В Самаре открыта мемориальная доска Константину Головкину

Опубликовано: Авторы: Фоторепортер: Юлия РУБЦОВА 130

Это событие произошло 25 марта. Мемориальную доску в память о замечательном самарском художнике, краеведе и археологе открыли на здании на улице Куйбышева, 131, где ныне находится Центр социализации молодежи. А ранее здесь, на бывшей Дворянской, 145, располагались Благородное собрание, публичная библиотека и публичный музей императора Александра Второго.

Вначале был "Последний снег"

Почему мемориальную доску решили разместить именно на этом здании? Константин Павлович Головкин по праву считается одним из основателей художественного музея в Самаре. А музей этот вырос из художественного отдела при Самарском Александровском публичном музее, куда в 1897 году Константин Павлович передал несколько  картин. Три из них — его собственные работы. Например, пейзаж 1895 года "Последний снег. Осокори" — он и сейчас украшает экспозицию художественного музея. Еще около двадцати работ передали другие художники, к которым Головкин обратился с такой просьбой. Затем эта коллекция регулярно пополнялась.

Сейчас в здании на Куйбышева, 131, которое является памятником культуры и истории, работает Центр туризма и краеведения, и он регулярно проводит Головкинские чтения.

На церемонии открытия об огромном вкладе Константина Павловича в культурную жизнь города говорили главный библиограф СОУНБ, краевед Александр Завальный, директор ЦСМ Анатолий Гриднев, руководитель Центра туризма и краеведения Галина Огарева. Участниками этого события стали два правнука Константина Павловича — Константин Овчинников и Михаил Черносвитов.

На выставке в фойе ЦСМ представлены копии документов, связанные с деятельностью Благородного собрания, и фотографий Головкина.

С карандашом не расставался никогда

Вплоть до самой революции 1917 года Константин Павлович успешно занимался торговой деятельностью. В его фирменном магазине на Панской (ныне Ленинградской), 34 было все необходимое для рисования и живописи. Магазин был своеобразным клубом художников. Сюда приходили побеседовать об искусстве, здесь собирались, чтобы вместе поехать на этюды. На втором этаже находились квартира Головкина и мастерская. К 1917 году его состояние оценивалось в 2 миллиона рублей — огромная по тем временем сумма. Однако коммерческая деятельность, требовавшая немалых усилий, была лишь небольшой частью жизни Головкина. И не самой важной для него.

В начале 1890-х годов в Самаре открывает свои "Курсы рисования и живописи" выпускник Академии художеств Федор Емельянович Буров. Знакомство с ним и возможность учиться у него дали Головкину очень многое. К двадцати годам он уже слыл неплохим живописцем, хотя считал себя художником-любителем. Его пейзажи были написаны профессионально и с душой. В них всегда было настроение. В зрелом возрасте Головкин стал признанным мастером, одним из самых крупных художников Самары. За свою не очень долгую жизнь он написал более двухсот полотен и сделал около двух тысяч рисунков и эскизов. С карандашом и альбомом Головкин не расставался никогда. Некоторые из своих картин Константин Павлович выставлял в окнах магазина на Панской.

Вместе с членами любительского кружка художников он в 1891-1916 годах организовывал в Самаре ежегодные художественные выставки.

В 1897 году Александровский городской публичный музей получил отдельное помещение и возможность развернуть солидную экспозицию. Но у музея не было художественного отдела. Стараниями Головкина он появился.

Невоплощенная мечта

А через десять лет, в 1907 году, по инициативе Головкина была создана группа по сооружению в Самаре Дворца науки и искусства. Десять лет Константин Павлович пробивал идею создания этого Дворца. В Государственном архиве Самарской области сохранилась папка с описанием проекта и чертежами Головкина. Чего только не было предусмотрено во Дворце! Музей, библиотека, читальные залы, большой концертный зал, аудитории, кабинеты для научных занятий, несгораемые помещения книгохранилищ и архива, даже обсерватория. Головкин был готов передать на воплощение проекта 600 тысяч рублей — огромную сумму. Но этот замысел так и не был воплощен — городская дума не сочла это возможным.

В 1915 году именно здесь, в здании на Дворянской, 145, по инициативе Головкина был создан музейный кружок, выросший в Самарское археологическое общество.

После революции 1917 года значительная часть имущества Константина Павловича, в том числе и знаменитая дача со слонами, была национализирована. Головкин поступил на службу в художественную комиссию при Самарском городском музее. В дар ему он в 1918 году передал свои этюды и рисунки с видами Волги и Жигулей — их можно было увидеть на недавней выставке в художественном музее.

В октябре 1918 года он с семьей уехал в Иркутск. А в декабре 1918-го — январе 1919 года Константин Павлович совершил поездку в Монголию, Китай и Японию. Обратно в Самару он вернулся в 1921-м и привез с собой уникальную коллекцию произведений восточного искусства, костюмов, археологических и этнографических находок, которые передал в Самарское общество археологии, истории, этнографии и естествознания.

Он всегда был необыкновенно деятелен. Даже после революции, когда был разорен. В последние годы жизни Константин Павлович возглавлял филиал бывшего Городского публичного музея "Старая Самара", участвовал в археологических экспедициях в окрестностях города, занимался изыскательской деятельностью, итогом которой стала работа "Вся Самара на 1925 год". Около года проработал архивариусом в губернском архивном бюро и за это время пересмотрел огромное количество дел, на основе которых создал уникальную картотеку.

И детей своих Головкин приучал к деятельному образу жизни, с ранних лет брал с собой в археологические экспедиции. Когда мы снимали документальный фильм о Головкине, удалось встретиться с Татьяной Черносвитовой, его внучкой. "Однажды, — рассказала она, — в разговоре с сыном Всеволодом Константин Павлович сказал: "Учись, Воля. Если у тебя и дом отнимут, и деньги твои пропадут, знания все равно всегда с тобой останутся".

Константин Павлович Головкин умер в 1925 году в городской клинической больнице, не дожив до 54 лет. Последний свой рисунок он сделал из окна больничной палаты за день до смерти…

Версия для печати

Новости

В Самаре открыта мемориальная доска Константину Головкину

Архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5