Сергей Андреев: "У нас есть все составляющие для успеха"

Опубликовано: Авторы: Фоторепортер: Владимир КОТМИШЕВ 130

В 2020 году тольяттинская особая экономическая зона отметит 10 лет со дня своего создания. Генеральный директор АО "ОЭЗ Тольятти" Сергей Андреев рассказал ВК, что сделает ее уникальной в масштабах страны, когда ОЭЗ приблизится по экономическим показателям к АВТОВАЗу, а также о перспективах развития города в составе Самарско-Тольяттинской агломерации.

— Самарско-Тольяттинская агломерация крупнейшая из нестоличных в России. В связи с началом строительства моста через Волгу, реализации многих других инфраструктурных проектов и общей логики регионального развития она приобретает вполне реальные очертания. При этом Самара и Тольятти — два крупнейших города нашего региона — всегда довольно ревностно оглядывались друг на друга. Как вы оцениваете скорость, качество интеграционных процессов, как это отражается на жизни людей?

— В современном мире действует одно неизменное правило — все постоянно меняется. Сегодня мир движется в сторону развития крупных городов. Если бы Самара не имела рядом Тольятти, равно как и Тольятти не имел бы рядом Самару, то наши перспективы, конкурентные возможности были бы значительно ниже. 2,7 миллиона человек — это огромный потенциал. Причем два крупнейших города агломерации — это города с разным менталитетом. В хорошем понимании авантюристический, предпринимательский, подвижный Тольятти, и купеческая, со старыми традициями Самара. Вот этот сплав содержит в себе большой потенциал. Другой вопрос, как этот потенциал использовать. Как грамотно распорядиться этим преимуществом?

Скорость интеграционных процессов, наверное, могла бы быть и выше, но механизмы управления агломерациями  у нас еще несильно разработаны, поэтому в этой части регион является пионером в России. Но те усилия, которые предпринимаются сейчас по развитию транспортной инфраструктуры, в частности по организации скоростного железнодорожного сообщения между Самарой и Тольятти, позволят этот потенциал реализовать. Я уверен, когда этот проект будет воплощен в жизнь и добираться из центра Самары в центр Тольятти станет значительно быстрее, чем сейчас, мы все оценим преимущества нашей агломерации.

— Вы были мэром Тольятти с 2012 по 2017 год. Не самое простое время для города. Как с тех пор изменилась экономическая ситуация, настроения жителей?

— Тут два аспекта. Первый: к сожалению, психология значительного большинства людей, независимо от страны, в которой они проживают, более восприимчива к негативной информации. Так устроена наша психика. Связано это с тем, что человек всегда чего-либо опасается, поэтому и надо быть в курсе плохих новостей — лучше всегда быть в тонусе и держать ухо востро.

Но в то же время в каждом из нас живёт надежда на то, что жизнь будет становиться лучше. Становиться лучше она может в том случае, если развивается экономика. Прежде всего человек стремится обеспечить свою семью, чтобы уверенно смотреть в будущее. Необходимо открытие новых рабочих мест, и не просто рабочих мест, а в сфере новой экономики, где создаётся высокая добавленная стоимость и есть возможность платить высокую заработную плату.

И те решения, которые для Тольятти были приняты в 2009–2010 годах федеральным правительством по созданию технопарка "Жигулёвская долина", особой экономической зоны, и позже, в 2016 году, по созданию территории опережающего социально-экономического развития, — это не "рыба", это "удочка", которая даётся городу. Это инструмент для диверсификации экономики. Были созданы преимущества, именно здесь, на территории города Тольятти, по сравнению с соседними регионами: выгоднее строить новые предприятия, инвестировать деньги именно сюда. В частности, ОЭЗ дает серьезные таможенные льготы, а ТОР - экономию на взносах во внебюджетные фонды и так далее. Это делается ради того, чтобы инвесторы рассматривали Тольятти как площадку для новых производств. А это новые, современные производства и новые рабочие места, это более устойчивое развитие экономики города.

— А вот насколько вовлечены в эти изменения тольяттинские предприниматели? Они откликаются?

— Пример особой экономической зоны показывает, что это площадка стала привлекательной не только для иностранных инвесторов или инвесторов из других регионов нашей страны. ОЭЗ является также точкой приложения предпринимательской инициативы для тольяттинского бизнеса и для бизнеса Тольяттинско-Самарской агломерации. Например, Тольяттинская бумажная фабрика — это тольяттинский бизнес. Самарский завод медицинских изделий — это инициатива самарских предпринимателей: сотни миллионов рублей инвестиций, под сто рабочих мест. Проекты, связанные с жигулёвской компанией "Озон", тоже новые рабочие места и инвестиции. Ещё одна компания в прошлом году стала резидентом — "Полифарм" — это тоже тольяттинский бизнес, который решил инвестировать в фармацевтику.

Кстати, фармацевтика для Тольятти — совершенно новое направление, и у нас уже четыре таких проекта, и все они местные! Это показывает, что у людей есть предпринимательская инициатива, они смотрят вперёд, готовы инвестировать сейчас деньги в те сферы, в которые раньше не инвестировали. Территория опережающего социально-экономического развития — тысячи рабочих мест, которые были созданы буквально за три года. И многие люди получили работу только благодаря тому, что особый режим, связанный с налоговыми льготами, был предоставлен Тольятти. Если бы этого не было, не было бы этих рабочих мест.

— Послание Президента РФ Владимира Путина, прозвучавшее 15 января, определило ключевое направление государственного развития: достоинство человека, каждого жителя России — мерило величия страны. В связи с этим, на ваш взгляд, как должна быть изменена система госуправления, чтобы более эффективно реализовывались национальные проекты и каждый гражданин чувствовал себя ценным и достойным членом общества?

— Для меня установка "человек — это центр, главная задача развития государства" является ключевой. Слишком долго в  приоритете было другое: человек собой должен был жертвовать… Когда в приоритете конкретная личность, именно это создаёт залог для развития современной экономики, в которой человек с его способностями, и прежде всего его креативным умением создавать, созидать, — главный двигатель экономики.  И если государство на это не нацелено, то и экономике плохо. Как должно государственное управление измениться? Оно должно воспринимать себя как сервис и должно быть выстроено как сервис. Не те, кто господствует, а те, кто нанят обеспечивать и обслуживать общество, которое нанимает госуправление. Мне кажется, это будет правильный подход.

— Буквально недавно Особая экономическая зона "Тольятти" официально получила статус индустриального парка. Что это даёт ОЭЗ?

— Индустриальные парки — это ответ на запрос, который существует сейчас у многих инвесторов. И этот запрос состоит в предоставлении в длительную аренду готовых производственных помещений. Кто-то стремится снизить риски, связанные с инвестициями именно в недвижимость. Кто-то хочет уменьшить расходы на первоначальную инвестиционную фазу, не тратя деньги на создание производственных площадей, больше средств вложить в современное оборудование. А площади сначала арендовать и через какое-то время выкупить. Такой спрос есть.

И для того, чтобы ответить на него, для того, чтобы быть конкурентоспособными, по сравнению с нашими коллегами из соседних регионов, было принято решение организовать такой индустриальный парк. Губернатор Дмитрий Азаров эту идею поддержал, выделены средства на строительство  десятков тысяч квадратных метров производственных помещений.

И мы строим их, но только под конкретного заказчика. То есть не по принципу, давайте построим, потом начнем искать, кто же к нам придет, а пока там ветер гулять будет.

Сначала заключается соглашение, которое носит обязывающий характер для двух сторон. Мы должны к такому-то сроку построить помещение, а инвестор — взять его в долгосрочную аренду, вложить определенные средства, создать столько-то рабочих мест. Вот коротко, в чем идея индустриального парка. Кстати, такой подход позволяет претендовать потом региону на возмещение затрат, которые он понёс из федерального бюджета.

— В этом году исполняется десять лет с момента создания Особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Тольятти". С какими результатами подходит ОЭЗ к этой круглой дате?

— Для десяти лет, с одной стороны, это много, с другой - мало. Особая экономическая зона по тем правилам, которые действуют сейчас, должна проработать 49 лет. ОЭЗ создана в 2010 году, в принципе пятая часть времени уже прошла. Основные усилия первого периода были направлены на создание инфраструктуры, чтобы это была не просто земля, а земельные участки, обеспеченные газом, водой, электричеством, дорогами, чтобы компании, которые приходят, могли комфортно разместить здесь свое производство, не тратить ни время, ни деньги на то, чтобы подключиться к инфраструктуре.

Сейчас идет этап активного привлечения резидентов. На сегодня в ОЭЗ "Тольятти" 24 компании-резидента из семи стран.  Мы планируем довести темп привлечения инвесторов до 5-6 компаний в год. Причем для нас, именно для ОЭЗ "Тольятти", очень важна диверсификация бизнеса.

У нас работают компании, связанные с производством автокомпонентов. Вы не найдете лучшего места для размещения такого производства в России, чем ОЭЗ "Тольятти" — и с экономической точки зрения, и с точки зрения элементарной близости к АВТОВАЗу — он всего в двух километрах от ОЭЗ.

Сейчас наша ключевая задача — максимально активно заполнять площадку. И очень важным для нас является поддержка правительства Самарской области. Те усилия, которые правительство прилагает, заканчиваются совершенно понятными и осязаемыми результатами.

Например, строительство железнодорожной ветки к Тольятти. Концессионное соглашение подписано осенью прошлого года, сейчас идет проектирование, и уже в следующем, 2021 году эта дорога будет построена.

В результате в ОЭЗ "Тольятти" планируется два новых проекта. Губернатор Дмитрий Азаров не раз подчеркивал, что строительство железнодорожной ветки в ОЭЗ "Тольятти" позволяет формировать цепочку новых инвестиционных проектов. Получается, что один проект подтягивает другой. Например, у нас планирует строительство большого склада автомобильной стали Магнитогорский металлургический комбинат. Здесь она будет нарезаться, храниться и поставляться отсюда на все автозаводы России. Думаю, что кроме автомобильной стали здесь появится и вся номенклатура ММК, а это сразу притянет интерес предприятий строительной отрасли.

Большой проект здесь планирует реализовать и компания КЕДА, производящая керамогранит и керамическую плитку. Компания рассчитывает занять десять процентов рынка этой продукции в России. Буквально на прошлой неделе было презентовано расширение планов сотрудничества: теперь компания планирует реализовать не один, а пять проектов. Суммарно в них будет инвестировано более девяти млрд рублей, работу получат более полутора тысяч человек.

Еще немаловажный фактор —  идет строительство новой дороги к ОЭЗ с двухуровневой развязкой, это необходимо, ведь трафик постоянно увеличивается, особенно грузового транспорта. Плюс  в районе ОЭЗ будет выезд на трассу, ведущую к строящемуся мосту через Волгу.

Кстати, мы с представителями компании КЕДА задавали вопрос, почему они решили увеличивать здесь объемы инвестиций, реализовывать новые проекты. Оказалось, в том числе и благодаря тому, что в районе Тольятти будет строиться мост через Волгу, а ОЭЗ будет соединена с этой трассой. Наличие этой транспортной артерии создает дополнительное преимущество для того, чтобы размещать производство здесь, в Тольятти.

— Как вы оцениваете роль ОЭЗ в экономике города, каковы ее перспективы?

— Общая территория, занимаемая особой экономической  зоной, на десять процентов больше, чем площадь АВТОВАЗа. Ввиду того что производство здесь создается современное и технологичное, по численности сотрудников мы вряд ли догоним автозавод. Сейчас здесь трудится 1250 человек на десяти предприятиях.

Сегодня для нас важнее темп. Выручка компаний, которые работают на территории ОЭЗ, второй год растет на 45-50%. То есть фактически в 2020 году она почти удвоилась по сравнению с 2018 годом. Я думаю, что через 10-12 лет мы по добавленной стоимости, которая будет создаваться в ОЭЗ, возможно, и не достигнем тех значений, что есть у АВТОВАЗа, но уже будем заметны на фоне автогиганта.

— Вы знаете, что в Самарской области идет большая работа по повышению инвестиционной привлекательности региона. Как, по вашему мнению, что еще можно сделать в Тольятти для повышения конкурентоспособности города в привлечении инвесторов?

— Что мы ценим, когда идем в магазин? Разнообразие, возможность выбора. Вот и нам в ОЭЗ важно иметь максимальный набор инструментов, которые помогают инвесторам, делают нашу территорию более привлекательной, чем соседняя.

В этой связи включение территории ОЭЗ, а она сейчас юридически находится в Ставропольском районе, в границы города Тольятти сделает наше положение уникальным. Такого решения мы ждем уже в этом году. Мы присоединяемся не просто к городу, мы присоединяемся к самому крупному моногороду России. Это позволит добавить к тому набору инструментов поддержки инвесторов - таможенные льготы, налоговые льготы, бесплатное подключение к инфраструктуре, простые процедуры предоставления земельных участков, возможность выкупа этих земельных участков после строительства производственных помещений - получить еще один важный инструмент. Резиденты ОЭЗ "Тольятти" получат возможность пользоваться инструментами, которые есть у Фонда развития моногородов. А это льготные длинные кредиты под ноль процентов. Такого уникального преимущества, еще раз подчеркну, не будет ни у одной ОЭЗ России.

— Вы в 2010–2011 годах возглавляли региональное министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды, следовательно, лучше многих знаете, что тема экологии сегодня и для Тольятти, и для всей Самарской области, и для страны — одна из самых важных. Какие шаги, на ваш взгляд, сегодня необходимо предпринять, чтобы инвесторы осознанно подходили к вопросам экологической безопасности и сознавали свою ответственность за состояние окружающей среды в регионе своего присутствия?

— Что касается сознательности инвесторов в сфере экологической безопасности, приведу конкретный пример. Индустриальный парк, мы строим производственную площадь под конкретного заказчика, как я уже говорил, в данном случае это первая производственная площадка 11 тысяч квадратных метров с перспективой дальнейшего расширения для компании Faurecia. Сейчас это соглашение уже подписано. Так вот один из принципиальных вопросов, который встал на первых переговорах, — построенные производственные здания должны соответствовать европейским экологическим стандартам. Причем это запрос заказчика. Что интересно, когда на таких предприятиях проводятся экскурсии, гостей первым делом ведут к стенду, на котором висит сертификат, подтверждающий, что воздействие данного здания на окружающую среду минимально. Это самая современная технология снижения воздействия на окружающую среду, которая только может быть.

— Как вы оцениваете перспективы развития ОЭЗ, Тольятти, Самарско-Тольяттинской агломерации в целом?

— У нас есть все составляющие для успеха. Но успеха достичь непросто. Успех требует ежедневных плановых усилий, не волнами, не наскоками. И в этой связи нужно понимать, что результат не приходит быстро. Есть очень хороший афоризм: "Тот, кто хочет всего и сразу, получает ничего и постепенно". Поэтому если мы хотим большого успеха, надо требовать от себя больших и слаженных усилий. Усилий всех, кто не на словах, а на деле заинтересован в том, чтобы наш город, наш регион развивался и процветал.

Версия для печати

Новости

Назад. 28 января 2020 Вперед.

Сергей Андреев: "У нас есть все составляющие для успеха"

Архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2