Стив Маттин: "У АвтоВАЗа никогда не было стратегии дизайна"

Опубликовано: 2

С момента появления на АВТОВАЗе этого именитого Мастера для завода стало актуальным слово "дизайн", появилась стратегия, которая, наконец, объединит автомобили Lada единым стилем. Стив Маттин рассказал о том, насколько тяжело творить, имея жесткие ограничения по финансовым и человеческим ресурсам, после работы с премиальными брендами

Pасскажите о стратегии дизайна, которая теперь появилась на АвтоВАЗе: в чем заключается ее основная цель?
- Когда я пришел работать на АвтоВАЗ, самым важным было определить стратегию развития дизайна - ее раньше не было. Создавался один продукт, затем отдельно второй, потом третий - и все без идентификации бренда. Для меня было главной задачей одновременно создать продукт и определить стратегию его развития.

Скоро у нас появится семейство автомобилей, объединенных единым стилем. Концепт, который мы сделали для Московского международного автосалона-2012, был создан как раз в этой связи. Во-первых, он позволил нам в короткие сроки разработать и отработать идентификацию бренда.
Во-вторых, он дал нам возможность поэкспериментировать, потому что он не был связан ни с каким проектом напрямую, а в-третьих, позволил показать новое "лицо" Lada и заявить, что мы выходим в новый для нас сегмент - сегмент кроссоверов.

Одновременно мы работали над проектами, которые пойдут в производство, и когда занялись концептом, все только ускорилось. Производственные разработки повлияли на этот автомобиль, а теперь концепт-кар влияет на будущие серийные автомобили. Конечно, он очень хорошо отображает стратегию, сдвигает границы дизайна и влияет на будущие продукты.

Совсем не обязательно, что будущие автомобили будут выглядеть точно, как Lada XRAY. Раньше они очень сильно отличались друг от друга, но в будущем мы хотим это исправить и создать общую линию дизайна моделей Lada.
- В стратегии есть какие-то элементы, кроме создания нового "лица" будущих продуктов АвтоВАЗа?
- Конечно, первостепенным является создание "лица". Если мы посмотрим на автомобили Lada за последние двадцать лет, то увидим, что у них были всевозможные радиаторные решетки, разные формы фар и так далее.

Сегодня нам нужно нечто уникальное, то, чего нет у других брендов. Оно должно быть смелое, экспрессивное, характерное только для нас, то, что позволило бы нам менять пропорции и детали в рамках этого концепта. Люди должны, увидев автомобиль, говорить, что это - Lada. Мы изучили автомобили и бренды на рынке, стараясь найти что-то индивидуальное, и остановились на теме символа "Х". Первый автомобиль, который выйдет в 2015 году, и все автомобили после него будут иметь элементы этого стиля.

Новая дизайн-стратегия проявится не только в новых автомобилях, но и в фейслифте старых моделей. Не менее выразительной будет и боковая часть новых автомобилей Lada.
- На каком этапе находится разработка нового дизайна?
- Мы работаем над огромным количеством проектов: у нас нет такого, чтобы мы работали над одним проектом, завершали его и приступали к новому. Они накладываются друг на друга. Мы утвердили автомобиль, который появится в 2015 году, и работаем над другими автомобилями, которые выйдут в то же время. Главное - это то, что между ними будет связь. Нам нужно будет заменить существующие модели на автомобили нового дизайна.

Как только мы фиксируем дизайн, начинается этап, когда уточняются многие моменты по инжинирингу, производится оснастка, проводится тестирование и подготовка производства новой модели. Мы уже представляем себе, как будут выглядеть несколько новых моделей. В частности, первым автомобилем, который покажет новое направление в дизайне, станет автомобиль, который придет на замену Lada Priora.
- Можно ли сказать, что успех концепт-кара на ММАС-2012 означает начало будущих побед тольяттинского завода в области дизайна?
- Конечно, это и было нашей целью. Мы хотели показать, что компания меняется, возникает другой менталитет, а также, при помощи партнерства с альянсом Renault-Nissan, появляется новая интенсивность во всем процессе работы в целом. С точки зрения дизайна для меня очень важно было показать, что мы начинаем действовать стратегически, создавать портфолио моделей.

Создание Lada XRAY заключалось в том, чтобы не только представить его прессе, но и убедить людей в компании в том, что рождается новый язык дизайна. Если посмотреть лет на десять назад, рынок не был столь конкурентен. Тогда не было корейских, китайских автомобилей, а сегодня все сражаются за русский рынок, который развивается и расширяется вместе с китайским.

Поэтому мы не можем оставаться просто бюджетным брендом, ведь появляется все больше конкурентов. Все понимают, что автомобиль должен быть не только дешевым? люди покупают автомобили и другие продукты, выбирая их по внешнему виду. Поэтому мы должны серьезно сфокусироваться на внешнем облике и интерьере автомобилей - наряду с улучшением качества, разумеется.
- Получается, что вы хотите открыть новую эпоху Lada?
- Не знаю, мне хотелось бы так думать, но нужно учитывать мнение остальных. Единственное, что могу сказать, - восприятие концепта было фантастическим и превзошло все мои ожидания. Большинство отзывов были позитивными, всем хотелось получить этот автомобиль. Конечно, теперь мы должны соответствовать ожиданиям, и мы усиленно работаем над этим.
- Насколько тяжело реализовывать амбициозный план по изменению дизайна, оставаясь при этом в сегменте бюджетных автомобилей?
- Конечно, это очень непросто. Раньше я работал лишь с премиальными брендами - Mercedes и Volvo. Поэтому, когда я пришел на АвтоВАЗ, - это был настоящий вызов, потому что здесь производят автомобили совершенно иного ценового сегмента. Тем не менее облик автомобиля всегда стоит денег. Я должен создать лучший дизайн для потребителей, для бренда, изменить имидж. Но это связано еще и с определенным бюджетом, в который мы должны укладываться. Тем не менее я уверен, что у нас намечается большой прогресс.
- Получается, вам как профессионалу интересно работать над созданием облика бюджетного автомобиля?
- Сейчас речь не идет о цене, а только о самом автомобиле. Раньше я создавал эксклюзивные, дорогие автомобили. Многие меня спрашивали, почему я пришел на АвтоВАЗ, считая, что для меня это шаг назад по карьерной лестнице. Но я смотрю на ресурсы, на среду вокруг меня и понимаю, что, может быть, у меня нет того, что было раньше, и это большая возможность сделать нечто революционное. Когда достигаешь определенных высот в карьере, то начинаешь ждать какого-то вызова. Я сейчас хочу дать новую энергию рынку.
- Насколько, по-вашему, люди готовы воспринять новую Lada, ведь россияне привыкли покупать автомобили, не обращая внимания на дизайн - во главе угла всегда была доступность?
- Мы должны сохранить существующих потребителей, поэтому новые автомобили не будут автоматически в два раза дороже. Нам нужно сохранить позиции в существующем ценовом сегменте. Когда мы расширяем наше портфолио, мы должны быть уверены, что потребители не уйдут к конкурентам.

Те люди, которые захотят потратить больше средств на покупку автомобиля, пойдут в дилерские центры других автопроизводителей. Мы должны предложить им не просто лучший продукт, но и дать альтернативы, которых пока не существует в портфолио Lada. На данный момент самый растущий сегмент - это сегмент кроссоверов, а мы в нем можем представить только Lada 4х4. Все остальные производители активно работают в этом сегменте, поэтому и мы должны в него выйти, чтобы контролировать наш "домашний" рынок.
- Испытывает ли АвтоВАЗ нехватку в дизайнерах сегодня?
- Да, у нас не хватает дизайнеров, не хватает мат-модельщиков. Сейчас у нас больше работы, чем специалистов. Этот процесс поиска профессионалов начался с момента моего прихода на АвтоВАЗ. Но проблема в том, что в России ограниченное количество специалистов в области дизайна - он никогда не был так важен здесь, как в других странах. И, конечно, наши требования поднялись, сейчас нам нужны только высококлассные специалисты.

В прошлом много хороших студентов ушли работать к европейским производителям, так как это давало им больше возможностей. Теперь все изменилось, у нас есть дизайн-студия, и с увеличением числа проектов нам потребуются ресурсы. Мы всегда ищем новые таланты.

Версия для печати

Новости

Назад. 12 августа 2013 Вперед.

Стив Маттин: "У АвтоВАЗа никогда не было стратегии дизайна"

Архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1