Самарский мастер отреставрировал десятки старинных автомобилей

Опубликовано: Авторы: Фоторепортер: из архива Юрия Котикова 68

Собирая «пазлы»

Юрий Котиков занимается реставрацией старинных автомобилей четверть века. Хобби давно стало для него призванием. За это время он возродил из небытия не меньше 50 автомобилей. В его мастерской «Ретро-классика» можно снимать фильмы о разных эпохах отечественной истории. Удивляешься разнообразию декораций: здесь и легендарная «Полуторка» 1930-х, и машина маршала Георгия Жукова из 1940-х, и правительственная «Чайка» 1960-х, и даже «Волга» - джип генсека Леонида Брежнева из 1970-х! В неприметных, на первый взгляд, гаражных мастерских таится целый кладезь, целый пласт истории, за которым охотятся музейщики и коллекционеры.

Котикова приглашают со своими «детищами» на выставки и слеты, в парковые и музейные комплексы. Отечественные музеи военной и автомобильной техники заказывают Юрию восстановление раритетов. Частные коллекционеры привозят ему машины для реставрации. Именно его блестящие творения можно увидеть на парадах 9 Мая и 7 ноября в Москве и Самаре, на фестивалях и праздниках в разных городах страны.

Мастер подчеркивает, что «старинный» - это не старый, и что проржавевшие железки – вовсе не безделушки, а ценные детали воевавших «фронтовиков», которые можно потом собрать, для восстановления целостного образа.

Как говорит его жена Олеся, у него особое «3Д-видение»: увидел железку и сразу понял, от какого она автомобиля и в чем ее назначение. Такой уникальный «глаз-алмаз» оттачивался почти с пеленок.

История «на колесах»

Юрий Котиков родился в Куйбышеве в 1972 году. Все детство провел в гараже вместе с отцом и дедом-фронтовиком, которые оба были слесарями-мотористами. Вместе они ремонтировали машины. Его дед Иван Дмитриевич, прошедший всю войну наводчиком 76-мм дивизионной пушки, неплохо разбирался в трофейной технике. Его силами тогда удалось восстановить многие боевые раритеты. Юрий, глядя на взрослых, тоже учился разговаривать с машинами на «ты»: без конца чинил, паял, разбирал, собирал. Позже учеба в профессиональном училище на электрогазосварщика только упрочила его навыки универсального автомеханика. Так он попал в свою стихию и язык механизмов выучил назубок. С чего же началась страсть к ретро-классике?

«Больше 25 лет назад мой знакомый привез мне трофей 1939 года - престижный седан марки BMV 321. Машина мне очень понравилась, - рассказал Юрий. - Этот «немец» и стал моей первой отреставрированной машиной. С тех пор я стал собирать останки старинных автомобилей и возвращать их к жизни. Реставрация заключается в том, что машина разбирается до болта и собирается заново. Недостающие детали восстанавливаются, причем так, как в свое время делалось на заводе-изготовителе».

Как же удается воссоздать все в точности, вплоть до сложнейших агрегатов? Так, чтобы собранные воедино, изъеденные коррозией металлы ожили и смогли вернуться к ходовому состоянию? По словам умельца, в его работе ему помогают опыт и коллеги. Много информации он черпает из книг по автомобилестроению и из Интернета, общается с реставраторами машин в соцсетях.

Юрий Котиков - человек-энциклопедия, настоящий знаток истории появления на свет автомобилей разных стран. Конечно, реставраторов выручают «первоисточники». По чертежам можно собрать имеющиеся детали, отлить новые части и разыскать отсутствующие.

«Счастье, когда мы находим чертежные схемы автомобиля, - поделился Юрий, - Во время войны весь архив Горьковского автомобильного завода был перевезен в Куйбышев. С тех пор в самарском филиале «Российского государственного архива» сохранились чертежи некоторых «газовских» машин. Например, там мы нашли чертеж кабины «полуторки» ГАЗ-АА - грузового автомобиля 1930-х годов. Много чертежей собрал писатель Дмитрий Дашко, который часто мне помогает. Например, по моей просьбе он нашел чертежи кузова грузовика ЗИС-6 и его системы электропроводки. Благодаря чертежам мы изготовили фрезы и сделали доски для кузова. При работе повсеместно встречаются очаги ржавчины или изношенные детали. В процессе реставрации все это восстанавливается. Что касается салона, то обычно мы сохраняем оригинальную ткань, приводя ее в порядок, но при сильной изношенности заказываем по образцу новую. Это касается в основном кожзаменителя и пластика».

С миру по машине

В гараже у Юрия Котикова хранятся семь отреставрированных автомобилей. Среди них - «Москвич» 1963 года, который Юрий сделал идентичным отцовскому «Москвичу», трофейный «Вандерер» 1935 года, участвовавший в боях во время Великой Отечественной войны. Найденный в Тверской области, он находился в полуразрушенном состоянии. Мастер сумел восстановить его по фотографиям до блестящей новизны. Рядом - ГАЗ-69 (советский автомобиль повышенной проходимости 1960-х годов) и ГАЗ-24-95 «Волга».

В числе любимых «детищ» Юрия Анатольевича - полноприводная «Волга» ГАЗ-24-95. Таких машин зимой 1973-1974 годов изготовили всего пять. Своим появлением на свет эта «Волга» обязана желанию Горьковского обкома КПСС иметь легковой автомобиль с повышенной проходимостью. Тогда было решено разработать полноприводную модификацию из обычной 24-й «Волги», чтобы она имела технические показатели проходимости не хуже, чем у уазика. Один из пяти выпущенных экземпляров обслуживал Леонида Брежнева в его поместье Завидово. Остальные машины отправили на тестирование военным и милиции в Горьком и области. Серийное производство «Волги»-вездехода так и не началось. Конструкция опытных автомобилей была сложной и дорогой. Завод попросту боялся отсутствия спроса на модель. До сегодняшнего дня сохранилось не менее трех «живых» экземпляров этой уникальной машины. Одна из них в Самаре - в мастерской Юрия Котикова.

«Для восстановления этой редкой «Волги», найденной мной в Саратовской области, писатель Никита Травников познакомил меня с одним из ее конструкторов, который меня консультировал, - поделился Юрий. - Над ее реставрацией я работал 1,5 года. Восстановили всё, вплоть до родного зеленого «бутылочного» цвета и салона».

Автомобиль маршала Жукова

Еще одной невероятной историей в своей карьере Юрий считает реставрацию машины ГАЗ-61-73 маршала Георгия Жукова. Во время ВОВ этот легендарный внедорожник использовали в роли штабной модели для высшего командования армии. 61-ю модель создали в 1938 году. Долгое время считалось, что после войны сохранился всего один ГАЗ-61, принадлежащий маршалу Ивану Коневу. Эта машина оставалась в Москве у потомков военачальника. Между тем второй автомобиль этой марки тихо и незаметно жил в небольшом поселке близ Куйбышева. Владел этой машиной пенсионер, бывший офицер НКВД, сумевший получить раритет в личное пользование. Машину чинили и перекрашивали. Потом она перешла по наследству к его сыну, инспектору ГАИ, который хоть и не пользовался старым «газиком», но и расстаться с ним не решился. До 2006 года машина стояла в его гараже.

 «Изучая архивные базы ГАИ в поиске интересных машин, мы наткнулись на эту, так как инспектор сдал номера и ПТС. Нашли контакты хозяина, - рассказал Юрий. - В гараже машина стояла как ни в чем не бывало. Состояние железа и агрегатов оставляло желать лучшего, зато комплектность оказалась достаточно высокой. Понимание, чью именно машину удалось найти, пришло позже, когда стали изучать архивы. Выяснилось, что изготовленный 29 сентября 1942 года автомобиль темного сине-зеленого цвета был передан в резервную самарскую ставку верховного главнокомандующего и отдан в распоряжение Георгия Жукова. В 1942 году такая машина была изготовлена в единственном экземпляре, поэтому этот автомобиль был отправлен в Куйбышев. Мы купили эту машину и отреставрировали в 2010 году. Сегодня автомобиль хранится в частном музее внедорожных машин, каждый год участвует в парадах в Самаре».

Будущие парадные расчеты

В мастерской и в будни, и в выходные кипит работа. Одновременно реставрируются несколько машин. Уже почти два года Юрий пытается возродить редкий артиллерийский тягач Газ-61-416 1942 года. Поисковики нашли его останки в Ленинградской области и отдали в мастерскую. Таких машин в 1942 году сделали всего 36 штук. Его восстановление идет медленно, поскольку информации по нему немного. Недавно Юрий разыскал недостающие детали, так что обязательно завершит работу.

Ждет своей очереди трофейный Bussing-NAG конца 1930-х годов. Этот грузовик служил для перевозки солдат и оборудования связи. Примерно через год он займет место среди уникальных экспонатов в Московском военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот».

Здесь же собирается из фрагментов легендарная «полуторка» - топливозаправщик ГАЗ-ММ 1944 года, найденный в Смоленской области. Знаменитый грузовой автомобиль Горьковского автозавода начали собирать с восстановления рамы и колес, вернули к жизни мотор. Проржавевший металл удалось мастерски восстановить полностью.

Иногда по праздникам Юрий с женой выезжают на своих раритетах прокатиться по городу. Люди оглядываются им вслед, сигналят, приветствуют, а для них это просто образ жизни.

Версия для печати

Новости

Назад. 18 сентября 2019 Вперед.

Самарский мастер отреставрировал десятки старинных автомобилей

Архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6