Как сделать Самару европейским городом?

Опубликовано: Авторы: 1

Начиная серию публикаций о культурных идеях, реализация которых могла бы изменить жизнь в Самаре и области в лучшую сторону, мы представляем читателю одну из самых глобальных - проект архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых и студентов СГАСУ Art Public.. Цель - превратить достаточно большую площадку в настоящий центр города.

Речь идет о реконструкции общественного пространства вдоль ул. Молодогвардейской от р. Самарки до ул. Невской. Здесь можно создать среду, которая будет выполнять роль бренда города, притягивая инвестиции и потоки туристов. Говорит Дмитрий Храмов.

Коротко
Ось улицы Молодогвардейской знаковая. Она начинается у Самарки, насаживает на себя  исторический центр города, переплетается с пешеходной частью на Ленинградской и выходит напрямую на нашу главную площадь - площадь Куйбышева. Дальше начинается молодежная,  активная, презентабельная часть с Дворцом спорта,  площадью Славы, на этой оси расположены институты - Аэрокосмический, Строительный, Политехнический.
Мы со студентами, на основе научной работы Марии Храмовой «Опорная структура культурного ландшафта современного города», провели исследовательскую работу, разделив территорию улицы на зоны, проанализировав их и выработав рекомендации по их развитию.


Зачем?
Центр города - это уникальная среда,  что и делает ее привлекательной для туристов, и не только для них. Должна быть какая-то опорная структура, которая будет стимулятором развития всего города. Система эстетических магнитов, которые будут подтягивать к себе какие-то процессы. Сейчас этой системы в Самаре нет.
Одним словом, Молодогвардейская должна стать пространственным брендом города. Похожим способом действовали  в Барселоне в 1980-90-е годы. За основу взяли полторы сотни знаковых точек, связанных с какой-то историей, с какими-то культурными событиями. И все эти места города были развиты за счет арт-воздействия, с привлечением известных художников, скульпторов и т.д. Так появилась система скверов, которая сейчас составляет всю туристическую структуру Барселоны. Но дело не только в туризме. Смысл в том, чтобы создать качественную среду для жителей города, стимулирующую сохранение и зарождение традиций. Нужно, чтобы у людей  появилось сознание сопричастности конкретному месту. Жители Барселоны себя без этих созданных сравнительно недавно символов уже не мыслят.
Символ определяет облик города. Что такое Эйфелева башня? Кусок железа. Практического смысла в нем нет, но он является  точкой притяжения.
Молодогвардейская исторически сосредоточила в себе целый ряд символических для города пространств, актуализируя которые и создавая новые, ее можно сделать траекторией притяжения.

Как это работает
Мы провели определенный анализ всего этого пространства и выделили  8 основных узлов с определенными точками притяжения. Они являются уже сложившимися символическими ядрами. На эти узлы в первую очередь необходимо объявить конкурс, привлечь архитектурную общественность, для создания интересных проектов.
Для примера возьмем самый маленький кусочек этой оси - угол Молодогвардейской и Ульяновской.
Там сейчас стоят два киоска - “Блинка” и “Пан-картофан”. За ними - дерево и свободное пространство. По сути это маленький сквер. Это очень оживленная точка, тут встречаются студенты из трех вузов, рядом столовая, магазин, ресторан. Но пространство этого пятачка никак не организовано. Оно - просто задник киосков, которые устроили там что-то типа помойки. То есть роль культурного символа этого места взяли на себя два ларька. По-хорошему надо их просто убрать к чертям, сделать тут маленький сквер, а к столовой приделать терраску с летним кафе. Но это не в нашей компетенции. Со студентами мы делали проект скамейки для этого сквера. Она должна быть интересная,  треугольником вокруг дерева,  и где-то превращается в столик, где-то в афишную тумбу. Можно вставить туда свет, WIFi... Надеюсь, что этот проект осуществится, и тогда я уверен на сто процентов, что эти киоски развернутся по другому, им выгодно станет убирать эту территорию, чтобы там сидели люди и что-то у них покупали. И сразу это место станет узнаваемым, обретет свое лицо. Этот симбиоз с киосками абсурден, но все связи в городе сложны. Они цепляются друг за друга и дают новое развитие. Есть маленький коммерсант и есть определенный кусочек среды - почему бы не дать человеку возможность сделать это место благоустроенным и нести за него ответственность?  В этой ответственности за свое место все дело и заключается.

Возражения
Кто-то скажет:  вы с жиру беситесь, проложите сначала сети, расселите ветхое жилье. У нас море проблем. Но надо с чего-то начинать. И либо мы будем вести работу системно, либо просто размажем бюджет по всем проблемам сразу и ничего не сделаем.
Идея в том, чтобы сделать хотя бы среду одной улицы максимально привлекательной, чтобы выгодно было там открывать бутики, галереи, кафешки, строить действительно качественное жилье.  Это архитектурно-функционально-эстетическая завязка, которая потом будет диктовать те технические изменения, которые надо будет все равно принять. Нельзя сделать, например, красивое мощение, не поменяв под ним коммуникации.
Либо можно продолжать, как до кризиса, строить страшное жилье, которое пытаются кому-то продать под брендом элитного, хотя оно абсолютно безобразное. У нас так уже убиты целые кварталы в центре, которые превратились в спальные районы. Чтобы создать уникальную среду, нужны условия, ситуация. Какой-то первый каркас, система, в которую удобно и выгодно встроиться.

Альтернативы
Этим летом министерство культуры собрало самых умных людей города и они сидели и думали, что может быть брендом Самары. Чем нам гордиться? Пивзавод? Как-то амбивалентно. Песня «самара-городок»? В конце-концов, решили, что Самарская лука - наш единственный глобальный бренд. Но он создан не нами! Получается, даже известные люди города просто не знают чем же в городе гордиться. Набережная? Она шикарна. Но почему к ней такое отношение? Ларьки, закусочные, шабаши под шансон. А может, это и есть наша реальность, и мы другого не заслуживаем? Это отношение ведь отвечает русскому духу бесшабашного распространения вдаль. Нужно ли это собирание города к центру кому-то? Или всем наплевать и путь все идет как идет?  Может быть, правда только в Москве и Питере и может быть все…? А вся Россия пусть будет как ландшафтный парк с этническим уклоном?
Но почему из Перми делают определенный символ и что-то получается? Они создали бренд, подтянули под него финансы и вот уже про них что-то слышно. Не знаю, правда, что потом реально из этого вырастет, потому это долгая работа по созданию инфраструктуры, капитализации территории. У нас часто так бывает, что начинают что-то делать, а потом все как-то растворяется, финансы уходят в песок и ничего не остается. Так что может быть наша российская безграничность в принципе никогда не даст нам быть собранными в одно месте, ощущать его  своим, ухаживать за ним,  показывать его, гордиться им?
Что создает наше желание жить тут? Или я иду вдоль серой стены и хочу уехать отсюда или я вижу что-то интересное и чувствую гордость...

Источник: www.vkonline.ru

Версия для печати

Новости

Назад. 18 декабря 2010 Вперед.

Как сделать Самару европейским городом?