Кредитные каникулы и онлайн: в Самаре банки корректируют стратегию работы

Опубликовано: Авторы: Фоторепортер: Юлия РУБЦОВА 495

Учреждения финансового сектора относятся к непрерывно действующим организациям, поэтому продолжают работать после Указа Президента РФ о введении нерабочей недели, предоставляя населению и корпоративным клиентам свои услуги. В условиях пандемии банки готовы помочь клиентам, предлагая отсрочки по кредитным обязательствам. А чтобы снизить количество посещений своих отделений, финансовые организации активно развивают онлайн-сервисы.

В штатном режиме

Многие отделения финансово-кредитных организаций, представленных в Самарской области, продолжают работать. Банки по-прежнему перечисляют зарплаты и пособия, обслуживают карты и осуществляют денежные переводы. Сотрудники офисов, которые могут трудиться в дистанционном режиме, перешли на "удаленку". Режим работы офисов и отделений банков может меняться в зависимости от дальнейшего развития ситуации.

Как и во многих других компаниях, в банках приняты все необходимые меры для предотвращения распространения вирусных инфекций, в том числе нового коронавируса COVID-19. 23 марта Банк России на своем сайте опубликовал информационное письмо с рекомендациями по осуществлению кассового обслуживания клиентов в условиях пандемии. Для кредитных учреждений регулятор обозначил необходимость систематической дезинфекции помещений банков.

По информации пресс-службы Самарского отделения ПАО "Сбербанк", помещения постоянно убирают, дезинфицируют, проветривают. "Все сотрудники выходят на работу только здоровыми, у кого обнаруживаются симптомы респираторных заболеваний, отправляются на больничный и под наблюдение врачей", — говорится в сообщении компании. В некоторых банках для посетителей установлены станции с антисептиком, а в крупных отделениях некоторых учреждений теперь дежурят медработники.

ЦБ в своих рекомендациях также указал на необходимость обработки банкоматов и платежных терминалов, что является вполне оправданной мерой, ведь за день операции в них могут совершать сотни человек.

Старший вице-президент— региональный директор Операционного офиса "Самарский" Промсвязьбанка Татьяна Перемышлина рассказала, что в сложившейся ситуации в 20 раз чаще дезинфицируют помещения банка, несколько раз в день с помощью антисептических средств обрабатывают банкоматы и платежные терминалы. "Купюры, которые загружаются в банкоматы, ПСБ получает от Центробанка в герметичной упаковке", — добавила она.

В информационном письме ЦБ также присутствует пункт о хранении банкнот в кредитной организации не менее чем 3-4 дня перед выдачей клиентам. Кроме того, регулятор рекомендовал банкам перестроить работу банкоматов с рециркуляционным режимом (с функциями приема и выдачи наличных), по возможности ограничить одновременное использование обеих функций.

В банке "Открытие" сегодня оценивают техническую возможность перевода банкоматов на такой формат работы, так как значительная часть работает и на прием, и на выдачу наличных. "Технически банкоматы могут быть переведены в режим разорванного оборота наличности, когда принятые деньги не будут переданы обратно клиентам, а будут инкассироваться. Отключение режима рециркуляции никак не влияет на работоспособность банкомата. Но смена режима работы потребует значительного времени и создаст дополнительную нагрузку на инкассационные службы и кассы пересчета", — пояснила управляющий банка "Открытие" в Самарской области Зарина Плукчи.

Ушли на "каникулы"

Главным вопросом и для населения, и для бизнеса в условиях пандемии является сохранение платежеспособности. Особенно если это касается ежемесячных выплат по кредитам, ведь во многих отраслях по итогам марта доходы серьезно сократились. В среду, 1 апреля, Госдума одобрила соответствующий закон, который предусматривает кредитные каникулы для граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций, пострадавших от пандемии. Документ, разработанный по поручению Президента России Владимира Путина, позволяет отсрочить выплаты на срок до шести месяцев. Для получения кредитных каникул заемщик должен подтвердить факт снижения доходов.

В свою очередь, банки и сами запускают аналогичные программы, предоставляя возможности клиентам, пострадавшим от пандемии, временно "заморозить" свои обязательства.

"В начале прошлой недели мы запустили программу "Кредитный карантин". В рамках программы клиенты банка могут получить бесплатную отсрочку до двух месяцев по кредитным и ипотечным платежам. Программа распространяется в том числе и на кредитные карты с условием ежемесячного погашения процентов. Для предпринимателей есть аналогичная программа. Обеими программами можно будет воспользоваться в мобильном приложении или позвонив в контакт-центр", — рассказывает региональный управляющий операционного офиса "Самарский" АО "Альфа-Банк" Сергей Нагайцев.

Отсрочку своим клиентам предоставляют и в Промсвязьбанке: для физлиц она составит 2 месяца, для предпринимателей — до 3 месяцев. Также в период с 1 апреля по 31 мая ПСБ отменяет комиссию за ведение расчетного счета для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и отменяет фиксированные комиссии по эквайрингу при снижении оборотов.

В банке "Открытие", помимо отсрочек по кредитным обязательствам со 2 апреля отменили комиссию за выдачу денежных средств в кассе для выплат заработной платы для клиентов малого и среднего бизнеса из всех сегментов. Также финансовое учреждение отменяет плату за ежемесячное обслуживание и комиссии на основных пакетах услуг расчетно-кассового обслуживания.

Ряд мер по поддержке предпринимателей из пострадавших отраслей приняли и в Росбанке. В частности, финансовое учреждения отменяет ежемесячную плату за ведение расчетных счетов. Предпринимателям также будет предоставлена отсрочка по очередным платежам по кредитам сроком до шести месяцев. Также Росбанк запускает услугу интернет-эквайринга, которая поможет компаниям перейти на онлайн-продажи товаров в течение одного дня и без посещения банка. "Мы готовы предоставить льготы по расчетно-кассовому обслуживанию и отсрочить выплаты по кредитам. Интернет-эквайринг поможет тем, кто хочет быстро перейти в онлайн", — отметил директор департамента малого бизнеса Росбанка Дмитрий Смирнов.

По словам управляющего директора Самарского представителя АО "Финам" Антона Ларионова, отсрочка платежей по кредитам для самих банков — это выпадение процентных доходов для банков, при сохранении затрат. "Всегда есть риск нарастания просрочек — это болезненно для кредитных организаций. Открытым пока остается вопрос компенсаций, послаблений, мер поддержки со стороны правительства. На мой взгляд, сейчас нельзя допустить кризиса ликвидности и его перерастания в кризис платежеспособности, иначе далее по цепочке "эффект домино", — считает эксперт.

Сбербанк помимо кредитных каникул готовится к запуску программы субсидирования субъектов МСП, разработанной совместно с правительством РФ. "Принцип этой программы — в отсрочке уплаты кредита на полгода с делением процентных платежей на три равные части. Две части платит не клиент, а государство и сами банки, одна треть процентной ставки уплачивается малым бизнесом. При этом предпринимателю предоставляется выбор: он может платить эту треть, а может также перенести уплату 1/3 процентов на более поздний срок — после 1 октября 2020 года", — пояснили в пресс-службе финансового учреждения.

С упором на дистанционку

С развитием электронных сервисов кредитные учреждения в условиях пандемии переводят большинство финансовых операций в онлайн и активно пропагандируют такой формат своим клиентам, минимизируя количество посещений банковских отделений. Кроме того, в Сбербанке отметили снижение выдачи наличных рублей по запросу клиента на 70% в офисах банка и на 28% — в банкоматах. Продажи клиентам и выдачи с вкладов в долларах США снизились на 25% по сравнению с уровнем предыдущей недели.

Банк ВТБ первым из игроков рынка предложил продолжить обслуживание кредитных и дебетовых карт с истекшим сроком действия. Сегодня речь идет об отсрочке на месяц, с возможностью продления данного срока в зависимости от развития ситуации. Кроме того, финансовое учреждение запустило для своих клиентов из малого и среднего бизнеса дистанционный сервис цифровой бухгалтерии, которым могут воспользоваться все предприниматели. "Новое приложение включает инструменты, необходимые ИП для полноценного документооборота: бухгалтерский и налоговый учет "под ключ", консалтинг и многое другое", — пояснил управляющий ВТБ в Самарской области Максим Папков.

В Альфа-Банке дистанционными услугами пользуются почти 80% клиентов. "Это относится и к платежам. Они все совершают онлайн либо платят безналично. Поэтому мы не увидели всплеска спроса на наличные деньги. Тем более мы запустили программу "Карантиндер", где рассказали о том, что клиентам не нужны наличные деньги — они все могут делать онлайн или безналично", — рассказал Сергей Нагайцев.

Временный рост

Во всех финансовых учреждениях в феврале–марте фикисировали большой спрос на потребительские и ипотечные кредиты. Эксперты это связывают с нестабильностью курсов валют. Поэтому люди, в ожидании повышения ставок и рыночных цен, стали активно подавать заявки в банк.

Так, в ВТБ по сравнению с аналогичным периодом февраля 2020 года рост составил 36%, к началу марта — 6%. Как пояснили в банке, кредиты по-прежнему, берут для ремонта в квартире, на покупку дорогостоящей техники, мебели или для приобретения автомобиля. "При этом сейчас мы можем наблюдать более отложенный спрос на кредиты, связанные с путешествиями", — считает Максим Папков.

В Альфа-Банке отметили высокий спрос на ипотеку в то время, как уровень выдачи потребкредитов остался на прежнем уровне. В "Открытии" по итогам первого квартала зафиксировали рост интереса ко всем кредитным продуктам.

Как считают аналитики, дальнейшее развитие ситуации зависит от режима работы самих кредитных учреждений. "Дистанционный канал взаимодействия имеет свои ограничения по пропускной способности. Принимая во внимание высокую закредитованность населения, ключевой потребностью может стать рефинансирование обязательств", — пояснил Антон Ларионов.

Генеральный директор краудлендинговой платформы "ДжетЛенд" Роман Хорошев считает, что спрос может расти и дальше, но объемы выдачи будут сокращаться. "Множество заемщиков обращаются за кредитными каникулами и реструктуризацией. Существенная часть малого и среднего бизнеса приостановила работу. Качество кредитного портфеля упадет, а вслед за этим банки будут ужесточать риск-системы", — отмечает эксперт.

Сегодня банки продолжают мониторинг рыночной ситуации и ожиданий клиентов, делая упор на развитие дистанционных сервисов. Как говорят игроки рынка, уже в апреле будут уточняться бизнес-ориентиры и цели на 2020 год. Но в любом случае процесс оказания услуг идет штатно, с поправками на текущую ситуацию.

Комментарии

Татьяна Перемышлина, региональный директор Операционного офиса "Самарский" ПСБ:

— На наших глазах происходит трансформация не только экономики, но и привычного уклада человеческой жизни. Запущенные процессы необратимы: каждая организация, каждый человек должны не просто подстраиваться под эти изменения, но и занять проактивную позицию в борьбе с негативными процессами. Мы трансформируем подход не только к нашим продуктам, но и к каждому клиенту. При этом наша основная стратегия остается неизменной — предоставлять качественные банковские продукты и сервисы нашим клиентам.

Зарина Плукчи, управляющий банка "Открытие" в Самарской области:

— С точки зрения кредитных рисков банк уже начал пересмотр риск-аппетита как для розницы, так и для малого бизнеса. Ключевая задача — закрыть процентный риск. Это первые действия, по сути, антикризисная политика. За ней — неизбежный пересмотр бизнес-планов банка и группы на 2020 год. Банк не сможет не отреагировать на падение спроса на целый ряд банковских продуктов и дополнительные риски в целом ряде отраслей.

Версия для печати

Новости

Назад. 03 апреля 2020 Вперед.

Кредитные каникулы и онлайн: в Самаре банки корректируют стратегию работы

Архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3