Педагоги и сотрудники социальных учреждений учатся бесконфликтному общению

Опубликовано: Авторы: Фоторепортер: Наталья ИВАНУШКИНА 37

В Самарском университете за пять дней можно овладеть навыками бесконфликтного общения. Спецкурс из сорока часов, разработанный профессорами вузов и практикующими психологами Самарской области, преподают здесь с начала ноября.

В группах - педагоги школ и детских садов, психологи, тренеры, медики, а также работники социальных учреждений предпенсионного возраста, повышающие свою квалификацию бесплатно в ходе реализации национальных проектов «Демография» и «Производительность труда и поддержка занятости».

 Две стороны конфликта

Можно ли общаться без конфликтов? Как их предупредить и избежать? Как направить ссору в позитивное русло и взять из негативного опыта позитивное? Как не срываться на коллег и клиентов и восстанавливать внутренние ресурсы? Ответы на эти вопросы участники семинаров находят с помощью самарских и тольяттинских экспертов на интерактивных занятиях, которые проходят в форме тренингов, деловых игр и круглых столов.

Как отметила организатор курсов повышения квалификации по бесконфликтному общению, доцент кафедры социологии и культурологии Самарского университета Ирина Логинова, обучение по этой программе проходит в вузе впервые. До конца декабря курс пройдут больше трехсот человек.

«На занятиях педагоги раздают участникам методические пособия, в том числе и в электронном виде, с материалами по бесконфликтному общению, где можно найти и видеофильмы, и комплекс упражнений для эмоциональной разгрузки», - сказала Ирина Логинова.

По ее словам, на своих занятиях-тренингах она рассматривает разные функции конфликта. Невзирая на негативные ассоциации, связанные с этим словом, конфликт может быть позитивным, главное, уметь его повернуть к себе лучшей стороной.

«Мы учимся это делать. Рассматриваем стратегии поведения в конфликтах и анализируем ситуации, когда и как использовать определенную стратегию, - пояснила педагог. - Считается, что нужно уступать, и тогда не будет конфликтов, но в жизни можно пробовать разные стратегии поведения в зависимости от ситуации. Одним из положительных моментов конфликта может быть вскрытие слабого звена, ведь скандал возникает не на пустом месте, и он дает понять, что именно происходит не так. Еще положительный момент конфликта – это познание интересов, своих и оппонента, и возможность сделать выводы. В конфликте не нужно поддаваться эмоциям. Лучше действовать рационально, тогда это явление становится управляемым. Таким образом, положительных функций в конфликте больше, чем отрицательных».

Старший преподаватель кафедры педагогики психологического факультета Самарского университета Игорь Мокраусов поделился с участниками семинара секретами сглаживания конфликтов и конструктивными способами выхода из них. Один из способов отбросить негативное или сформировать позитивное отношение к происходящему – это сочинить белый стих из пяти строк и одиннадцати слов, охарактеризовав в этом произведении сам конфликт и его виновников, чтобы быстрее избавиться от переживаний. «Мы пытались определить, что такое конфликт, как они его понимают и видят, - сказал педагог. – Многие в этом возрасте жалуются на профессиональное выгорание. На фоне конфликтной обстановки оно может случиться и с молодыми людьми: все зависит от того, позитивно или негативно вы относитесь к своей работе».

Тренинг по профессиональному выгоранию помог участникам найти причины этого процесса и способы борьбы с ним. Заведующий кафедрой государственного и административного права Самарского университета Виктор Полянский провел круглый стол на тему юридических аспектов конфликта, таких как конфликт интересов и коррупционная составляющая конфликта. Доцент кафедры физиологии человека и животных Самарского университета Ольга Беляева рассказала, как конфликт влияет на здоровье человека. Наталья Ярцева - доцент кафедры всеобщей истории, международных отношений и документоведения Самарского университета – говорила о том, как на развитие конфликта влияют пол, возраст, профессия. Тренинг по бесконфликтному общению провела консультант-психолог Управления судебного департамента в Самарской области Наталия Щеколдина.

Доцент кафедры общей и социальной психологии Самарского государственного социально-педагогического университета Евгения Чернышова представила слушателям курсов коммуникативный тренинг «Бесконфликтное общение», в котором участники моделировали конфликтные ситуации и определяли, как лучше себя в них вести.

Жизнь без острых углов

Каждая группа занималась в течение пяти дней. За это время слушатели успели не только узнать много нового о природе конфликтов, но и научиться их гасить, прежде всего в себе. Для этого им предлагали особенный релакс - попробовать себя в творчестве: участники программы рисовали гуашью, вырезали картинки, делали коллажи.

Тренер по фигурному катанию детско-юношеской спортивной школы № 10 Елизавета Юнусова так увлеклась рисованием, что планирует в будущем заняться живописью для души. На одном из занятий на своей картине она изобразила берег моря и закат. Когда что-то не ладится на работе, она вспоминает море и не участвует в конфликте.

«За 32 года работы тренером я научилась лавировать между детьми и родителями: сглаживать несоответствие способностей детей требованиям родителей, - поделилась Елизавета Юнусова. - Избегая конфликтных ситуаций, во многом действовала интуитивно. После курсов о многом задумалась. Теперь будет проще направлять взаимоотношения в правильное русло и сглаживать острые углы. Занятия проходили в легкой доступной форме, интересно и ярко. Педагоги – замечательные профессионалы. Еще я поняла, что в доме всегда должны быть краски, чтобы в любой момент можно было начать рисовать для улучшения настроения».

По мнению сотрудницы Пенсионного фонда Самарской области Марины Матвичук, эти курсы буквально выдернули ее из обывательской среды и окунули в новый интересный мир: «В Пенсионный фонд обращаются разные люди, и, чтобы не случались конфликты, необходимы знания психологии отношений. Здесь я научилась прогнозировать конфликты, сканировать человека, предупреждать действие по мимике лица».

Особенно ей понравилось делать коллаж-стенгазету из журнальных вырезок. По заданию педагога нужно было в этом коллаже из множества портретов представить обобщенный образ злого человека и охарактеризовать его.

Воспитатель детского сада при школе № 132 Людмила Габдулкабирова за десять лет работы в учреждении научилась ладить фс родителями. Главное, по ее словам, это терпение и радушие, всегда, даже в плохом настроении. Она сказала, что на этих курсах она почерпнула очень много полезного, что будет использовать и в жизни, и в работе.

«Я здесь рисовала только цветами радуги, как и вместе с детьми в детском саду, ведь я у них всегда забираю черную краску. Так и надо общаться с людьми: радужно без мрачных оттенков».

Как рассказала главный специалист отдела взаимодействия со страхователями Пенсионного фонда Самарской области Анна Выводцева, в ее работе конфликтов почти нет, но знание психологии отношений необходимо в повседневной жизни: важно уметь принимать и отпускать проблемы, ставить себя на место другого, прогнозировать назревающий конфликт, успокаивать «накрученных» клиентов и гасить агрессию.

Учителю биологии самарской школы № 36 Людмиле Корольковой за тридцать лет работы в школе дети и родители нисколько не надоели. Работа для нее – дело любимое. В ее практике конфликты – явление редкое. «Благодаря этим курсам на многие ситуации я теперь смотрю по-другому. Думаю, в будущем, пользуясь практическими советами психологов, я смогу вовсе избегать конфликтов», - сказала она.

Министр труда, занятости и миграционной политики Самарской области Ирина Никишина:

- По национальному проекту «Демография» в настоящее время в регионе заключено 487 договоров на обучение 3850 граждан предпенсионного возраста. В мероприятии принимает участие 291 предприятие Самарской области, в том числе крупные работодатели губернии: АВТОВАЗ, РКЦ «Прогресс», Самарский электромеханический завод, «Самарский Стройфарфор», Жигулевский радиозавод и другие. Участники проекта обучаются рабочим профессиям и по специальностям с учетом потребности работодателя. Они проходят курсы по профессиям повара, парикмахера, слесаря-сборщика, тракториста-машиниста, токаря, социального работника. По договору с Центром занятости населения Самары педагоги Самарского университета и других вузов губернии обучают работников сферы образования и социальных учреждений «Бесконфликтному общению».

Версия для печати

Новости

Назад. 06 декабря 2019 Вперед.

Педагоги и сотрудники социальных учреждений учатся бесконфликтному общению