Куйбышев в годы войны стал кузницей оружия для Красной Армии

Опубликовано: Авторы: Фоторепортер: Дмитрий БУРЛАКОВ 310

Тысячи жителей губернии ставят свои подписи, голосуя за присвоение Самаре звания «Город трудовой доблести». Инициативу поддерживают общественники не только нашей губернии, но и других регионов России. В Самарском областном государственном архиве социально-политической истории отмечают, что в их фондах есть множество документов, рассказывающих о героическом труде куйбышевцев в годы Великой Отечественной войны.

Президент России Владимир Путин подписал закон, который вводит новое почетное звание — "Город трудовой доблести" для тех населенных пунктов, жители которых своим трудом внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Напомним, что, выступая на расширенном заседании Общественной палаты Самарской области, в рамках обсуждения подготовки к 75-летию Победы губернатор Дмитрий Азаров сказал: "У меня нет никаких сомнений, что Самара должна в числе первых получить статус "Город трудовой доблести". По-другому просто не может быть! Это наш долг перед ветеранами, тружениками тыла, перед родным краем!"

"Только опираясь на хранящиеся в архивах документы, можно воссоздать достоверную картину прошлого, представить факты, опровергающие различные мифы, возникшие в недавнее время, относительно военных событий", — рассказал начальник отдела использования архивных документов Самарского областного государственного архива социально-политической истории, кандидат исторических наук Евгений Малинкин и представил информацию о Куйбышеве как о городе трудовой доблести.

По словам Евгения Малинкина, в годы Великой Отечественной войны после эвакуации в Куйбышев десятков предприятий была создана значительная часть инфраструктуры, без которой сейчас невозможно представить наш город, и это повлияло на его дальнейшую судьбу. Он очень изменился в суровые военные годы. Например, был пущен первый троллейбус, построены трамвайная линия до Безымянки и электрическая железная дорога до нее.

"На куйбышевских предприятиях как эвакуированных, так и построенных ранее, люди ковали Оружие Победы и показывали свою трудовую доблесть, несмотря на тяжелейшие условия, — пояснил Евгений Малинкин. — Многие самолеты, воевавшие на фронтах Великой Отечественной, были изготовлены в цехах предприятия авиационных заводов №№ 1 и 18".

С конвейера завода № 18 (впоследствии "Авиакор") за сутки порой сходило 16 самолетов Ил-2, в производстве которых участвовали молодые рабочие, только что окончившие школы ФЗО. Об их героических буднях в своих воспоминаниях писал генеральный конструктор этого штурмовика Сергей Ильюшин: "И в лютые морозы, и в стужу, и в жару у станков стояли даже дети — ученики ремесленных училищ. Для многих ребят пришлось оборудовать подставки, чтобы руки доставали до станка".

На заводе № 525 (впоследствии "Металлист") одним из лучших токарей все считали "дядю Колю" — так на предприятии звали 15-летнего выпускника ремесленного училища № 13 Николая Казакова, который из месяца в месяц перевыполнял дневную норму в пять, а порой и в семь раз. Дядя Коля был небольшого роста, из-за чего с трудом доставал до рукояток управления. Пареньку приходилось приставлять к станку снарядные ящики, и, стоя на них, он вытачивал детали для авиационных пулеметов.

В октябре 1941 года московский завод № 24 был эвакуирован в город Куйбышев на территорию строившегося на Безымянке завода № 337. В кратчайшие сроки производство двигателей АМ-38 для штурмовика Ил-2, начатое еще в Москве, было возобновлено на новой площадке. В годы Великой Отечественной войны (с 1941 по 1945 гг.) было выпущено более 43 тысяч двигателей АМ-38, АМ-38Ф (для Ил-2), АМ-42 (для Ил-10), АМ-35А (для МиГ-1 и МиГ-3) и ГАМ-34 (для торпедных катеров и морских охотников).

А завод имени Масленникова в годы Великой Отечественной войны освоил выпуск снарядов для знаменитых "Катюш", а также боеприпасов для всех родов войск. За образцовое выполнение заданий правительства в 1942 году завод был награжден орденом Трудового Красного знамени

В декабре 41-го на эвакуированном в Линдов городок государственном подшипниковом заводе уже собрали 62 тыс. подшипников. А к концу 1942 года он полностью смог обеспечить оборонные предприятия не только танковыми, но и авиационными подшипниками, что было отмечено высшей наградой СССР — Орденом Ленина. Всего же за годы войны завод, ставший в Куйбышеве 4 ГПЗ, выпустил почти 50 млн подшипников. Более 60% рабочих завода в 1941–1945 годы — это молодые люди до 20 лет и женщины.

Как рассказал Евгений Малинкин, многие куйбышевские предприятия были награждены орденами, медалями, переходящими Красными Знаменами. Например, за годы войны один из авиационных заводов завоевывал переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны 26 раз, и оно было передано заводу на вечное хранение. Право хранить Красное Знамя ГКО получил и завод им. Фрунзе, коллективу которого оно вручалось 15 месяцев подряд.

Жители Куйбышева оказывали помощь Красной Армии. На строительство боевых машин организовали сбор личных средств, и люди часто несли последнее. Благодаря куйбышевцам в небо удалось поднять целые авиаэскадрильи. В фонд эскадрильи "Валериан Куйбышев", что строилась в Куйбышеве, деньги присылали со всей страны. Первыми собрали 138 тысяч рублей жители Большеглушицкого района. Молодые рабочие карбюраторного завода установили шефство над эскадрильей "Куйбышевский комсомол". Коллектив Большого театра и куйбышевские мастера сцены создавали авиаэскадрилью "Советский артист". Даже дети области внесли более 206,4 тыс. рублей на строительство штурмовика "Юный пионер".

Версия для печати

Новости

Куйбышев в годы войны стал кузницей оружия для Красной Армии

Архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5