Анна Горбунова: «Человек на портрете – не восковая фигура»

Опубликовано: 9

Недавно картина самарской художницы Анны Горбуновой «Высоцкий» была передана в Национальную портретную галерею в Москве. Это право художница заслужила как одна из победителей конкурса «Лучший портрет - образ Владимира Высоцкого», который был организован Государственным культурным центром-музеем «Дом Высоцкого на Таганке», музеем «Национальная портретная галерея» и продюсерским центром «АРТ УСПЕХ». Сегодня художница – в гостях у «ВК».

«Каждая его песня – явление»

- До того как вы решили принять участие в конкурсе, само имя Высоцкого что-то значило для вас?

- Конечно, как и для многих. Каждая его песня - как явление. В них огромный диапазон эмоций. Слушаешь эти песни, и мурашки по коже. Я застала время, когда они переписывались на магнитофонах. Помню, как я приходила в мастерскую к своему папе, где они писал картины, и там звучал голос Высоцкого.

- Когда вы создавали свой портрет Высоцкого, слушали его песни?

- В момент создания эскизов – да. И мне кажется, благодаря этому штрихи получались более сильными, эмоциональными. На этом этапе я поняла, какие акценты должна сделать в своей работе. Но сам портрет писала уже в тишине. Продолжалось это достаточно долго, и просто невозможно было совладать с таким грузом эмоций. Вообще, жить в таком накале постоянно для меня несвойственно.

- Видимо, созданию портрета предшествовала большая подготовительная работа…

- Конечно. Первым делом я обратилась к президенту общественного фонда «Центр Высоцкого в Самаре» Михаилу Трифонову. Он привел меня в музей Высоцкого, я увидела огромное количество его фотографий, увидела связанные с ним реликвии, его почерк. Увидела, насколько трепетно, бережно Михаил Трифонов относится к памяти Высоцкого. И это был толчок к тому, чтобы я oщутила огромную ответственность за свою работу, ведь этот образ до сих пор любим многими людьми. Многие художники писали портрет Высоцкого. Я поняла, что за эту работу стоит браться, только если можешь внести в нее свое понимание этого человека. Мне кажется, это получилось.

- У работы необычная композиция. Высоцкий здесь как будто находится сверху, над городом. А внизу угадываются очертания Москвы в районе Котельнической набережной. Эта композиция преобразовывалась в ходе работы?

- Да, она сильно изменилась. У меня было много эскизов. И к нынешнему варианту я шла довольно долго. Мне хотелось показать и масштаб Высоцкого как личности, и масштаб города. Чтобы было видно много окон. И за счет этого возникало ощущение присутствия большого числа людей. И как будто из каждого окна звучат его записи.

- Та картина, которая открывается за плечами Высоцкого, реальная?

- Да, реальная. Правда, я чуть сжала ее. Чтобы в картине поместилась и церковь, и плакат «XXV съезд КПСС», и много чего еще. Рядом театр на Таганке. Мне как художнику была важна пластика этого места. Мне нравилось, как дома заполняли это пространство. Обыкновенные дома, старые сталинки, которые есть во многих больших городах. Для меня важно, чтобы в картине чувствовались приметы времени…

- На картине Высоцкий 1975 года. Почему именно на этом времени вы остановились?

- Мне кажется, этот год – год его наивысшего взлета. Я много пишу портретов. И обратила внимание, что человек, который проделывает большую внутреннюю работу, который находится постоянно в преодолении, с возрастом становится красивее. Его черты лица приобретают выразительность. Так и лицо Высоцкого, его взгляд к середине 70-х годов, мне кажется, стали очень выразительными. Хотелось, чтобы на моей картине он остался на взлете своей популярности. Таким, каким его запомнили и полюбили многие.

- Вы интересовались откликами на форуме по поводу своей работы?

- Конечно. Многие написали, что этот образ соответствует их ощущению Высоцкого.

- Какова судьба этой работы?

- Она была представлена на выставке в центре-музее Высоцкого в Москве. Оттуда попала в Национальную портретную галерею. Как сказал президент, картина будет представлена на выставке к 75-летию Высоцкого, которая откроется в январе 2013 года.


«Хотелось бы создать портрет Александра Васильева»

- В каких направлениях вы работаете?

- Создаю картины жизни города, пейзажи. Занимаюсь графикой, пастелью. Очень люблю писать портреты людей, особенно среди природы. Мне кажется, природа помогает передать настроение и сущность человека. При всем моем внимании к деталям, подробностям, в портрете для меня главное - не внешняя похожесть. Человек на картине не должен быть похож на персонаж из музея восковых фигур. Важно, чтобы у зрителя, который находится рядом с портретом, возникало ощущение живого человека. Чтобы он ощущал его энергетику.

- Создавая портрет современника, вы делаете его с фотографии, по памяти или человек вам позирует?

- Бывает по-разному. Лучше, конечно, сначала встретиться. Мне достаточно 15 минут, чтобы понять, чем живет человек. Для меня важно все, даже то, как он молчит. Конечно, персонажи моих картин приходили ко мне и позировали несколько раз по много часов. Но сейчас жизнь настолько ускорилась, что люди уже не могут себе этого позволить, и поэтому чаще всего общение ограничивается одной встречей. А иногда знакомство с героем картины бывает заочным.

- Кроме Высоцкого, есть ли другие знаменитые фигуры в вашей портретной галерее?

- Есть. Например, американский хирург, онколог Холстед, который во многом продвинул науку вперед. Или бывший президент Академии медицинских наук Михаил Давыдов. Дело в том, что я два года сотрудничала с Самарским онкологическим диспансером. И создала много работ и ныне живущих врачей, и легендарных личностей, оставивших яркий след в истории медицины.

- Вы делаете портреты только по заказу или по собственной инициативе тоже?

- В какой-то мере, я зависимый человек. Я бы хотела, чтобы моя работа меня кормила. Но мне везло. Я все время писала людей интересных, интеллектуальных. Людей, которые многого добились в жизни. При этом стараюсь работать не по схеме, каждый раз создавая что-то новое, необычное. Я пишу картины, в том числе и портреты, и для себя. Они остаются у меня дома. Но большинство моих работ «пристроены», чему я очень рада. Они находятся в музеях, в частных коллекциях, в том числе и за рубежом.

- Что в ваших планах?

- Хочу сделать еще один портрет Владимира Высоцкого, на это раз графический. И подарить его в знак благодарности за помощь нашему музею Высоцкого. А еще очень хотелось бы написать портрет театрального художника Александра Васильева. Мне кажется, это очень интересный человек – не только талантливый, но и добрый, душевный.

- Любой ли человек может стать персонажем интересного портрета?

- Мне кажется, да. Если художник вкладывает в этот портрет какую-то интересную идею.

Справка

Анна Горбунова – член Союза художников России. В 1992 году окончила Самарское художественное училище. В 2000 году с отличием окончила Самарский государственный педагогический университет (факультет ИЗО и ДПИ). В 2000-2006 годах работала в этом же вузе преподавателем живописи, рисунка и композиции. В 2005 году окончила факультет повышения квалификации Российской академии художеств Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина по специальности «рисунок, живопись». Участница многих областных и всероссийских выставок. Персональные выставки проходили в 2004 году (в выставочном зале Союза художников России в Самаре), в 2006 году (в галерее «Вавилон»), в 2008 году (в выставочном зале «Экспо-Волга»).

Источник: www.vkonline.ru


 

Версия для печати

Новости

Анна Горбунова: «Человек на портрете – не восковая фигура»