Падение маяка, синелицые французы и розовые пришельцы: как прошел "ВолгаФест" 2018 года

Опубликовано: 11

В выходные на второй очереди набережной прошел уже традиционный "ВолгаФест". Несмотря на установившуюся только к концу второго дня летнюю погоду, фестиваль посетили около 65 тысяч человек.

Набережная-2081
65 тысяч — не прошлогодние четверть миллиона, но и никаких совмещений с государственными праздниками, Uma2rman и салютом на этот раз не было. В музыкальной части организаторы вообще не стремились к какому-то общеизвестному "гвоздю программы", если не считать субботнего выступления выбивавшегося из концепции Хора Турецкого, который отдельным анонсом рекламировал собственный проект "Праздник Песни" и, кажется, ничего не знал про "ВолгаФест", сообщает Волга Ньюс.

В остальном фестиваль состоял примерно из тех же направлений, что и всегда: обыгрывающие пространство набережной и Волги арт-объекты (половину из которых снова на конкурсной основе отбирал нижегородский "ОʼГород"), две музыкальные сцены, лекции "Человека наук", "Волгабукфест" Литературного музея, уличный театр, танцевальная площадка, мастер-классы для детей, рыночек с едой и дизайнерскими товарами. Все активности объединили темой будущего: "ВолгаФест" показал свою версию мира в 2081-м году.

Построить и разрушить
Пик посещаемости фестиваля на этот раз пришелся на вечер воскресенья — распогодилось как раз к кульминации. В 20:00 началось разрушение главного арт-объекта "ВолгаФеста" — картонного маяка "Фара-Фара". Марсельский художник Оливье Гростет строит свой "Эфемерный город" из огромных рукотворных зданий с 2003-го. Веселая деконструкция сооружения — тоже обязательная часть сценария: "Что сделано руками, должно быть разрушено руками", — говорит Оливье.

Самарский маяк возводили несколько дней. Сооружения Гростета строятся в обратном порядке, постепенно прирастая нижними этажами. Поэтому, когда сильный субботний ветер повалил венчавшее маяк картонное пламя, восстановить его не удалось. В остальном же постройка отлично пережила выпавшую на ее долю непогоду и даже заслужила сравнение с башней Засекинской крепости. В назначенное время маяк повалили на землю и разобрали на части силами налетевшей детворы.

Восстание синелицых
За деконструкцией маяка следовал еще один гвоздь программы — французский уличный театр Generik Vapeur со спектаклем Les Bivouaqueurs ("Бивуачники"). Generik Vapeur — театр с большой историей (основан в 1983-м), спектакль, в оригинале имеющий название Bivouac, играет с конца 1980-х, а Les Bivouaqueurs — его облегченная версия.

Актеры в необычном синем гриме привлекали внимание публики еще с субботы. А в воскресенье, вооружившись такими же синими жестяными бочками и в сопровождении синих же музыкантов, устроили шествие по той части набережной, которая по легенде "ВолгаФеста" была связана с приземлением пришельцев. Среди актеров рядом с французами можно было заметить самарцев и даже бывшего руководителя Альянс Франсез Самара Натали Товен. Синелицые гремели бочками, катили их всеми возможными способами, на привале угощали зрителей китайской капустой, дымили фаерами и что-то выкрикивали в мегафон.

Все это напоминало скорее восстание инопланетян, чем их высадку на Землю. В толпе на нешироких аллеях самарской набережной не всем и не всегда было видно происходящее, но кажется, смысл крылся в самом передвижении артистов и публики. Синелицые как будто возглавили толпу, сделали зрителей частью грохочущего буйного шествия. Кстати, девиз театра, написанный на его логотипе, звучит как Trafic dʼActeurs et dʼEngins — что-то вроде "движения актеров и механизмов".

Будущее за электроникой
Организаторы Волгафеста сразу предупредили, что тема будущего не будет раскрыта без электронной музыки. И пригласили выступить Bad Zu, Interchain, Saburov. Все это было действительно очень эпично, и лайн ап фестиваля соответствовал бы хорошему электронному опенэйру, если бы не разбросанность и "размазанность" программы по всей набережной. Было больно смотреть, как фантастический дуэт Bad Zu, звучавший со своими африканскими ритмами не менее мощно, чем хор Турецкого, выступал на сцене перед максимум сотней зрителей. А параллельно ему, на другой сцене, начинал играть Saburov, заставляя поклонников электронной музыки метаться по всей набережной чуть ли не в истерике.

Было много коллективов с легкой музыкой, вдохновленных диско 70-х (Ким и Буран), космической меланхолией (SPTNK), родными мотивами (Oligarkh) и подростковыми проблемами ("Комсомольск"). Не обошлось и без родных самарских музыкантов — Бабба и Ice Hokku. И, конечно, много джаза — здесь хедлайнером стал оптимистичный коллектив "Оркестр Мишаняна и Ко".

"Волгафест" жил своей музыкальной жизнью и помимо официальной программы — периодически возникали стихийные сцены, где играли диджеи, на танцплощадке из колонок доносились латиноамериканские ритмы.

Качели-пришельцы
Особой популярностью у посетителей по традиции пользовались всевозможные качели, зеркальные лабиринты и прочие арт-объекты, с которыми можно взаимодействовать.

"ОʼГород" на Волге представил произведения молодых архитекторов на тему "Гость". В инсталляции "Качель" можно было покататься под брюшком розового пришельца, среди свивающих сеток с прозрачными шариками. Не стояли пустыми и "Волны" — скамейки эргономичной формы, на которых можно раскачиваться, как на воде. Инсталляция CubeWave дала возможность отдохнуть в гамаках, как будто на волнах света. Главной площадкой для фотографирования стали огромные вырастающие из-под земли руки ("Слепой интерес"). Особую выразительность придавал объектам выбранный в этом году организаторами цвет фуксии.

Обещают, что разработанные специально для "ВолгаФеста" арт-объекты наконец-то оставят на набережной как минимум на время Чемпионата мира по футболу, а не демонтируют на следующий день после фестиваля, как это было в прошлые годы.

Помимо "ОʼГорода", заполнили пространство набережной лабиринтами, башнями, световыми и аудиоинсталляциями приглашенные московские и самарские архитекторы. Один из объектов расписывал в режиме реального времени известный художник и граффити-райтер Миша Most.
На пляже разместился уютный постапокалиптический мир ироничной московской арт-группы "ЕлиКука" ("Выгул диванов строго разрешен!"). Здесь было кресло-качели и полузакопанные в песок шкафы, удобные для сидения старые диваны и кораблики из сланцев.

Наверху за мир будущего отвечал, помимо прочих, дизайнер-модельер Роман Ермаков, под чьим руководством можно было создать футуристический костюм. А занявший на этот раз не газон, а музыкальные сцены городской лекторий "Человек наук" представил уже не художественный, а научно обоснованный сценарий будущего.

Получилось, как всегда, задорно и разнообразно. И по-прежнему жаль, что так плотно заполненным общественным пространством с активностями для всех возрастов набережная становится всего на два дня в году. Ладно, хотя бы качели теперь останутся.

Сергей Филиппов, врио министра культуры Самарской области:
Наша задача — показать, как общественное пространство может работать для людей, как его зонировать, чтобы все пришедшие сюда могли найти что-то по душе, по своим интересам. Еще надо сказать, что "ВолгаФест" — это практически старт работы набережной в период Чемпионата мира. И некоторые объекты останутся здесь на время чемпионата.

Версия для печати

Новости

Падение маяка, синелицые французы и розовые пришельцы: как прошел "ВолгаФест" 2018 года

Архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1