 2011-2014 годы", которая позволила нам начать работу по поддержке туристской отрасли. Это организация и проведение туристических выставок (именно с акцентом на внутренний туризм) в Самаре, участие в крупнейших московских и региональных туристических форумах, презентации туристского потенциала Самарской области в российских регионах, заинтересованных в отдыхе в Самарской области, выпуск рекламно-полиграфической продукции, поддержка фестивалей, проходящих в Самарской области, проведение рекламных кампаний, нацеленных на продвижение уже существующего туристского продукта.
Сегодня регион, его туристические возможности известны на федеральном, межрегиональном уровнях. Мы познакомили с нашим турпродуктом ведущих туроператоров, специализирующихся на отдыхе в России, дали возможность журналистам СМИ, освещающих вопросы развития туризма, лично увидеть возможности для разнообразного отдыха в Самарской области.
То, что (по крайней мере, в профессиональной среде) Самарская область перестает быть "белым пятном", а рассматривается в качестве региона, предлагающего интересный и актуальный турпродукт, уже является значительным шагом вперед.
В 2009 г. в регионе отсутствовала целевая программа по туризму, на эту сферу не выделялось финансирования.
Реализуются мероприятия, направленные на повышение качества услуг и квалификации персонала сферы туризма и гостеприимства.
Нам удалось внести свой вклад в работу региона по подготовке заявки на проведение чемпионата мира по футболу. Департамент туризма принимал участие в работе по подписанию соглашений об использовании помещений и инфраструктуры отеля во время Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и занимался разработкой концепции развития туристской и гостиничной инфраструктуры.
Кроме того, целенаправленно проводится работа по созданию условий инвесторам - это и создание Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, и формирование комплексного проекта, планируемого к включению в федеральную программу по развитию туризма в Российской Федерации - такого, как проект "Жигулевская жемчужина". Это наиболее перспективный и масштабный проект в сфере туризма на территории области, можно сказать, знаковый - он основан на природном потенциале национального парка "Самарская Лука" и Жигулевского заповедника им. Спрыгина. Это уникальный природный комплекс, действительно жемчужина Поволжья, и мы должны не просто сохранять его, а использовать во благо людей. Сам смысл существования национального парка подразумевает рекреационную функцию для жителей региона и туристов. Проект подразумевает несколько этапов реализации, а его общая стоимость - более 5 млрд рублей.
- Кто способен вложить столько денег?
- Реализуя такой крупный проект, мы понимаем, что не будет одного инвестора на весь комплекс. Сейчас все туристические проекты могут быть реализованы только за счет привлечения внебюджетных источников финансирования, инвестиций - нельзя полностью построить объект за счет бюджета. До 30% - федеральный и региональный бюджеты, остальное - средства инвесторов. Такие возможности предоставляет федеральная целевая программа по развитию въездного туризма на территории РФ, которая начала действовать с 2011 года. "Жигулевская жемчужина" претендует на включение в нее с 2015 года.

 
Туризм неправильно считают
- Сколько туристов приезжает в Самарскую область и как это количество меняется по годам?
- По статистике, к нам приезжают 500-550 тыс. человек в год. Но это информация только по крупным гостиницам, санаториям и т. п., которые предоставляют статистические данные. А мини-гостиницы, частные базы отдыха в статистику не попадают, поэтому реально туристов гораздо больше. Объем внутреннего туризма достаточно стабилен - он растет на 4-5% в год. У выездного туризма прирост значительно выше - порядка 20% ежегодно. Т. е. потребность в отдыхе у людей растет, но внутренний рынок ее не удовлетворяет: в сезон наши базы отдыха и санатории заполнены практически на 100%, а со стороны выездного туризма предложение растет.
- Какие виды туризма сегодня преобладают?
- Если в целом, то на первом месте - пляжный отдых. Второе направление по оборотам - деловые поездки. Третье - культурно-познавательное направление. И дальше уже по убывающей идут санаторно-курортный, круизный, экологический, паломнический виды туризма. Событийное направление туризма востребовано. В этом году "Рок над Волгой" собрал 307 тыс. зрителей, из них 10-15% приехали из других регионов.
Вообще, туризм недооценивают и неправильно учитывают отдачу в экономике региона. Объем платных услуг гостиниц, санаториев и туркомпаний - суммарно 3,9 млрд руб. в год. Но это без учета мультипликативного эффекта, одного из самых высоких, потому что туризм тянет за собой еще кучу отраслей. Это и транспорт, и строительство, и культура, торговля, общественное питание, развлекательная сфера. Все это сложно посчитать.
- Но существуют какие-то экспертные оценки?
- Я вам приведу пример экспертного расчета по выездному туризму. Есть статистика аэропорта "Курумоч" по чартерным рейсам, где на 100% люди летят по туристическим путевкам. Если количество пассажиров умножить на среднюю стоимость путевки, сумма выливается в 4,5 млрд руб. в год. Это объем выездного потока - столько у нас ежегодно выводится из экономики. А что такое 4,5 млрд? Весь проект "Жигулевская жемчужина" стоит 5 млрд. Т. е., условно говоря, за пределы области ежегодно "вылетает" один курорт.

 
Три главные задачи
- Вы упомянули об областной целевой программе развития туристско-рекреационного кластера. Какие задачи она решает, что финансирует?
- Первая задача - это продвижение того туристического продукта, который есть. Прежде всего, участие в профильных выставках и в России, и за рубежом: мы должны предоставить турбизнесу качественную информацию по Самарской области, чтобы они продавали наш туристический продукт. Плюс проведение информационных, рекламных кампаний, пресс-туров. Объем финансирования недостаточен для качественного проведения рекламных кампаний. Мы это понимаем и делаем предложение увеличить объем средств, направленных на продвижение. Без этого невозможно эффективно продавать туристический продукт. В 2012 г. на организацию рекламно-информационной кампании было выделено 1,65 млн рублей. Для сравнения: когда в Самару приезжает цирк, он тратит на свою рекламу примерно 1,5 млн в месяц. Вторая ключевая задача целевой программы - повышение квалификации специалистов, работающих в сфере туризма и гостеприимства. Чтобы предоставлять качественные услуги, мало иметь гостиницу - нужен еще квалифицированный персонал. Для этого в рамках программы создан портал дистанционного образования с необходимыми практико-ориентированными курсами. Это удобный формат: мини-гостиница в районе имеет возможность по Интернету предоставить своим сотрудникам доступ к обучению, чтобы они повысили свой профессиональный уровень.
И третья задача - предоставление информации. Этим занимается наше подведомственное учреждение - туристский информационный центр, который реализует ряд проектов. Один из них - создание системы онлайн-бронирования. Подобные системы есть, но они охватывают крупные гостиницы, а большой пласт мини-отелей, санаториев, гостевых домов и т. д. не входит в эту систему, не адаптирован к ней. Наша система бронирования позволит включить их в поиск, и из любой точки мира можно будет забронировать любое место размещения в Самарской области. На базе ТИЦ будет создан единый туристический портал губернии, где появится много полезных сервисов. Сейчас разрабатывается туристический гид на нескольких языках - это будет удобная справочная система на базе смартфонов, включающая и аудиогиды, и карты, и справочники, и кнопку вызова помощи, т. е. набор, необходимый для каждого туриста.

 
Задержать гостей подольше
- Участие Самары в ЧМ по футболу  - это серьезный вызов туристической отрасли региона. Что нужно сделать до 2018 г., чтобы достойно принять гостей?
- С точки зрения привлечения внимания к региону, это шанс, который нужно использовать для привлечения  туристов. В регионе есть опыт проведения крупных мероприятий, к примеру, тот же ежегодный фестиваль "Рок над Волгой". Сегодня наша задача - не просто привлечь гостей в регион, а максимально увеличить время их пребывания в Самарской области, чтобы они здесь хорошо провели время. Прежде всего (и об этом говорилось на форуме) надо простимулировать развитие гостиничной инфраструктуры. По нашим оценкам, нам нужно еще порядка двух тысяч номеров к имеющемуся фонду. И нужно нарастить именно качественные средства размещения разного уровня, от трех до пяти звезд. Основная задача туристического бизнеса - развивать комплекс дополнительных услуг, проекты развлекательного характера.
- Если мы увеличим номерной фонд гостиниц, как использовать его после чемпионата?
- Есть два варианта. Если инвесторам будет неинтересно вкладываться в гостиницы, то альтернативный вариант - строительство объектов двойного назначения, как это реализуется на Универсиаде в Казани. Это могут быть жилые комплексы, которые после ЧМ будут распродаваться, могут быть общежития или переселенческий фонд. Но я считаю, оптимальный вариант все-таки гостиницы, потому что это база для наращивания туристического бизнеса на длительную перспективу. И мы должны сделать так, чтобы они заполнялись в течение всего года, создать для этого условия. Один из проектов, который, на мой взгляд, должен быть реализован в Самаре, - это конгрессно-выставочный центр. Такой центр будет генерировать поток деловых туристов, позволит максимально загружать городские гостиницы. И это нужно для Самары, чтобы позиционировать себя как деловой центр, один из главных в Поволжье.

 
Объединяя усилия
- В 2012 г. активно развивалось сотрудничество в сфере туризма между регионами Поволжья. Какие проекты были реализованы и чего ждать от этого сотрудничества в будущем?
- Для нас это одно из приоритетных направлений развития. У нас в Поволжье действует соглашение о межрегиональном сотрудничестве между 11 регионами, в число которых входит и Самарская область. Мы реализуем общий проект под названием "Великая Волга", который включает целый комплекс мероприятий по разработке и продвижению межрегиональных маршрутов. Кстати, фотовыставку "Великая Волга" жители города еще могут увидеть на площади Славы. Самарская область являлась регионом-координатором проекта в 2012 г., эти же функции сохраняются за нами и в 2013-м.
Главным объединяющим регионы турпродуктом, безусловно, являются круизы по Волге. Однако сегодня мы не останавливаемся только на круизном направлении. Например, реализуем железнодорожный проект: в рамках соглашений совместно с самарским туроператором стартовали туристские поезда в Москву и Пензу, в ближайшее время будет в Нижний Новгород.

Мальцев Михаил Викторович. Родился в 1974 г. в Куйбышеве. Закончил Самарский государственный аэрокосмический университет, факультет двигателей летательных аппаратов. В 2000 г.- участник Президентской программы переподготовки управленческих кадров, в рамках которой прошел обучение в Самарском государственном экономическом университете по специализации "менеджмент". Руководил предприятиями в сферах туризма, торговли и управления коммерческой недвижимостью. С 2009 г. - руководитель департамента туризма Самарской области.

Версия для печати

Новости

Назад. 01 ноября 2012 Вперед.

Михаил Мальцев: "В 2012 г. Самара вошла в десятку лучших туристических направлений"

Архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2