Волга Ньюс протестировал новый самарский спектакль в метро

Опубликовано: 29

В конце мая в Самаре появится променад-спектакль. Он называется "Прислоняться" и будет идти в метро. Первые показы для зрителей (18+) запланированы на 26-27 мая и 1-2 июня.

"Не снимайте наушники и не разговаривайте"

Ни сцены, ни актеров, ни зрителей в привычном смысле слова. "Прислоняться" - спектакль-променад, в котором участникам предстоит проехать все самарское метро. Дорога будет сопровождаться аудиогидом. Спецкор Волга Ньюс одним из первых протестировал маршрут, сообщает Волга Ньюс.

На входе в метро выдают шумоподавляющие наушники. Уже на премьере группы будут состоять из шести человек, а пока у нас с фотографом почти индивидуальный показ. Инструкция предписывает разделиться, в идеале даже по разным вагонам. Это один из самых трудновыполнимых пунктов программы, особенно если вы пришли с кем-то: не так-то просто не обсуждать происходящее. Мы в пути даже успели поспорить, мужской или женский голос "ведет" участников, но лучше так не делать: будь то спектакль в московском особняке или бродилка по городу, любой такой проект требует от зрителя индивидуального восприятия и полного погружения.
"Прислоняться" поставлен в сложном жанре, это прежде всего сайт-специфик (site-specific - спектакль, тесно связанный с тем нетеатральным пространством, в котором играется), внутри есть документальная часть - реальные монологи жителей Самары. Для "променадов" сложное устройство - не редкость. Самая известная работа в этом жанре - Remote Х, аудиопроменад немецко-швейцарской труппы Rimini Protokoll, поставленный во многих городах мира, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Для Самары такой жанр - пока экзотика.

"Когда двери закроются, нажмите кнопку PLAY"

На станции метро "Алабинская" встречаемся с Никитой Славичем - режиссером спектакля, магистрантом РГИСИ. "Прислоняться" для Никиты, прожившего самарскую часть жизни в центре города, - знакомство с метро и отдаленными районами. Наверняка так будет и для многих зрителей (я совсем не помнила, например, как выглядит станция "Юнгородок", и вообще ни разу в своей сознательной жизни там не была).

С наушниками выдают плеер. Нажать кнопку play нужно только один раз. Записанный текст точно подогнан под расписание метро (в среднем, каждая часть занимает 13 минут - три минуты в пути и 10 на ожидание поезда на платформе). Суровая бабушка-ведущая предупреждает, когда нужно пропустить поезд, на какой станции выйти, дает краткие информационные справки. Постепенно ее история складывается в биографию, но на нашем тестовом прогоне этот образ был самым уязвимым местом спектакля. Текст придуман драматургом проекта Сергеем Давыдовым, начитан актрисой и в качестве обрамления для вербатимов (монологов самарцев на тему метро) и в такой театральной манере часто "резал ухо".

Но пока идут прогоны, "тестирующих" дотошно расспрашивают о впечатлениях и технических нюансах, после чего вносят изменения. Организаторы уверяют, что зрители услышат уже немного другую бабушку.
Остальная часть текста - записанные на диктофон рассказы самарцев о метро. Ассоциации, воспоминания, детские впечатления, интересные случаи, рассуждения о разных частях города, связанных нашей единственной веткой. В основном материал собирали голосовыми сообщениями - люди сами начитывали свои тексты. Среди них есть записи художника Фрола Веселого о Безымянке, на которой нужно "следить за словами", и драматурга Сергея Давыдова о "параде шизоидов", есть эмоциональные рассказы о первых днях в Самаре и воспоминания о катании на эскалаторах в детстве.

Один из монологов отличается особенным обаянием - на станции метро "Победа" как будто оказываешься на кухне одного из авторов, пьешь чай и слушаешь, как его мама классифицирует город: район до Самарской площади, район от Полевой до Масленникова, а Безымянка - "совсем отдельная история". Сергей Давыдов рассказывает, что для записи этого монолога использовали другую технику - интервью. Именно эта часть выводит спектакль на социологическую тему отдаленности и отделенности друг от друга разных районов города. "Мы редко ездим друг к другу", - говорит героиня. И правда. Иногда нужен целый спектакль, чтобы доехать до Юнгородка.

"Мы всегда движемся в сторону Юнгородка"

Спектакль идет 75 минут. За это время вдруг обнаруживаешь, что на станции метро "Московская" есть лестницы, ведущие на несуществующую вторую ветку, "Гагаринская" - вся в синей плитке с космическим рисунком, "Победа" - в массивных светильниках и орденах. Очень хочется проспойлерить финал, но не буду - этот момент нужно пережить. "Прислоняться" - спектакль про эмоциональное переживание города. Про внимание к деталям и обобщение до районов, про подземку и ощущение всего города через путь из центра к окраинам.
Кстати, не удивляйтесь, если вы сами станете для кого-то спектаклем - расхаживающие по платформе люди в одинаковых наушниках с плеерами иногда обращают на себя внимание. Случаются и казусы, из-за которых можно пропустить часть текста: так, на "Российской" почему-то именно у нас (людей в наушниках, напомню) один из пассажиров решил поинтересоваться схемой движения поездов в центр/из центра. Театр - дело живое, а променад - тем более.

Расписание показов и билеты на спектакль "Прислоняться" - здесь. Одевайтесь теплее, в метро всегда холодно.

Версия для печати

Новости

Волга Ньюс протестировал новый самарский спектакль в метро

Архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3