В Центре развития социального интеллекта особенных детей учат понимать мир через искусство

Опубликовано: Авторы: Фоторепортер: фото предоставлены центром "Школа-музей-культура" 31

В Самаре и Новокуйбышевске начали работать шесть групп для детей и молодых людей с ментальными нарушениями здоровья. Занятия проводят педагоги Центра развития социального интеллекта для особенных детей, который открылся в сентябре на базе музейно-образовательного центра «Школа-Музей-Культура».

 

Традиции «Афинской школы»

Центр развития социального интеллекта для особенных детей – это пятый социальный проект музейно-образовательного центра «Школа-Музей-Культура», получивший финансовую поддержку Фонда президентских грантов. Участниками проекта являются 60 человек – это дети 5-18 лет с аутизмом (их больше половины), ДЦП, синдромом Дауна, редкими генетическим нарушениями. Все занятия в центре для детей бесплатны и будут продолжаться до июля.

Этот проект является продолжением другого проекта центра - «Особой Афинской школы», в которой ребята с ментальными нарушениями здоровья практиковали свои навыки в этом году с января до июня. В Афинской школе основным форматом работы с детьми были еженедельные комплексные занятия продолжительностью около двух часов, направленные на развитие личности особого ребенка, его коммуникативных навыков и адаптацию в социальной среде с помощью различных элементов арт-терапии (психологической коррекции, основанной на применении для терапии искусства и творчества).

«В новом проекте мы решили продолжить традиции Афинской школы, расширив формат занятий, - рассказала руководитель центра «Школа-Музей-Культура» Ольга Титкова. - В центре развития социального интеллекта мы работаем с детьми как в группах, так и индивидуально. Занятия в группах ведет психолог и специалист декоративно-прикладного творчества. Дефектолог проводит уроки с теми, кто не готов к работе в группе. Цикл занятий с дефектологом поможет особым ребятам скорректировать поведение и перейти на новую ступень развития, а затем присоединиться к групповой работе».

Каждый месяц специалисты будут отвечать на вопросы родителей, записывать для них ролики, а также предлагать специальные пособия по развитию особых детей.

«Мы стараемся создать психологически безопасную среду для общения особых детей и способствуем их позитивному мироощущению, - отметила Ольга Титкова. - Ребенок должен выйти от нас довольный собой и миром и с удовольствием прийти еще. Важно, чтобы дети чувствовали себя успешными. Примерно 30 процентов ребят занимаются с нами не первый год. В этом году мы добавим в нашу методику выездные занятия в музеях для тренировки усвоенных поведенческих моделей в реальном мире». 

Картины как средство общения

В группе – не больше семи человек, чтобы каждому уделить достаточно внимания и дать больше возможности поделиться друг с другом переживаниями и мыслями. Работая в группе, дети начинают взаимодействовать, что очень важно для них. Большинство ребят находятся на индивидуальном обучении и испытывают определенный недостаток общения. Для многих эти занятия - единственная возможность встретиться с людьми, желающими общаться.

Психолог проекта Иван Титков сейчас анализирует данные о поведении особых детей в группе, оценивает их возможности и особенности реакции на других детей. По его словам, если в Афинской школе акцент был сделан на развитие коммуникации, то в Центре социального интеллекта – это развитие умений, знаний и навыков в их совокупности.

В работе Иван использует репродукции картин, специальные карточки и нейропсихологические игры. Работы художников демонстрируются на каждом занятии.

Электронная база картин центра состоит из 2,5 тыс. экземпляров! Для каждой темы – свои картины. К примеру, подбираются подходящие полотна для выражения эмоций. Учитываются сезоны, праздники и даты, чтобы связать живопись с реальностью. Для удобства демонстрируются репродукции большого формата, ведь многие дети обладают плохим зрением. Готовых для демонстрации картин в рамах – больше сотни.

«Здесь важно меньше речи ведущего, больше картин, - уверен Иван Титков. - Так, аутисты не всегда хорошо справляются с восприятием речи, чаще лучше ориентируясь по визуальным образам. Благодаря картинам детям легче общаться и находить себя в социальном пространстве. Если им что-то нравится, то об этом легче заговорить. Эмоциональные позывы прорываются в речь. Мы стараемся это закрепить в общении внутри группы. Поскольку картины помогают обходить защитные механизмы психики, ребенок может довольно понятно выразить свои желания и объяснить эмоции, запомнить цвета и фигуры, развить воображение. Мы учим особых детей выражать и распознавать эмоции».

На занятиях дети проходят путь от простой пейзажной живописи к постимпрессионизму. Это – не изучение истории живописи, а развитие эмоций детей по принципу от простого к сложному. Когда ребята устают, начинаются настольные игры. В центре много авторских методических разработок, развивающих определенные психические функции.

«Сейчас мы готовим игры на все важные блоки – на мышление, память, внимание, общение, волевые усилия. Этот игровой набор мы подарим в районы Самарской области для занятий с особыми детьми», - добавил Иван.

15-летний Григорий очень любит картины. Признается, что с удовольствием сам рисует и лепит. У него синдром Дауна, что не мешает ему проявлять себя в творчестве и учиться в колледже на садовника. «У меня здесь много друзей, - говорит он. – Мне нравится смотреть картины. Каждый раз они новые и интересные. Мы всегда здесь разговариваем, делимся своими переживаниями и рассказываем о событиях нашей жизни и о нашем настроении». 

Творческий отдых

Во время групповых занятий дети устают, поэтому в конце встречи им необходима разрядка. Завершает занятие педагог по декоративно-прикладному творчеству Мария Титкова, которая предлагает ребятам разные материалы для изготовления поделки или картины. Это могут быть нитки, кинетический песок, шерсть, краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки. Здесь также практикуется мыловарение, работа со специальной эпоксидной смолой. С некоторыми группами Мария в этом году будет заниматься созданием мультфильмов. Дети сами делают эскизы и раскадровки будущих анимационных роликов.

Валентина приводит на занятия свою дочь Оксану уже второй год. Оксане – 30 лет, но она занимается в группе с подростками, и для нее – это настоящая радость общения. С таким же диагнозом, как у нее - синдром Дауна, в группе несколько молодых людей.

«Оксане здесь комфортно, она всегда уходит с занятий в хорошем настроении и ждет

новой встречи. Рассказывает мне о картинах и поделках, спорах, которые возникают между ребятами. Чувствуется ее интерес к искусству. Она стала лучше рассуждать и говорить. Педагоги всегда внимательны и чутки к эмоциям детей», - поделилась Валентина.

В Центре развития социального интеллекта для особенных детей занятия в Самаре проводятся по адресу: проспект Ленина, 1, каждую неделю во вторник, четверг и пятницу. В Новокуйбышевске – по субботам по адресу: ул. Репина, 1а.

Версия для печати

Новости

Назад. 10 октября 2019 Вперед.

В Центре развития социального интеллекта особенных детей учат понимать мир через искусство

Архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3