Василий Прудников: "Ошеломляет, сколько всего происходит за сутки"

Опубликовано: Авторы: Фоторепортер: ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ 206

С 12 декабря в самарском ТРК "Гудок" доступна для свободного посещения выставка "Россия. Один день из жизни". Ее куратором выступает Василий Прудников, известный фотожурналист и руководитель культурного проекта "РУСС ПРЕСС ФОТО". Будучи мастером благотворительного движения "Поколение М", он также проводит региональные версии "Одного дня из жизни" для молодых фотографов. Разговор "ВК" с Прудниковым поможет понять, почему эта выставка — большое событие для Самары.

— Современный "Один день из жизни" — идейный наследник одноименного проекта 1987 года. Только тогда акция проводилась в СССР. В чем разница между старым и новым "Днем"?

— Американский фотокорреспондент Рик Смолан проводил "Один день из жизни" в Канаде, Австралии, в США… Но для других стран это была довольно заурядная история, чего не сказать об СССР.  "Советы" были почти такими же закрытыми, как теперь Северная Корея. Мир ничего не знал о нашем укладе жизни, но очень им интересовался. Три года продолжались переговоры. Наконец, в 87-м году, на волне Перестройки, и благодаря фотографу Юрию Абрамочкину, который участвовал в "Одном дне из жизни Америки", Смолану удалось привезти проект в Советский Союз. И то на особых условиях. Если в других случаях участвовали 100 профессионалов из разных стран, то у нас ровно половина фотографов была советских — штатные репортеры АПН, ТАСС, "Огонька". И, конечно, при иностранцах были сопровождающие.

Тем не менее, это был прорыв и фурор. Книга, изданная в 87-м году, версталась в Испании, печаталась в Японии, выпускалась в США и выдержала много переизданий. Суммарный ее тираж составил 500 миллионов экземпляров. В Советском Союзе она так и не вышла — в 1990 году стране было совершенно не до фотографий.

— Почему вы взялись за переосмысление проекта?

— Организация, которой я руковожу, занимается историей отечественной фотожурналистики. "Один день из жизни" — ее важная веха. И тут подвернулась круглая дата, чтобы вспомнить о ней, 30-летие.

К сожалению, не удалось провести акцию день в день, 15 мая. Наша съемка состоялась 22 сентября 2017 года. Но, как и тридцать лет назад, главная задача была показать повседневную жизнь страны высокохудожественно. И "жизнь" здесь — ключевое слово. Нам нужны были не достопримечательности и постановка, а документальное свидетельство событий. Впрочем, не в последнюю очередь нам хотелось показать и то, какие изменения претерпела страна.

— Что вас впечатлило?

— Масштаб. То, что в России в один день сентября можно снять три сезона — лето, осень и зиму. И то, что одни сутки у нас растянулись на 36 часов за счет часовых поясов. В художественном плане неожиданностей не было. Когда вы посмотрите выставку, поймете, что снимки в большинстве своем простые. Но ошеломляет, сколько всего происходит за один день. В Нижнем Новгороде — арест чиновника, в кадре он в наручниках. В Новосибирске — митинг против фильма "Матильда" и собака с милицией по кинозалу ходит. Путин — в Ульяновске. Медведев — в Адыгее. На Красной Площади — бассейн с 30 тысячами тонн воды. 220 лет фарфоровому заводу… Все это в один день, и все — на наших кадрах.

— Чем отличается подборка фотографий 30-летней давности от современных?

— Сюжеты очень похожи. Некоторые — практически один в один. Но выборка 87-го года была ровной, а здесь экспозиция очень контрастная и будто охватывает несколько веков. Например, есть в ней дед, который собирает картошку в Орловской области. Если бы не пластиковое ведро, не понять, из какого времени этот сюжет — все, включая одежду, могло бы точно так же выглядеть триста лет назад. А рядом с этим снимком — инновационный завод в Челябинске.

Впрочем, есть и кадры, характерные для нашего времени. В Москве молодожены фриковатого вида общаются по мобильникам и друг на друга даже не смотрят. Или посетители ночных клубов с татуировками на голове. Мне очень нравится такой стык — солдатики на разминке и их же возраста парни, таксисты, похожие на "братков" из 90-х.

— В Самаре вы проводите местную версию "Одного дня из жизни". У фотографов есть план действий?

— Да, обязательно, и даже более четкий, чем на всероссийском проекте, потому что здесь мы работаем с детьми. Есть "классический" набор сюжетов, универсальный для любого города, а есть связанный со спецификой места. У вас же есть Волга — ее можно показать через жизнь порта, через рыбаков, через пейзаж… Кстати, у вас есть знакомые моржи? Нет? Жаль.

Надо сказать, Самара станет первым городом, где мы проведем региональную версию акции.

— Потом вы сами будете отсматривать весь массив фотографий? Как будет происходить отбор?

— Да, я буду выбирать вместе с коллегами по "Поколению М". И я прошу присылать все фото, удаляя только откровенный брак. Потому что иногда я могу увидеть на снимках нечто интересное, что непрофессионалу покажется обыденным. Ожидаю примерно пять тысяч фотографий, хотя совершенно неважно, сколько их будет. Отбор займет примерно двадцать дней.

— Какую обратную связь получат участники?

— По итогам я проведу еще один мастер-класс, на котором расскажу, что хорошего в снимках, а что, наоборот, не получилось. Важно, чтобы дети учились на своих ошибках. А в новом году работы регионального проекта "Один день из жизни" можно будет увидеть на отдельной выставке.

Версия для печати

Новости

Назад. 10 декабря 2019 Вперед.

Василий Прудников: "Ошеломляет, сколько всего происходит за сутки"

Архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5