Владимир Востриков: "Регион занимает восьмое место по потреблению абсолютного алкоголя в ПФО"

Опубликовано: 9

С первого июля установлена минимальная цена на 0,5 л готовой алкогольной продукции. Однако такое повышение - еще не предел. Руководитель департамента регулирования оборота алкогольной продукции министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Владимир Востриков рассказал о том, как повлияют ключевые изменения в законодательстве на тенденции рынка алкоголя в регионе.

По его словам, нижняя граница стоимости алкоголя будет повышаться до 2014 г. Кроме того, будут увеличиваться и ставки акцизов.

- Как изменяются ставки акцизов и в каком размере установлена минимальная цена на алкоголь?

- Повышение минимальной цены, а также ставок на акцизы на алкогольную продукцию осуществляется сегодня в соответствии с концепцией государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г. Акцизы на алкогольные напитки крепостью свыше 9 % повышаются более высокими темпами. Теперь литр такого алкоголя во второй половине 2012 г. облагается акцизом в 300 руб., в 2013 г. он будет составлять 400 руб., в 2014 г. - 500 руб.

Ставки акцизов в 2014 г. по сравнению с 2012 г. увеличатся в два раза. Что касается литра алкоголя крепостью менее 9 %, то если во второй половине 2012 г. он облагается акцизом в 230 руб., то к 2014 г. эта ставка возрастет до 400 руб. Наиболее низкие ставки акцизов установлены на литр натурального, фруктового вина. Сейчас они составляют шесть руб., а в 2014 г. увеличатся на два рубля и составят восемь руб.

Пиво крепостью 0,5-8,6% в течение 2012 г. облагается акцизом в 12 руб. К 2014 г. ставка возрастет до 18 руб. Пиво с содержанием доли этилового спирта свыше 8,6% облагается акцизом в размере 21 руб., а к 2014 г. показатель повысится до 31 руб. за литр. Кроме того, с первого июля Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка установлена минимальная цена за 0,5 л готовой продукции. Теперь водка должна стоить не менее 125 руб., бренди - 190 руб., коньяк - 219 руб.

- Как можно сегодня охарактеризовать рынок алкогольной продукции? Существуют какие-то тенденции? Чего сегодня покупают меньше, а чего больше?

- В целях контроля за объемом оборота реализуемой алкогольной продукции на территории региона осуществляется декларирование объема розничной продажи алкоголя. По результатам проведенного анализа деклараций, в Самарской области наблюдается тенденция уменьшения розничного товарооборота алкогольных напитков.

Наиболее употребляемыми алкогольными напитками в регионе являются вина, в основном, производства РФ. Второе место в предпочтениях населения занимают водка и ликероводочные изделия. В общем объеме продаж алкогольных напитков, реализованных на территории Самарской области, доля водки и ликероводочных изделий составляет 41,5%. Третье место по объему реализации занимают шампанские и игристые вина. Самарская область среди регионов Приволжского федерального округа (ПФО) по потреблению на душу населения абсолютного алкоголя занимает 8 место.

- Какие изменения ждут рынок в 2012 г.?

- Главное законодательное изменение, которое уже вступило в силу с первого июля 2012 г.: пиво признано алкоголем. Теперь его продажа и производство регулируются общим для всех видов алкогольной продукции законом. Это означает обязательную декларацию объема продаж пива, чего раньше не было. Кроме того, установлен запрет на реализацию пива на территориях, прилегающих к детским учреждениям, на остановочных площадках и вокзалах.

Теперь в ночные часы запрещено продавать алкоголь крепче 5 градусов, а в 2013 г. будет запрещено ночью продавать алкоголь выше 1,5 градуса, тогда же пиво нельзя будет продавать в ларьках и рекламировать его. Я думаю, что на производителях пива это не отразится. Хотя, конечно, спад потребления будет. Но это и к лучшему, потому что сегодня основной потребитель пива - это, к сожалению, молодежь.

Другой важный момент - процесс перелицензирования, который охватил весь рынок России. Самарские игроки пережили его хорошо. Часть мелких дистрибьюторов ушла с рынка, но это никак не отразилось на рынке в целом, все ключевые игроки сохранили свои позиции. С 1 июля установлены дополнительные требования для торговых помещений, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции.

В городских поселениях розничную продажу алкогольной продукции сможет осуществлять только организация, имеющая на законном основании стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м. Для сельских поселений этот показатель сокращен вдвое - до 25 кв. м.

Кроме того, все организации должны иметь контрольно-кассовую технику. Требования к помещениям для реализации алкогольной продукции утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Законом также установлено, что если помещение закреплено на правах аренды, то договор должен быть заключен на срок один год и более.

- Какова сегодня доля местного алкоголя в  магазинах губернии?

- Сегодня примерно 25% алкогольной продукции в магазинах губернии - самарского производства. Местный производитель выпускает, в основном, водку. Качество нашей продукции ничем не уступает алкоголю из других регионов. Разумеется, нам необходимо увеличивать присутствие местной продукции на торговых прилавках губернии. Мы ставим задачу перед предприятиями розничной торговли - продавать алкоголь, производимый в регионе.

В настоящее время в области спирт этиловый из пищевого сырья, а также алкогольные напитки производят шесть предприятий: ООО "Винзавод "Тольяттинский", ОАО Комбинат "Росинка" (Тольятти), ООО "Жигулевский водочный завод" (Жигулевск), ООО "Самарский комбинат "Родник" (Самара), ООО "Новый Буян" (с.Новый Буян), ООО "Рождественское" (с.Рождествено) и порядка 30 предприятий производят пиво. Из них наиболее крупные - ОАО "Жигулевское пиво" и филиал ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" - "Балтика-Самара".

- В этом году возникали проблемы у крупных сетевиков?

- За 7 месяцев текущего года министерством проведены проверки соблюдения лицензионных требований в 418 организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на 662 объектах торговли, расположенных на территории региона. Нарушения выявлены на 283 объектах торговли, выдано 277 предписаний, составлено 9 протоколов об административных нарушениях.

Неустранимые нарушения, выразившиеся в обороте алкогольной продукции с нарушениями требований к ее маркировке акцизными и федеральными специальными марками, были выявлены у сетевой организации ООО "Горилка". В настоящее время дело об аннулировании лицензии организации находится на рассмотрении в арбитражном суде Самарской области.

- Сколько лицензий на продажу алкоголя заканчивается в этом году?

- В 2012 г. истекает срок действия 705 лицензий, из них продлены или переоформлены 626 лицензий. Продажами алкоголя в регионе занимаются более 1,7 тыс. организаций, у которых более 4,7 тыс. объектов. Наибольшая доля у ЗАО "Тандер" (магазины "Магнит"), у него 259 магазинов в области. ООО "Агроторг-Самара" (магазины "Покупочка") имеет 97 торговых точек, Х5 Retail Group, владеющая сетями "Карусель", "Перекресток", "Пятерочка+" реализует алкогольную продукцию в 86 магазинах, у ООО "Элит" (сеть магазинов "Пчелка") - 33 магазина, ООО "Любимый магазин" имеет 17 торговых точек.

- Станет ли, на ваш взгляд, население употреблять меньше алкоголя в связи с последними изменениями в этой сфере?

- Думаю, что население станет меньше покупать крепкие алкогольные напитки. Правда, незначительно, процента на 3-4, то есть в пределах статистической погрешности. Чтобы действительно уменьшились размеры массового пьянства, нужно поднять цены в два-три раза. Но и эти меры могут не дать сразу положительного результата - борьба с алкоголизмом может быть эффективной лишь на системной и долгосрочной основе.

Версия для печати

Новости

Назад. 29 августа 2012 Вперед.

Владимир Востриков: "Регион занимает восьмое место по потреблению абсолютного алкоголя в ПФО"

Архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2