Возле села Бахилова воссозданы образы мордовских сказок и легенд

Опубликовано: Авторы: Фоторепортер: Андрей САВЕЛЬЕВ 98

Бахилово издавна считалось местом кудесников и знахарей. До сих пор здесь помнят о древних языческих обрядах, традициях и мифологических персонажах мордвы мокши. Прикоснуться к этим тайнам можно, побывав в музее под открытым небом на Ведьмином озере, что находится в километре от села. Этот музей был обустроен несколько лет назад силами сотрудников национального парка "Самарская Лука".

"Народ богатырей"

Земля возле села благодатная для возделывания. Издавна этим занималась местная мордва — мокша. Позднее к ним присоединились беглые русские крестьяне. Кстати, одно из прежних названия села — Мордовское Бахилово. Само слово "Бахилово" раньше имело другое значение, чем сегодня. Так называли деревянные лапти с кожаными переплетениями, в которых ходили местные жители.

Со временем земли перешли во владение знаменитого Звенигородского Савво-Сторожевского монастыря. Того самого, в стенах которого Андрей Рублев создавал иконы. Одно время этими землями владел князь Александр Меньшиков. А в 1768 году Екатерина II подарила их вместе со всей Самарской Лукой графу Григорию Орлову. Роду Орловых они принадлежали вплоть до революционных событий 1917 года. Ныне, как известно, это территория национального парка "Самарская Лука".

"Бахилово издавна считалось местом кудесников и знахарей, — рассказывает экскурсовод национального парка Татьяна Шерстобитова. — Само слово "мордва" имеет скифский корень и означает "народ богатырей". Мордвины всегда отличались хитрецой. Они знали, что без православия им в этом мире не прожить. Поэтому украшали дома иконами и ходили в церковь. Но после этого дома молились своему главному богу Шкаю".

Атмосферой древней мордовской языческой культуры можно проникнуться, побывав на Ведьмином озере.

Несколько зловещее впечатление оставляют черепа коров, висящие на воротах. "Мордва, как и все язычники, издавна практиковала принесение в жертву животных, — поясняет экскурсовод. — А роль верховного жреца выполнял самый старый и самый почитаемый в деревне человек". Войдя в ворота, проходим по тропе. По бокам и над нами — стволы молодых березок, сложенные в виде стропил. Березы у мокши считались священными деревьями и, по поверьям, приносили счастье. Правда, главное правило мы нарушили. Вошли как обычно. А по древним обычаям в такое место нужно заходить спиной вперед и при этом загадывать желания, прикасаясь к стволам березок.

Первой нас встречает бетонная "Ведунья". Хозяйка озера занята важным делом — готовит в ступе зелье. Настоящая богатырша в национальной одежде с мордовскими узорами. В этой фигуре соединились два начала — историческое и мистическое.

Татьяна Шерстобитова рассказывает: "Есть в мокшанском языке слово "авай". Оно означает и "мать", и "женщина", и "песня", и "колдунья". Ведьмой в старину называли женщину, обладающую потаенным знанием — ту, которая ведает. В этом смысле любая мордовка в народном понимании должна была быть ведьмой. Мордовские мужичины любили женщин в теле. И хрупкие мордовочки были вынуждены обматывать себе икры какими-нибудь тряпочками, чтобы понравиться возлюбленному. Женщины-богатырши, считалось, знали и охраняли тайны природы. Они варили из трав снадобья, которыми лечили. Я еще застала местных мордовских бабушек, которые использовали их, заговаривая детям грыжу".

Впрочем, по народным поверьям ведьмы (и мордовские женщины) могли делать не только лекарства, но и яды и приворотные зелья.

Некоторую зловещесть этой бетонной фигуре придает "устроившаяся" рядом на высоком сухом дереве плетеная Сова — с этой птицей тоже связано множество легенд.

Ведятя, Верятя и куйгорожки

Культура мокши близка традиционной русской. Даже праздники у нас были общие. Например, Иван Купала. Этот праздник был для мордвы таким же значимым, как для русских. И с этого дня начинался сбор целебных трав. Родство культур видно и по персонажам, которые представлены здесь.

Тропа вдоль темного мутного Ведьминого озера ведет по часовой стрелке, знакомя нас с героями легенд. Вот Водяной. Вернее, его мокшанский "собрат" Ведятя. Как рассказывает Татьяна, он отличается от русского тем, что имеет способность превращаться. То в обыкновенного человека, а то может обратиться щукой, катаясь на мельничном колесе и высунувшись из воды, чтобы напугать рыбаков.

А вот созданный из веточек и шишек Верятя - аналог русского Лешего с палкой в руке, хранитель леса.

Неподалеку колодец и чертенята рядом с ним. Мокша называла их "куйгорожами". "Куйгорожки здесь — не устрашающие персонажи, а скорее шуточные, — говорит экскурсовод. — Их можно сравнить с гоголевским чертом. В нашей композиции один из них разыскивает клад, а другой охраняет колодец, чтобы маленькие дети не заглядывали в него".

На полянке в центре этого музея под открытым небом — деревянные скамеечки и огромные пни. Это место для посиделок и представлений. Кстати, мифологические персонажи обрели новую жизнь не только здесь, но и на школьных кукольных спектаклях. Татьяна Шерстобитова — еще и учитель, с помощью своих помощников-учеников она инсценирует и показывает мордовские сказки и легенды.

Здесь, в музее, можно услышать от экскурсовода и прочитать на стендах массу интересного о персонажах мордовского фольклора, об особенностях национальных костюмов, о растительном и животном мире Самарской Луки.

В "пляшущий лес" - за исполнением желаний

Раньше здесь, в окрестностях села, росли два вяза и огромный дуб, считавшиеся у местной мордвы священными. На них повязывали разноцветные ленточки, загадывая желания. Этих деревьев теперь нет, но традиция осталась.

Одна из тропинок возле Ведьминого озера уходит налево, в лес. Он кажется волшебным. Иногда его называют "пляшущим лесом". Многие деревья здесь необычной, причудливой формы. Есть тут и старый дуб, который растет в близком соседстве с молодой липой — он словно обнимает ее. Этот дуб принято считать деревом желаний и любви. Посетители могут привязать к дереву ленточку-оберег и загадать желание. Таких людей оказалось очень много — и дуб, и липа, и ветви близ растущего орешника плотно обвязаны множеством разноцветных ленточек…

"Люди часто приходят сюда после свадеб и других праздников, - рассказывает Татьяна Шерстобитова. - А как-то раз даже байкеры к нам приехали на мотоциклах, человек тридцать. Мы уже закрывались, но они попросили: "Пустите нас, пожалуйста, мы только ленточки завяжем…". Удивительно, что это поверье дошло до наших дней. Древняя мордва поклонялась деревьям. А в кроне самого высокого дерева, считалось, живет их главный бог — Шкай".

Версия для печати

Новости

Возле села Бахилова воссозданы образы мордовских сказок и легенд