Big Data становится новым инструментом для повышения эффективности образовательной системы

Опубликовано: Авторы: Фоторепортер: ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ 188

Самарская область обладает уникальной компетенцией в формировании и обработке "больших данных" в образовании: количество пользователей самарской образовательной платформы АСУ РСО превысило полтора млн человек. Как удалось добиться такого результата, "ВК" рассказал генеральный директор разработчика — компании "ИРТех" Олег Исайкин.

— Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров в своем Послании четко указал курс на цифровизацию многих сфер нашей жизни, в том числе и образования. Какое место в этом процессе может занять образовательная платформа компании "ИРТех"?

— Цифровые образовательные платформы, автоматизированные системы управления сферой образования, созданные на базе программных продуктов компании "ИРТех", позволяют автоматизировать управление системой образования, оказывать государственные и муниципальные услуги в электронном виде, создать единое информационное образовательное пространство. Системы состоят из полутора десятков модулей (подсистем, сервисов), которые являются самостоятельными завершенными продуктами.

В настоящее время в информационных системах АО "ИРТех" в России работают более 13 млн зарегистрированных пользователей. Системы посещают более 450 тысяч уникальных пользователей в сутки, которые просматривают более 10 млн веб-страниц. Например, за понедельник, 8 апреля 2019 года, самарскую систему АСУ РСО посетили более 70 тыс. человек: школьников, родителей, учителей и сотрудников управлений образования. И это лишь начало четвертой четверти. Для сравнения, в самый "горячий" период времени — закрытие полугодия (декабрь), за месяц АСУ РСО посещает свыше 330 тыс. уникальных посетителей.

Системы компании в той или иной конфигурации работают в 62-х регионах РФ, из них 27 регионов полностью перевели свои образовательные организации на наши продукты. Мы занимаем более 30% рынка программного обеспечения Российской Федерации в своем сегменте, и эта доля продолжает расти.
Автоматизированные информационные системы в образовании непрерывно генерируют, сохраняют и накапливают существенный объем данных. Вопрос технологии использования таких данных широким кругом субъектов образования сегодня находится на пике интереса образовательного сообщества.

Большие данные (Big Data) в ближайшее время будут новым инструментом для преобразования обучения, для повышения эффективности как самой образовательной системы, так и в управлении образовательным процессом. Также большие данные должны помочь в решении насущной проблемы современного образовательного подхода — индивидуализации в обучении. АО "ИРТех" принимает самое активное участие в определении методических аспектов реализации и в создании технологий применения Big Data в образовании. Базой для исследований являются данные, накопленные информационными системами компании в более чем тридцати регионах Российской Федерации на протяжении двенадцати лет.

Для формирования больших данных в системе образования на сегодняшнем этапе развития цифровизации образовательных организаций создана необходимая технологическая инфраструктура. Сначала образовательные организации были обеспечены компьютерами и доступом к сети Интернет. Затем они были охвачены "Сетевым Городом", который включает в себя библиотеку электронных учебных материалов и единый электронный дневник. Позже автоматизированные системы АО "ИРТех" стали предоставлять множество электронных услуг (АИС "Е-Услуги"), например, запись в детский сад и школу, в загородные оздоровительные лагеря.

Нами накоплен огромный опыт успешного внедрения систем. Поэтому с большой долей уверенности можно сказать, что системы управления (образовательные платформы) компании "ИРТех" в принятом государстве курсе на цифровизацию займут и уже занимают одно из лидирующих мест.

— Возможно ли на базе АСУ РСО начать процесс построения индивидуального образовательного вектора и развития ребенка? Что для этого необходимо?

— На самом деле, в АСУ РСО уже есть хорошие возможности построения индивидуального образовательного вектора. Более всего сдерживает этот процесс недостаточная информированность учителей, обучающихся и их родителей об этой возможности. И вот здесь нам совместно с органами управления образованием необходимо активнее работать. Тут признаю недоработки с нашей стороны.
Кроме того, в системе образования очень быстро меняются приоритеты — не по желанию чиновников, а сама жизнь заставляет их менять. Жизнь, которая семимильными шагами стремится в "цифровой мир", а образование и образовательные платформы не всегда за этим успевают. Перед нами как перед компанией стоят новые вызовы, которые требуют качественных изменений наших продуктов и, как следствие, привлечения новых сотрудников в достаточно большом количестве.

— Какие возможности имеет образовательная платформа компании "ИРТех" для тиражирования в России и за рубежом?

— У компании есть опыт тиражирования цифровой платформы в регионах Российской Федерации. Как я говорил ранее, идет процесс расширения за счет новых регионов. Что касается зарубежного рынка — в настоящее время можно сказать, что закончена апробация системы для управления сферой образования Азербайджана. Ведутся переговоры с такими странами, как Беларусь, Киргизия, Туркменистан, Монголия, Азербайджан, Пакистан, Турция, Египет, Кипр.

— Какое место в вашем развитии занимает проектный офис цифрового развития?

— С созданием проектного офиса цифрового развития наша компания получила возможность выйти на новые рынки и проекты. Особенно хорошо проектный офис помогает нам в сфере новых направлений развития: встраивания накопленных данных и имеющейся экспертизы в дополнительное образование, "кружковое движение", финтех-сервисы и другие. Активно идет работа по поводу зарубежных рынков, методологическому переосмыслению нашей деятельности в целом, с учетом возможностей национальной программы "Цифровая экономика", возможностей сквозных технологий. В этом плане очень помогают эксперты проектного офиса — высококлассные специалисты в своих направлениях.

— Как вы решаете острый для IT-отрасли вопрос кадрового дефицита?

— Честно говоря, этот вопрос уже становится какой-то существенно преградой на местном рынке трудовых ресурсов. Идет сильная конкуренция между IT-компаниями за квалифицированные кадры. Мы на самом деле сами любим воспитывать специалистов практически "с нуля". Это не значит, что мы не привлекаем сложившихся профессионалов, но делать это на выскоконкурентном рынке все сложнее и сложнее. Например, мы, совместно с проектным офисом сейчас анализируем, и возможно, больше внимания будем уделять средне-специальным учебным заведениям, работать с этой категорией учащихся, постепенно делать из них профессиональных IT-специалистов.

Версия для печати

Новости

Назад. 11 апреля 2019 Вперед.

Big Data становится новым инструментом для повышения эффективности образовательной системы

Архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 31
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5