Алексей Зверев: "АвтоВАЗ слишком стандартно подошел к отбору новых поставщиков"

Опубликовано: 20

Генеральный директор ООО ПФ "Стройдетальконструкция" Алексей Зверев считает, что к отбору новых поставщиков АвтоВАЗ подходит слишком стандартно, при том, что российские производители компонентов зачастую не хуже иностранных.

Что собой представляет группа компаний, которую вы возглавляете?
- Наша компания "Детальстройконструкция" была создана осенью 1994 года. Стратегия компании заключалась в том, чтобы заниматься производством, хотя изначально мы зарабатывали на торговле, в том числе поставками металла на тот же Волжский автозавод. Тогда были сложные времена, денег в стране не было, а были только бартерные контракты. Поэтому вокруг завода существовало множество фирм, которые занимались поставками и получали за это машины. Всю прибыль мы направляли на производственную деятельность.
Впоследствии на ВАЗе была принята политика выноса технологий по производству комплектующих изделий на так называемые привлеченные предприятия. Тогда мы все работали на заводе, и я пошел к руководству просить о продаже нам некоторых технологий - в рассрочку, на три года. Сегодня у нас группа компаний, в которую входит ООО "Детальстройконструкция" и ОАО "Тольяттинский завод технологического оснащения".
"Детальстройконструкция" специализируется на ковровых изделиях: ковры интерьера, ковры багажника и задней откидной двери для хэтчбеков. Также мы производим шумо­изоляцию для пола автомобиля и перегородки моторного отсека. ТЗТО специализируется на мелкой и средней штамповке. Завод обеспечивает все модели АвтоВАЗа и второй год поставляет продукцию на заводы альянса Renault-Nissan.
Помимо этого, мы контролируем фабрику в Ульяновской области, которая производит текстиль для ковров. У нас также есть два совместных предприятия, одно из которых производит бензобаки. Мы объединили уставные капиталы с крупнейшей европейской компанией по производству выдувных изделий для автомобиля - Inergy. Второе СП производит каркасы сидений, которые мы поставляем Faurecia. Кроме того, создана управляющая компания ООО ПФ "СДК", которую я возглавляю. Наша управляющая компания пока работает по принципу максимальной самостоятельности заводов - мы не перетягиваем на себя функции по управлению предприятиями, этим занимаются директоры. В свою очередь, мы следим за экономическими показателями.
- Вы приобрели "антикризисные" дочерние компании АвтоВАЗа: ООО "АвтоВАЗ-Перспектива" и ООО "Реформинг-центр". Как они сейчас работают и каково их будущее?
- Да,  два года назад  нас пригласил на АвтоВАЗ президент Игорь Комаров и предложил нам купить два дочерних предприятия завода "АвтоВАЗ-Перспектива" и "Реформинг-центр", которые были созданы в кризисные годы. Тогда это было необходимо, и федеральное правительство финансировало эти предприятия во избежание социального взрыва в Тольятти, но до 1 июля 2011 года. Мы купили обе компании, а АвтоВАЗ, в свою очередь, обещал загружать их заказами на поставку продукции. Они пока еще существуют, но потихоньку тают, и это согласованная политика с Волжским автозаводом. В этом году "Перспектива", наверное, прекратит свое существование, а "Реформинг-центр" продолжит свою деятельность по клинингу - чистке оборудования и оснастки на ВАЗе.
- Каковы объемы поставок ваших предприятий на АвтоВАЗ сегодня?
- Объемы поставок в этом году упали. В прошлом году "Детальстройконструкция" поставила продукцию почти на 3 млрд рублей, аналогичные показатели и у ТЗТО. Нам, поставщикам, всегда хочется большего. Самым сложным годом, без сомнения, можно назвать 2008-й - тогда все охватил кризис. Затем был рост на заводе, а соответственно, и рост поставок. Но в последнее время ситуация изменилась в связи с модернизацией производства АвтоВАЗа, уходом старых моделей. Конвейеры на заводе сегодня работают не на полную мощь. По сути, несмотря на выпуск АвтоВАЗом новых моделей, их общее число снизилось.
У каждого предприятия существует критическая масса, и, к сожалению, АвтоВАЗ сегодня испытывает некоторые трудности, он достиг этой критической массы, и это, в том числе, сказывается на поставщиках. Из-за сокращения заказов нам приходится значительно сокращать свои издержки, чтобы обеспечивать экономическую устойчивость наших предприятий. Но нужно отдать должное - сегодняшнее руководство работает на высоком профессиональном уровне. Раньше присутствовала нер­возность - завод не платил за комплектующие, поставщикам приходилось кредитоваться и зачастую банки не давали кредиты. Сегодня, несмотря на то, что АвтоВАЗ испытывает сложности с продажами автомобилей, никакой нервозности в отношениях с  поставщиками не допускается - они нам платят точно и в срок. Я надеюсь, что новые модели продолжат появляться, и ситуация с продажами улучшится.
- Насколько пришлось меняться вашим предприятиям, когда на АвтоВАЗ "зашел" Альянс? Пришлось ли вам подгонять производство под его требования?
- Безусловно, пришлось, но нам в этом отношении было проще, потому что мы предугадывали похожее развитие событий и за несколько лет до этого уже внедряли международные стандарты качества. Это было необходимо нам для работы с иностранными производителями. АвтоВАЗ еще припугивал, что формируется новый пул поставщиков.
Помимо международных стандартов качества, в крупных иностранных автоконцернах существуют свои, внутренние стандарты. Так как мы постав­ляем бензобаки на Ford, то были просто вынуждены внедрять их стандарт Q1. Можно сказать, что судьба заставила нас двигаться вперед, и сегодня мы неплохо оцениваемся АвтоВАЗом. Пока мы находимся в группе С, но мы поставили для себя стратегическую цель - перейти в группу В. Раньше мы могли бы охватить больше продуктов - всегда мечтали делать сиденья. Но сегодня мы уже опоздали, потому что с приходом мировых лидеров в этом направлении конкурировать с ними почти невозможно. Поэтому мы решили совершенствоваться в тех направлениях, по которым работаем.
- Можно ли сказать, что Особая экономическая зона, в которой концентрируется много иностранных производителей комплектующих, мешает региональным по­ставщикам, "перетянув одеяло" на себя?
- Такая опасность существует. Сегодня, несмотря на то что резиденты пока не работают, АвтоВАЗ уже сделал свой выбор - он дал им заказ. Те поставщики, у которых не будет заказа на будущие модели,  еще работают с заводом сегодня, но они уже знают, что для новых моделей по­ставлять продукцию будут другие компании. Такова жизнь, такова политика автозавода. Я знаю несколько компаний, которые не соответствовали требованиям и уже прекратили свое существование.
Но я думаю, что АвтоВАЗ слишком стандартно подошел к отбору новых поставщиков. Когда менялось руководство, была принята политика, что "этих детей не отмоешь, лучше новых нарожать". Я считаю недоработкой дирекции по закупкам то, что они плохо оценили российских поставщиков, хотя среди нас тоже есть чемпионы. Многие иностранные поставщики производят очень качественную продукцию, но она гораздо дороже отечественной. При этом многие отечественные предприятия могут обеспечить тот же уровень качества.
Часто слышу, как говорят, что иностранные поставщики, в отличие от российских, занимаются собственными разработками. Но у местных компаний тоже есть разработки, а часто то, что преподносится как собственная инновационная разработка иностранного производителя комплектующих, оказывается ноу-хау той компании, которая произвела оборудование для этого поставщика, придумала сам процесс. И сегодня любому российскому поставщику можно обратиться к этой же компании-разработчику, которая поставит технологический процесс на самом высоком уровне.
- Получается, пока российские поставщики проигрывают иностранным?
- Я считаю, что цены на комп­лектующие иностранных компаний весьма высоки. Они могут быть приемлемы для автомобилей иностранного производства, которые покупают в европейских странах. Но у нас выпускают другие автомобили - бюджетные, стоимость которых важно сохранить для российского покупателя. Поэтому, может, и стоит посмотреть на тех "детей", которые уже есть - смахнуть с них пыль, умыть, и, может, еще что-то из них получится (смеется).
- Сегодня соотношение по­ставщиков АвтоВАЗа таково, что 108 компаний сосредоточено в области. Какой будет ситуация, на ваш взгляд, через несколько лет?
- Я думаю, что численность местных поставщиков будет сокращаться за счет тех компаний, которые легко пришли на этот рынок и кто легко к этому относится. Все мы помним группу компаний "СОК", которая "нахватала" автокомпонентных предприятий, а затем все заводы заложили в банке, взяли деньги, но не направили их на развитие этих предприятий, а использовали для других целей, тем самым отяготив все заводы непосильной кредитной ношей. А когда ты собственник конкретного предприятия - ты держишься за него и в этом случае сделаешь все, чтобы остаться в линейке поставщиков.

Версия для печати

Новости

Назад. 12 августа 2013 Вперед.

Алексей Зверев: "АвтоВАЗ слишком стандартно подошел к отбору новых поставщиков"