Идет работа над концепцией обновленной Фабрики-кухни

Опубликовано:

В субботу, 14 декабря, в Московском отделении Государственного центра современного искусства прошел проектный семинар "Фабрика-кухня как фабрика мысли и кухня культуры", посвященный разработке концепции филиала ГЦСИ, который решено создать после реконструкции памятника.

Искусство плюс…

Напомним, борьба городской общественности за сохранение Фабрики-кухни, считающейся одним из самых ярких образцов советского конструктивизма, шла много лет. Дело сдвинулось с мертвой точки благодаря деятельности бывшего главного архитектора Самары Виталия Стадникова и депутата госдумы РФ Александра Хинштейна. 

Недавно здание памятника было передано в областную собственность, а обеспечивать его  концептуальное наполнение федеральный Минкульт предложил Государственному центру современного искусства, филиал которого и разместится в здании.  В свою очередь ГЦСИ собрал довольно большую группу из экспертов и представителей самарской культурной общественности, промежуточный итог усилиям которых и подвел состоявшийся семинар.

"То, что мы сейчас делаем, станет основной технического задания для архитекторов, -  объяснила задачу семинара его модератор, директор Приволжского филиала ГЦСИ Анна Гор. - Сейчас мы не стеснены множеством технических ограничений, но опыт показывает, что почти всегда большинство идей таких семинаров удается реализовать".

Для начала Виталий Стадников рассказал собравшимся об истории появления памятника, его архитекторе Екатерине Максимовой и о современном состоянии объекта. Затем  каждый участник семинара предложил по одной функции, которую, по его мнению, должен выполнять будущий Центр. В получившемся списке оказалось практически все, что в принципе может войти в состав культурного центра.

Художник Роман Коржов отметил, что будущий филиал ГЦСИ должен работать не только как выставочное пространство, но и как действительно "фабрика" искусства - то есть, должен включать мастерские и студии для работы в самых разных жанрах. Художник  Владимир Логутов предложил предусмотреть в здании жилые помещения и мастерские, которые будут сдаваться художникам на грантовой основе.

Замдиректора Самарского художественного музея Константин Зацепин отстаивал идею постоянной экспозиции местного современного искусства, руководитель музея Модерна Михаил Савченко - идею площадки для современной драматургии и театра.

Художник Сергея Баландин выступил с идеей образовательного центра - и для художников, и для зрителей. 

Сразу несколько человек сказали о том, что необходимо в том или ином виде сохранить изначальную функцию здания - например, организовать там музейный ресторан "Нарпит", как это предлагал архитектор Александр Исаков. 

Руководитель самарского отделения Приволжского филиала ГЦСИ Неля Коржова настаивала на том, что создаваемый центр должен как-то продолжать модернистскую идею города-сада, пропагандируя экологическое искусство.

Много было сказано о том, что создаваемый центр должен не ограничиваться одним лишь современным искусством и быть проводником авангардных идей в самые разные сферы жизни города. Так, было поддержано предложение архитектора Евгении Репиной о создании некоего центра средового проектирования, который станет площадкой для обсуждения вопросов развития города с участием экспертов, активных горожан и представителей власти.

Споры вызвало предложение председателя "До.Со.Мо.Мо." Михаила Алькова о создании на территории Фабрики музея Авангарда. Кажется, большинство собравшихся разделило мысль о том, что центр, несомненно, должен в разных формах изучать и пропагандировать наследие Авангарда в целом и самарский конструктивизм в частности, но вряд ли это необходимо делать в формате музея в классическом понимании этого слова.

Лицом к городу

После работы участников семинара в группах, стало ясно, что, несмотря на большой разброс высказанных предложений, все они сводятся к нескольким пересекающимся функциям. Так что приблизительно представить себе облик фабрики-кухни, каким он сложился в ходе семинара, в общем, можно.

Итак, будущий филиал ГЦСИ, как выяснилось, должен стать аккумулятором и проводником в жизнь города авангардных веяний в самом широком смысле этого слова. Поэтому его структура обязательно включает в себя резиденцию  для приглашенных экспертов и художников. К примерно девятистам квадратным метрам выставочных площадей добавляются площадки для междисциплинарных акций - театральных и музыкальных событий, дискуссий и форумов. Имеется также внушительная производственная база. 

Фабрика включает в себя мощный образовательный центр с несколькими функциями: обучение горожан всех возрастов восприятию искусства и основам творчества, профессиональное обучение современному искусству путем организации "классов" приглашенных "мэтров" и обучение, так сказать, выживанию в современном мире.

Новый Центр должен быть максимально развернут в сторону горожан, даже очень далеких от современного искусства. Как сказала на семинаре Анна Гор,"не всегда в такие центры человек приходит на выставку, иногда он просто забегает в туалет". Ну а забежав в здание на три минуты, самарец не выйдет из него очень долго - ведь к его услугам и медиатека, синематека, библиотека, музейный магазин, ресторан и даже парашютная вышка во дворе. Кроме того, здание должно работать как своего рода "городская гостиная", где можно обсудить самые разные вопросы жизни города.

Предполагается что искусство будет так или иначе выплескиваться за стены фабрики кухни - в виде экранов и проекций на стенах памятника, инсталляций на воздухе и арт-интервенций в разные районы города, которые могут иметь как характер небольших акций, так и серьезных фестивалей.

Подводя итоги семинара, Александр Хинштейн выразил удовлетворение общим ходом обсуждения и еще  раз обратил внимание на  сложную задачу  сделать создаваемый филиал интересным максимальному числу горожан. По словам депутата, полная ясность с концепцией Фабрики-кухни 2.0 должна наступить к лету, когда завершатся все экспертизы здания, и будет объявлен конкурс на разработку проекта нового филиала ГЦСИ.

Александр Хинштейн, депутат госдумы РФ:

- Мне нравится, что так много представителей  Самары приняли участие в этом семинаре, это показатель того, что наше начинание нужно большому количеству людей. Это будет восьмой филиал ГЦСИ в нашей стране, но он будет самым масштабным. И мне кажется, тут очень важно, с одной стороны, найти дополнительные источники финансирования и возможность зарабатывать, но  при этом сохранить социальную и просветительскую направленность проекта. Мне очень понравились идеи работы с детьми и пенсионерами. В этом центре должны быть функции. понятные большинству самарцев, многие из которых далеки от современного искусства. Но никакого партийного руководства искусством я вести не собираюсь.

Виталий Стадников, советник мэра Самары:

- Мы видим, что сейчас из Самары, как и из многих других городов России, вытесняется квалифицированное население.  Вопрос культуры первичен для создания класса образованных горожан,  который будет поддерживать развитие города. Поэтому очень важен такой центр, который будет действовать в междисциплинарном ключе, притягивая людей. С этой точки зрения фабрика-кухня очень удачно расположена: на перекрестке дорог, между историческим центром и новыми района города. Этот проект должен поддерживаться и таким простыми функциями, как ресторан,  кафе,  может быть,  кулинария, магазин интеллектуальных вещей. Я считаю, что у этого проекта  большой потенциал, чтобы стать центром интеллектуальной культуры и бизнеса.

Версия для печати

Новости

Назад. 16 декабря 2013 Вперед.

Идет работа над концепцией обновленной Фабрики-кухни

Архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5