Ирина Скупова: "Пеленг первого лица - это неоценимая поддержка"

Опубликовано: 4

На днях в Москве президент Владимир Путин провел рабочую встречу с региональными уполномоченными по правам человека. По итогам беседы было принято решение ввести институт омбудсменов во всех регионах и законодательно обязать исполнительную власть реагировать на их обращения. Уполномоченный по правам человека в Самарской области оказалась в центре дискуссии. О подробностях встречи Ирина Скупова рассказала в интервью Волга Ньюс.

"Закрепить меры реагирования"

 

- Каково это - понимать, что первое лицо государства прислушивается к вам, и более того - с вами соглашается?

- Я никоим образом не готова приписывать себе влияние на первое лицо государства. Но вопросы продвижения института уполномоченных по правам человека в системе органов власти были моей задачей на протяжении последних лет и при подготовке к встрече с президентом. Темы, затронутые мной, были пережиты мною годами, обсуждены с десятками и сотнями людей. Мне потом передали, что Владимир Владимирович якобы сказал, что он прочувствовал мою личную убежденность. А сам разговор с Путиным был психологически комфортным. Тем более, что и формат встречи был заявлен неофициальный - если быть точной, то нам его обозначили как "философский и мировоззренческий". И Путин вел себя очень непринужденно - в галстуке, но "без горностаевой мантии". И ко встрече он был очень готов в содержательном плане. И все-таки для него было неожиданно, когда он услышал, что доклады уполномоченных во многих регионах фактически не имеют никакой законной силы. Он спросил: "Это документ?" На что я ответила: "Конечно, документ". "А как же можно не реагировать на документ?" - в ответ спросил президент. По его мнению, которое было сформулировано и озвучено практически сразу же, необходимо законодательно закрепить меры реагирования на наши ежегодные и специальные доклады.

- Что, на ваш взгляд, изменится после этой встречи?

- Я понимаю, что нормативным регулированием здесь не обойтись. Чиновники часто смотрят в глаза и говорят, что готовы взаимодействовать. Но внутренний настрой, не выражающийся вербально, нередко иной: "не мешайте работать и не путайтесь у нас под ногами". И здесь пеленг первого лица - неоценимая поддержка. Точно могу сказать: поручения уже даны, в том числе и по созданию рабочей группы по подготовке федерального закона об основах деятельности уполномоченных по правам человека.

 

"С людьми нужно разговаривать"

 

- Какие темы подняли ваши коллеги из других регионов?

- Моя коллега из Пермского края Татьяна Марголина подняла тему агрессии в обществе. Не важно, о чем идет речь, - о межнациональных или о межрелигиозных взаимоотношениях, - суждения людей чрезвычайно категоричны и негативны по отношению к другим. И все это пишется и произносится на таком языке вражды, с таким озлоблением, как будто хлесткие фразы решат личные и социальные проблемы. Но и меры регулирования этих деликатных отношений не могут сводиться только к запретам и ограничениям. С людьми нужно разговаривать, выяснять их мнения, прислушиваться к ним, объяснять им принятые позиции, не отторгать непривычное, а преобразовать его в социальный позитив или как минимум в нейтральный фактор.

- Возвращаясь к недостаточно активной реакции чиновников на обращения уполномоченных - какие региональные структуры вы могли бы выделить из общего числа, где сегодня уже изменилось отношение к вашей деятельности?

- Не могу не отметить прогресса в отношениях с областной прокуратурой. Я приятно удивлена сущностной реакцией нового прокурора Самарской области Мурата Кабалоева не только на мои обращения, но и по деталям, важным для заявителей. Он не только вникает в документы, а жизненно вопросы "прокачивает". С глубоко уважаемым мною Валерием Яковлевым, думаю, и на должности руководителя УФМС мы найдем понимание. С главой ГУ МВД РФ по Самарской области Юрием Стерликовым отношения тоже выстроены, но в этой системе сбои на средних и низших уровнях неизбежны. Мы договорились, как это и с помощью каких человеческих ресурсов можно преодолевать. Сложнее со следственными органами. Конечно, в их полномочиях нет обязанностей посвящать нас в тайну следствия, но сообщать о результатах запрашиваемых нами проверок они могли бы. Странно, но периодически подобное недопонимание случается и с отдельными главами муниципалитетов. Это было при Викторе Тархове, до которого просто невозможно было достучаться. Сейчас такая ситуация у нас в Красноармейском районе. Доходило до того, что письма, отправленные мне и прокурору селянами, как говорят жители окрестных сел, не только не доходили по адресу, но и оказывались на столе у главы. Красноярский район часто фальшивит по вопросам жилья и собственности на землю.

 

"Нельзя менять закон под персоналии"

 

- Планируете ли вы выдвигать свою кандидатуру на пост омбудсмена на третий срок в 2014 году? И что по этому поводу говорит закон?

- Кандидатуры на этот пост выдвигают губернатор и депутаты Самарской губернской думы, а депутаты потом выбирают методом тайного голосования. Правда, я внесла в закон поправку, чтобы это могли делать и общественные организации. Иначе, вроде бы, теряется сама идея выбора независимого представителя и посредника между населением и властью. Как правило, уполномоченные работают по два срока, но в некоторых субъектах Федерации были внесены изменения в региональные законы, в результате чего у омбудсменов появилось право выдвигаться на третий срок. Не уверена, что это правильно в такой стране, как наша, где репутация и легитимность институтов во многом зависят от того, насколько люди, их представляющие, честны с гражданами, в том числе в вопросах избрания. В число моих убеждений входит и то, что нельзя менять законы под персоналии. Поэтому я честно постараюсь отработать срок полномочий, который истечет в июле 2014 года, и не испытываю предчувствия конца жизни после их сложения. И вообще я не отношусь к этой работе как к должности. Это деятельность, наполненная смыслом и человеческими ценностями, и это от званий мало зависит.

Стенограмма беседы В. Путина и И. Скуповой
И.СКУПОВА: Уважаемый Владимир Владимирович!
...Мы все нацелены на результат и вместе с органами власти должны быть убедительны перед людьми, которые обратились к нам с доводами, с болями. Мы должны с юридического на русский перевести, почему невозможно мгновенно решить проблему, когда и каким порядком она будет решена с учетом свода всех обстоятельств и возможностей государства. С учётом всего этого мы бы просили, Владимир Владимирович, найти возможность рекомендовать всем органам власти на федеральном, на региональном уровнях более содержательно, более внимательно относиться к докладам уполномоченного, реагировать на них и, конечно, использовать эффективные сложившиеся практики.
В.ПУТИН: Рассмотрение ежегодных докладов уполномоченных по правам человека. На каком уровне и в какой форме?
И.СКУПОВА: Я буду говорить применительно к регионам.
В.ПУТИН: Да, конечно.
И.СКУПОВА: В соответствии с законами, уполномоченный, как правило, вносит доклады губернатору, председателям законодательных собраний регионов и направляет также прокурору, председателю областного суда. Это обязательно. Ну и дальше, конечно, мы распространяем в библиотеки, по всем органам власти, в том числе и по муниципалитетам. Но вот законодателями не урегулирован вопрос, а как должен реагировать глава субъекта…
В.ПУТИН: Извините, что перебиваю, вы разослали - и все. Этого достаточно или нет?
И.СКУПОВА: Конечно, нет.
В.ПУТИН: Значит, это просто ваш документ, а этот документ должен быть рассмотрен. Кем, в какой форме, в какие сроки? Вот вопрос. Это не отрегулировано, да?
И.СКУПОВА: Вот это как раз не урегулировано законом. И первоначально, заступая на должность, уполномоченный буквально, как в космос, направляет доклады. Потом уже берут в оборот своих должностных лиц, и складывается постепенно практика.
В.ПУТИН: Понятно. С этим понятно. Как раз это и нужно отрегулировать, видимо, в законе.

Справка:
В России институт уполномоченного по правам человека официально появился 22 ноября 1991 года. Должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Основными направлениями деятельности уполномоченного по правам человека в России являются: рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению; анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; развитие международного сотрудничества в области прав человека; правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;·подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его президенту страны, в Совет Федерации и Государственную Думу, правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ и Генеральному прокурору РФ.
Закон "Об Уполномоченном по правам человека в Самарской области" был принят 31 октября 2000 года Самарской губернской думой.
2 июля 2004 г. депутатами Самарской губернской думы на должность Уполномоченного по правам человека в Самарской области утверждена И.А. Скупова.

Версия для печати

Новости

Назад. 27 августа 2012 Вперед.

Ирина Скупова: "Пеленг первого лица - это неоценимая поддержка"

Архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2