Юбилейный фестиваль цветов стал самым зрелищным и массовым за свою историю

Опубликовано: Авторы: Фоторепортер: Дмитрий БУРЛАКОВ 212

Традиционный фестиваль «Цветущая Самара», прошедший 24 августа в 15 раз при поддержке администрации города, подарил гостям праздника незабываемую цветочную феерию. В этот день всё происходящее на улице Куйбышева и в Струковском саду было посвящено цветам и 170-летию старейшего городского парка. В фестивале приняли участие больше 50 тысяч человек.

По главной улице с оркестром

Праздник начался после полудня, когда на площади Революции начали формироваться «цветочные» колонны. Участники фестиваля в ярких костюмах, украшенных цветами,

с венками на голове и букетами цветов в руках, готовились к шествию. В их числе – воспитанники детских школ искусств и центров дополнительного образования, артисты театральных и танцевальных коллективов города. Под музыку муниципального духового оркестра они отправились по пешеходной улице Куйбышева, которая второй год подряд становится фестивальной площадкой. Впереди – колонна ретроавтомобилей с цветочными композициями. Среди блестящих раритетов – «Победа» 1955 года, «Москвич» 1963 года, трофейный «Вандерер» 1935 года.

В этом импровизированном параде царила карнавальная пестрота и разноголосица. Классическая музыка и вальс в исполнении танцоров сменялись африканскими джембе и бразильской самбой, мини-спектакли сказочных героев дополняли клоунские пантомимы и фантазийные цветочные велосипеды артистов театра «Пластилиновый дождь».

Главным подарком для тысяч зрителей, собравшихся вдоль улицы, стали грандиозные цветочные композиции, разместившиеся на пяти передвижных платформах.  

Цветочная «афиша»

Второй год цветочный карнавал сопровождают огромные цветущие композиции «на колесах». В этом году они были посвящены году театра и стали своеобразной «афишей». Зрители аплодировали мастерству флористов. Публике представили нежно-розовый и ностальгический «Вишневый сад» (по пьесе Антона Чехова), увенчанную красно-желтыми букетами «Жар-птицу» (к балету Игоря Стравинского «Жар-птица»), воздушный «Вальс цветов» (к балету Петра Чайковского «Щелкунчик»), волшебную «Золушку» (по сказке Шарля Перро). «Театральный оркестр» оказался самой музыкальной из цветочных платформ.

Все эти удивительные композиции воплощали в жизнь десятки флористов из Самары, Москвы, Казани, Ростова-на-Дону, Новосибирска, а также мастера из Венгрии, Польши и Эстонии. Они же создатели фестивальных площадок в Струковском саду.

Как рассказал один из организаторов фестиваля, самарский флорист Никита Дементьев, в создании цветочных композиций принимали участие больше 50 специалистов, в том числе иностранцы и волонтеры.

«Мы полгода работали над концепцией фестиваля, - отметил он, - Общими усилиями удалось воплотить в жизнь наши идеи. Мы использовали около трехсот видов растений, всего примерно 15 тысяч цветов. Пригласили опытных коллег из других стран, например, с нами работал чемпион Европы по флористике, венгерский флорист Томаш Мезоффи и известный голландский флорист Кейс Ван Дайк. Кстати, Самара стала вторым городом в России после Санкт-Петербурга, где применялись передвижные платформы с цветочными композициями».  

Флорист Татьяна Черникова из Новосибирска рассказала, что самыми любимыми цветами при создании образов для нее и ее коллег явились розы, гортензии, гвоздики, гладиолусы, дельфиниумы, каллы. «При выполнении композиции сначала изготовляется каркас, потом прикрепляется технический материал, и только потом вплетаются цветы. Нашими стараниями в парке появились театральные маски, цветочные зонтики, а также коллекция цветочных шляп». 

«Самара двинулась в сад…»

Струковский сад явился по традиции главной фестивальной площадкой, и традиционно гостей встречали рукодельники. В аллее мастеров более двухсот авторов декоративно-прикладного искусства представили свои работы во всевозможных техниках.

В этом году 170-летие Струковского парка стало основной темой в оформлении фестивальных площадок, которых насчитывалось около двух десятков. Многие из них были посвящены истории старейшего городского парка. Например, в экспозиции «Из истории Струковского сада», подготовленной самарским краеведом Михаилом Перепелкиным, были представлены архивные фотографии и открытки, интересные исторические факты из жизни сада, а также касающиеся его воспоминания, заметки, стихи, художественная проза.

Как известно, территория бывшего сада действительного статского советника Григория Струкова стала городским парком в 1849 году. Из воспоминаний современников предстает такая картина с его открытия: «…вся Самара двинулась в сад, весь прекрасный пол, разряженный до последней степени, явился на гулянье, музыка гремела, песенники пели, все веселились….». Примерно также случилось и спустя 170 лет, в эти выходные!

К исторической ретроспективе примыкала площадка «Старый сад», где флористы воссоздали обстановку усадьбы середины позапрошлого века, утопающей в цветах, со старинной дачной мебелью. Такие вот сады старинных «дворянских гнезд», в XIX веке как раз располагались на месте нынешнего сада. Организаторы воссоздали также один из фасадов купеческого дома. «Купеческая Самара» встретила гостей праздника огромным самоваром и баранками в одной из тех «чайных», которые были столь популярны в XIX веке.

В XX веке, в конце 1950-х - начале 1960-х годов, Струковский сад стал местом встречи молодых людей, одетых по последней моде. Об этом горожанам напомнила площадка «Стиляги» с флористическими инсталляциями и творческими программами.

Театральные мотивы отразились в многочисленных фотозонах, например «Лира», «Арфа» и «Театральный занавес», созданные сотрудниками предприятия«Спецремстройзеленхоз». Цветочные зоны, созданные флористами, встречались в парке почти на каждом шагу: ежики с грибами, животные из листьев, мельница, бабочка, старинные велосипеды и т.д.

Приходилось отстаивать огромные очереди, чтобы сфотографироваться в цветущих фотоместах. Например, пользовались огромной популярностью двухметровое платье и трехметровое панно из гортензий, а также деревянные круглые качели с лилиями, розами и хризантемами. Идея обустройства таких фотозон принадлежит известному в городе флористу Вере Глуховой.

«Мы сами вырастили эти цветы. Гортензия на сегодня – один из самых популярных кустарников. В следующем году планируем сделать несколько качелей, чтобы очереди были не такие длинные. Оранжерея на скейт-площадке – пожалуй, самое интересное, что мы сделали в этом году на фестивале: зоны пустыни с кактусами, полупустыни, водоемы и множество замечательных растений и цветов вокруг».  

Сад на ощупь

Новинкой этого фестиваля стал сенсорный сад, который обустроили самарские флористы. По словам одного из создателей этого сада Марии Кушаевой, здесь представлены разные природные зоны и растения, например, морской берег с песком, галькой и водорослями или горная местность со скалами, сосной, барбарисом и можжевельником, или зона пустыни – с песком и суккулентными растениями. Здесь все можно трогать руками.

«Эта тактильная аллея сразу полюбилась детям, они не отходят от нее, - поделилась Мария, - Понравилась она и людям с ограниченными возможностями здоровья. В течение дня к нам пришли две группы слабовидящих. Детям больше всего нравится трогать семечки и подсолнухи, желуди и рябину, овес и пшеницу. В нашем саду растут также розы, баклажан, каштан, перец, тыква, помидоры и даже хлопчатник.  Есть у нас и аптекарский огород, где растут душистые травы, такие как эхинацея, шалфей, каланхоэ, мята, душица, розмарин, монарда». К слову, Самара станет третьим городом в России после Москвы и Уфы, где появится такой сад. Мария Кушаева уже заручилась поддержкой мэрии и надеется, что их миниатюрный сад в будущем разрастется и найдет отклик в душе каждого.

Кроме этого тактильного уголка, руки можно было приложить в изготовление цветов из гофрированной бумаги, в создание букетов из «подручных» средств, а также в написание картин на пленэре.   

На подмостках летней эстрады

В то время пока любители цветов изучали историю парка, фотографировались в цветущих интерьерах и любовались десятками благоухающих композиций 14 профессионалов – из числа создателей этого великолепия - демонстрировали мастерство составления букетов.

Лучшие флористы представили зрителям свои творения - императорский, дворянский, купеческий и пролетарский букеты. Так, благодаря мастерству самарского флориста Дмитрия Зудина родился шикарный императорский букет с богатой фактурой и жемчужным каркасом. Эта сладкая жизнь с сахаринками усыпана розами и гортензиями и множеством других нежных цветков. На создание каркаса у мастера ушло несколько часов. А на цветочную композицию он потратил всего 15 минут. Красную звезду с колосьями (пролетарский символ) Дмитрий выложил из гвоздик, а каркас сделал из шерсти. Получился необычный букет.

Флорист из Отрадного Алена Пац сделала богатый купеческий букет в яркой насыщенной гамме с декором в стиле купеческого костюма с бархатными украшениями и тесьмой. «У каждого свое видение букета. Мы импровизировали с предлагаемыми цветами и материалами - сказала она, - Мне показалось, что в купеческом букете будут уместны пионы, розы, гортензии, клематисы и ягоды – калина и ежевика. Еще один букет «Стиляги» я выполнила на цветовом контрасте, удлинив его форму. Тут уже доминируют хризантемы, гвоздики, каллы и листья алоказии». 

Участники фестиваля могли сфотографироваться с понравившимся букетом. 

«Цветы и мода» от маэстро

Знаменитый историк моды, театральный художник Александр Васильев выступил на сцене Летней эстрады со своей новой лекцией «Цветы и мода» о том, как известные художники и кутюрье разных эпох воплощали в живописи и моде цветочные образы. Как мировая история находила отражение в истории костюма, и как она преломлялась в орнаментах одежды, головных уборах, украшениях и прическах.

«Цветы всегда вдохновляли модельеров, - сказал Александр Васильев, - Цветы – всегда стимул к творчеству. И все цивилизации, начиная от древней Индии и древнего Египта, Китай, Греция и Рим отдавали должное цветам и цветочным букетам. Например, перед вами очень редкая вещь – древнеримская мозайка первого века нашей эры. Ей две тысячи лет, а все цветы нам знакомы, к примеру, роза, нарцисс». 

Свой рассказ искусствовед сопровождал слайдами, демонстрирующими образцы из его коллекции, которая в настоящее время насчитывает около полумиллиона экспонатов – костюмов, украшений, аксессуаров. Сейчас в мире открыто 11 выставок его коллекций, одна из них - «Курортная мода» - в Самаре в Музее Модерна. Также в качестве примеров он показывал живописные полотна известных мастеров прошлого. В следующий раз Александр Васильев приедет в Самару 11 октября на фестиваль моды и театрального костюма «Поволжские сезоны».

В летнем театре цветочный марафон продолжался до вечера. После конкурса костюмов и концерта детских коллективов программу продолжили музыканты Самарского муниципального духового оркестра. «Кинотеатр «Биоскоп» совместно с киноклубом «Ракурс» представили ленты немого кино. Перед показом зрителям рассказали о синематографе начала XX века. «Цветущей Самаре» подарили также «Цветочный джем» - концерт с участием джазовых музыкантов Самары и американского исполнителя Квентина Мура. Музыкальная программа «Танцплощадка» завершила работу летней эстрады. Самые стойкие гости фестиваля смогли увидеть в 22:00 фейерверк на набережной в районе улицы Красноармейской. Надо сказать, что сегодня, 25 августа, фотозоны и фестивальные площадки продолжают работать, поэтому еще можно успеть побывать в цветочной сказке старинного парка.

 

 

Версия для печати

Новости

Назад. 25 августа 2019 Вперед.

Юбилейный фестиваль цветов стал самым зрелищным и массовым за свою историю