Ежегодный музыкальный фестиваль "Мстиславу Ростроповичу" отметил свой первый юбилей

Опубликовано: 9

В Театре оперы и балета 15 и 16 октября прошел X Музыкальный фестиваль "Мстиславу Ростроповичу", в котором принял участие симфонический оркестр Мариинского театра под управлением художественного руководителя Валерия Гергиева.

Из Европы в Самару

Оркестр Мариинского театра в Самару приехал прямо из Словакии. Начало осени в Словакии связано с ежегодным фестивалем "Братиславские музыкальные торжества". Буквально накануне своего выступления в Самаре, 14 октября, симфонический оркестр под управлением Валерия Гергиева на сцене словацкой филармонии исполнил произведения Дебюсси, Мессиана, сюиту из балета "Жар-птица" Стравинского, Одиннадцатую симфонию Шостаковича.

Самарскую программу выступлений оркестр Мариинки начал с произведений Прокофьева, Щедрина, Шостаковича.

"В Самару мы привезли три довольно крупные программы, это западная, русская классика и редко исполняемые произведения. Должен сказать, что третья симфония Скрябина (исполнили во второй день фестиваля) в последнее время редко звучит даже в России и почти не звучит в мире. Поэтому я для себя определил круг произведений, в который включил некоторые симфонии Прокофьева, Шостаковича, произведения Стравинского, симфонии Рахманинова и Скрябина, которые должны звучать постоянно, по крайней мере, в исполнении оркестра Мариинского театра", - рассказал Валерий Гергиев.
16 октября Симфонический оркестр Мариинского театра выступил дважды. Днем, по традиции, состоялся благотворительный концерт. В программе прозвучали симфоническая поэма "Дон Жуан" Рихарада Штрауса, вариации на тему Гайдна для оркестра Иоганнеса Брамса, третья симфония ("Божественная поэма") Александра Скрябина.

В вечернем концерте оркестр исполнил "Болеро" Мориса Равеля, произведение довольно популярное и, безусловно, любимое публикой. Прозвучал также "Гарольд в Италии" Гектора Берлиоза - симфония для оркестра с солирующим альтом (солист - Юрий Афонькин) и Концерт для фортепиано с оркестром Франсиса Пуленка, за фортепиано в тот день солировал молодой исполнитель Абисал Гергиев - сын маэстро. В 2012 году Абисал Гергиев поступил в среднюю специальную музыкальную школу Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова (класс Марины Вольф). В настоящее время он обучается под руководством Александра Сандлера. Активно участвует в детских музыкальных проектах Мариинского театра.

Музей театра оперы и балета

Второй день фестиваля оказался довольно насыщенным для маэстро. В перерывах между концертами в Самарском театре оперы и балета состоялось открытие первого блока музейно-выставочного пространства. Валерий Гергиев, после того как торжественно перерезал ленточку, с большим вниманием осмотрел экспозицию. В новом музее отражены самые важные события самарского театра: его открытие в 1931 году, эвакуация Большого театра, легендарная мировая премьера Седьмой ("Ленинградской") симфонии Шостаковича. В одном из разделов экспозиции в режиме онлайн транслируются архивные кинокадры от 5 марта 1942 года. Кроме того, в открывшемся музее можно увидеть костюмы к спектаклю "Борис Годунов", фотографии балетных спектаклей последних лет. В дальнейшем, как рассказала директор театра Наталья Глухова, музейное пространство будет обогащаться.

Юбилейный и последний фестиваль?

Валерий Гергиев стал первым посетителем театрального музея. После осмотра экспонатов он прошел в Колонный зал и провел пресс-конференцию для самарских журналистов и музыкальной общественности города.

"Я под большим впечатлением от увиденного, - начал маэстро, - потрясающая возможность увидеть самого Шостаковича, оркестр Большого театра. Это - волнующие кадры".

Валерий Гергиев также рассказал, что в Мариинском театре с нетерпением ждут самарскую труппу со спектаклем "Леди Макбет Мценского уезда": "Это, безусловно, один из лучших спектаклей, созданных здесь за последние годы, последние десятилетия. Постановка Исаакяна станет ярким событием для Петербурга. И, я надеюсь, такие обменные гастроли станут в будущем более насыщенными".

Как рассказал Валерий Гергиев, фестиваль "Мстиславу Ростроповичу", художественным руководителем которого он является, ожидают серьезные перемены. Отметивший в этом году свой первый юбилей - десять лет, - музыкальный фестиваль изменит формат, а, возможно, и название.

Напомним, ежегодный музыкальный фестиваль "Мстиславу Ростроповичу" - дань памяти и приношение выдающемуся виолончелисту и дирижеру, творческий путь которого  связан с Самарой. Участниками фестиваля в разные годы его проведения становились выдающиеся музыканты: скрипачки Анне-Софи Муттер и Алена Баева, альтист Юрий Башмет, пианисты Александр Торадзе, Даниил Харитонов и Люка Дебарг, виолончелистка Татьяна Васильева, пианист и дирижер Игнат Солженицын, тенор Саймон ОʼНил, солисты оперной труппы и хор Мариинского театра. Гостями фестиваля были Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Наталья Солженицына, София Губайдулина. Первые два фестиваля в 2008 и 2009 годах прошли на сцене Самарской филармонии, третий и все последующие - в Самарском театре оперы и балета.

"Мы можем расширить рамки нашего сотрудничества с самарским театром, - сказал Валерий Гергиев на встрече с музыкальной общественностью, - и в будущем должны взять более высокую планку. Следующий приезд Мариинского театра будет связан с Седьмой ("Ленинградской") симфонией Дмитрия Шостаковича, 75-летие которой мы отмечаем, и, как мне кажется, с этим грандиозным историческим событием можно связать приезд не только оркестра, но и других коллективов - оперной и балетной трупп Мариинского театра".

Маэстро напомнил, что в Мариинке уже много лет с успехом идет спектакль "Ленинградская симфония" в постановке Игоря Бельского, и было бы прекрасно предоставить и самарскому зрителю возможность посмотреть этот легендарный балет.

Формат совсем нового либо обновленного музыкального фестиваля пока находится в стадии обсуждения, но, безусловно, как сказал маэстро, часть программы обязательно будет посвящена Мстиславу Ростроповичу. Продолжится в рамках нового фестиваля и сотрудничество с молодыми дарованиями.

Образовательная часть

На встрече Валерий Гергиев также рассказал о своих новых проектах: "Во Владивостоке, как вы знаете, Маринский театр открыл два новых филиала. Это требует огромного напряжения и, прежде всего, работы мысли. Немало времени занимают и перелеты. В настоящее время мы будем развивать во Владивостоке два-три сопутствующих проекта по укреплению образовательной базы. Самара, кстати, тоже испытывает в этом необходимость. Мне кажется, такие театры, как Владивостокский или Самарский, должны готовить выпускников здесь же, на местах. Чтобы не испытывать проблем, не смотреть в другие города, такие как Астрахань, Казань, Нижний Новгород, где имеются консерватории. В Самаре должен быть свой вуз, выпускающий специалистов, в том числе и художников по свету, режиссеров, постановщиков хореографии. И я не думаю, что этот вопрос сложно решить. Я могу поддержать, если это заинтересует регион".

По словам Валерия Гергиева, выступающие на самарской сцене сегодняшние артисты Мариинки любой профессии (скрипачи, виолончелисты, альтисты) могли бы давать короткие мастер-классы. Образовательная программа может стать и частью будущего фестиваля.

Версия для печати

Новости

Назад. 18 октября 2017 Вперед.

Ежегодный музыкальный фестиваль "Мстиславу Ростроповичу" отметил свой первый юбилей

Архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5