Актуальные вопросы о переселении из аварийного жилищного фонда

Опубликовано: Авторы: Фоторепортер: прокуратура Самарской области 83

Разъясняет начальник отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики областной прокуратуры Сергей Курьянов.

Порядок признания многоквартирных домов аварийными урегулирован постановлением Правительства РФ от 28.01.2006.

Только дома, признанные в установленном указанным постановлением порядке, считаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Основанием для расселения является вынесенное органом местного самоуправления постановление о признании дома аварийным. В постановлении указывается срок расселения, а также срок для сноса аварийного дома.

В случае, если дом аварийным не признан, собственник, наниматель, проживающий в таком доме, вправе обратиться с заявлением о признании дома аварийным в межведомственную комиссию при администрации района, приложив необходимый пакет документов. Также дом может быть признан аварийным на основании заключения ГЖИ Самарской области.

В настоящее время на территории области завершаются мероприятия по расселению граждан из аварийных домов, признанных таковыми до 01.01.2012, в рамках программы переселения, утвержденной постановлением Правительства области от 27.11.2013 № 684.

Сегодня в области остаются нерасселёнными 425 семей в восьми муниципальных образованиях области, из которых 402 проживают в Самаре, девять — в Жигулевске, пятеро — в Ставропольском районе, трое — в Красноармейском районе, по двое — в Сергиевском и Красноярском районах, по одному — в Кинельском районе и Октябрьске.

Постановлением правительства Самарской области от 29.03.2019 № 179 утверждена областная госпрограмма "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017, до 2025 года", в рамках которой запланировано переселить 22 697 человека из 8 982 аварийных жилых помещений, в том числе в рамках договоров развития застроенных территорий 1 527 человек из 604 аварийных жилых помещений (расселение домов, признанных аварийными с 01.01.2012 по 01.01.2017).

Общий объем финансирования государственной программы за счет всех источников финансирования в 2019–2025 годах составляет 15 916 575 861,73 руб., из них: с финансовой поддержкой Фонда — 15 916 575 861,73 руб., в том числе, средства Фонда — 13 218 353 056,75 руб., средства областного бюджета — 1 902 392 011,95 руб., средства местных бюджетов — 795 830 793,03 руб.

В настоящее время осуществляется реализация I этапа (2019–2020 годы) государственной программы, в рамках которого запланировано переселение 2 041 гражданина из 848 жилых помещений общей площадью 32 952 кв. м., начаты мероприятия по реализации 2 этапа программы (в настоящее время министерством подписываются соглашения с органами местного самоуправления по реализации 2 этапа).

Объем средств на реализацию мероприятий I этапа — 1 331 362 782,74 руб., из них: с финансовой поддержкой Фонда — 1 331 362 782,74 руб., в том числе, средства

Фонда — 1 019 371 696,45 руб., средства областного бюджета — 245 422 947,16 руб., средства местных бюджетов — 66 568 139,13 руб.

В настоящее время заказчиками (органами местного самоуправления) приняты жилые помещения по ранее заключенным муниципальным контрактам общей площадью 11 473 кв. м (план — 10 352 кв.м). Прокуратурой области организованы проверки качества приобретенных органами местного самоуправления жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья.

Каким образом происходит переселение из аварийного фонда?

Наниматель по договору социального найма жилого помещения, признанного непригодным для проживания, вправе заключить договор социального найма в отношении другого помещения. При этом общая площадь предоставляемого жилья должна соответствовать площади ранее занимаемого помещения или нормам, установленным правовыми актами (что не исключает возможности предоставления жилья большей площади при отсутствии в муниципальном жилищном фонде равнозначного жилого помещения). Жилое помещение должно быть благоустроенным и находиться по общему правилу в границах соответствующего населенного пункта (ч. 1 ст. 89 ЖК РФ).

При наличии письменного согласия нанимателя по договору социального найма и проживающих совместно с ним членов его семьи допускается предоставление им взамен жилого помещения в аварийном доме жилого помещения меньшей площади. Такое согласие должно быть закреплено в отдельном документе, а также во вновь заключаемом договоре социального найма (Письмо Госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" от 27.06.2019 № ВТ-07/1062).

При предоставлении жилья не учитывается наличие в собственности нанимателя или членов его семьи иных жилых помещений.

В случае отказа нанимателя выехать в предоставляемое жилое помещение орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с соответствующим иском.

Если вы собственник жилого помещения, признанного непригодным для проживания, в зависимости от оснований выселения вы вправе заключить договор о предоставлении жилого помещения или соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

Если многоквартирный дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то гражданин вправе рассчитывать только на возмещение за изымаемое жилое помещение. При этом органы государственной власти или местного самоуправления не обязаны обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением.

Если многоквартирный дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то гражданин вправе рассчитывать на предоставление ему другого жилого помещения либо на возмещение за изымаемое жилое помещение. Выбор любого из названных способов остается за собственником жилого помещения.

Исключение составляют граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение (кроме приобретения права собственности в порядке наследования) после признания дома в установленном порядке аварийным. Указанные лица имеют право только на выплату возмещения (ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ).

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ). При этом размер возмещения за изымаемое жилое помещение включает рыночную стоимость жилого помещения, рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

При этом размер возмещения, выплачиваемого гражданам, которые приобрели право собственности на жилое помещение (за исключением приобретения права собственности в порядке наследования) после признания дома аварийным, не может превышать стоимости приобретения ими такого жилого помещения (ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ).

Если собственник не заключил соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о принудительном изъятии жилого помещения (ч. 9 ст. 32 ЖК РФ).

Стоит также отметить, что региональные адресные программы по переселению граждан не распространяются на жилые дома блокированной застройки (Письмо Госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" от 04.03.2019 № ОР-07/290).

 

Версия для печати

Новости

Актуальные вопросы о переселении из аварийного жилищного фонда