В Самарском театре оперы и балета готовятся к премьере балета "Наяда и рыбак"

Опубликовано: Авторы: Фоторепортер: Антон СЕНЬКО 127

20 и 21 декабря в Самарском театре оперы и балета пройдут премьерные показы одноактного балета "Наяда и рыбак" (12+) в редакции главного приглашенного балетмейстера театра Юрия Бурлаки.

Балет "Наяда и рыбак" относится к числу лишь частично сохранившихся произведений XIX - начала ХХ веков. Первая постановка о любви русалки и рыбака появилась еще в 1843-м в Лондоне под названием "Ундина, или Наяда", а через несколько лет ее создатели — балетмейстер Жюль Перро и композитор Цезарь Пуни — перенесли спектакль на петербургскую сцену под названием "Наяда и рыбак". На рубеже XIX-XX веков балет меняется сначала в руках Мариуса Петипа, а затем его помощника Александра Ширяева в 1903-м. В 1981 году балетмейстер Петр Гусев, видевший работу Ширяева в 1920-х, воссоздал хореографию, но от трехактного балета осталась лишь танцевальная сюита.

Юрий Бурлака, известный своими реконструкциями старинных балетов, впервые взялся за "Наяду и рыбака" в 2017 году по заказу Екатеринбургского театра оперы и балета. Спектакль, воссозданный командой постановщиков на Урале, был номинирован на "Золотую Маску" в пяти номинациях.

Самарским спектаклем частично занимается та же команда (кроме Юрия Бурлаки над екатеринбургской и самарской "Наядой и рыбаком" работали художник-постановщик Андрей Войтенко и художник по костюмам Татьяна Ногинова). Художником по свету выступает Александр Наумов, работавший вместе с упомянутыми художниками над недавней самарской премьерой "Бахчисарайского фонтана". Дирижер-постановщик — Андрей Данилов.

"Концертная танцевальная сюита из "Наяды и рыбака" существует с 1981 года, когда ее поставил Петр Гусев. Но фактически это дивертисментные танцы, — рассказывает Юрий Бурлака в интервью на сайте Самарского театра оперы и балета. — Я уверен, что хореография заслуживает большего, даже сюите нужна достойная рама. И в целом, чтобы старинную хореографию правильно поняли, мало станцевать ее хорошо, нужно еще подать ее правильно, с должным погружением в эстетику того времени.

Поэтому мне хотелось возродить именно сюжет, декорации и костюмы. Это важно делать не только с авторскими балетами "Русских сезонов", но, на мой взгляд, и с балетами XIX века. Мне хотелось возвратиться и к сценическим эффектам XIX века, попробовать полет (надеюсь, что это получится в самарском спектакле) и возвратить некоторые детали. Так что Наяда будет выезжать в раковине из кулисы, как положено.

Некоторые волшебные превращения, которых изначально в этом балете не было, мне показались очень уместными, очень органично вписались в сюиту. Например, превращение Ундины в крестьянскую девушку с помощью платья-оборотня: так девушка Терезина преображается в Морскую Деву в балете "Неаполь" Августа Бурнонвиля. Этот прием не нов, но используется активно. Я увидел похожую трансформацию в мюзикле "Золушка" в Москве и был очень рад, что наша художница по костюмам Татьяна Ногинова как раз над ним работала. Такие мелкие, но приятные и нужные детали необходимы для романтического балета".

Версия для печати

Новости

Назад. 03 декабря 2019 Вперед.

В Самарском театре оперы и балета готовятся к премьере балета "Наяда и рыбак"

Архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5