Михаил Куперберг: "Сомнений по поводу "Ракурса" много, но надо продолжать"

Опубликовано:

Каждый год корреспондент Волга Ньюс встречается с директором "Ракурса" Михаилом Купербергом, чтобы посетовать на равнодушие властей к кинообразованию в стране и судьбе киноклуба, поговорить о падении зрительского интереса к арт-кино и принципиальных для сезона картинах. В этот раз, помимо обсуждения традиционных вопросов, мы коснулись места кинокритики и введения в школах предмета "100 фильмов".

- Каковы итоги прошедшего сезона в "Ракурсе"?

- Наш 33-й сезон мы завершили со смешанными чувствами. С одной стороны, сделано немало, но итоги нас не порадовали. Мы традиционно занимаемся кинопросвещением и кинообразованием, показывая новые лучшие, на наш взгляд, произведения искусства кино, выходящие в российский прокат. Наши показы сопровождаются лекциями киноведов, и нередко мы со зрителями обсуждаем увиденное. В этом сезоне было показано около 70 новых фильмов - это по большей части фильмы-лауреаты престижных международных и российских кинофестивалей - и примерно столько же классических. Также мы провели традиционный кинофестиваль с "Альянс Франсез Самара" "Натали Бай и другие", четыре фестиваля короткометражных фильмов (Манхэттенский и Future Shorts) и фестиваль "Польское кино: особые приметы". При поддержке наших партнеров прошли творческие встречи с режиссерами Василием Сигаревым (премьера фильма "Жить"), Светланой Басковой (премьера фильма "За Маркса...") и с выдающимся художником и режиссером Рустамом Хамдамовым (премьера фильма "Бриллианты. Воровство").

Однако число зрителей нас радовало не всегда. С наибольшим успехом проходили встречи с нашими гостями, показы фильмов "Любовь" Михаэля Ханеке, "Возлюбленные" Кристофа Оноре и "Написано Сергеем Довлатовым" Романа Либерова. Но большая часть актуальных современных кинолент, как российских, так и зарубежных, не привлекла того количества зрителей, на которое мы рассчитывали. Причин снижения зрительского интереса немало: это и возможность смотреть такого рода фильмы в Интернете, и появление какого-то числа фильмов "ракурсовского" формата в мультиплексах, и разнообразные альтернативные культурные события, происходящие в Самаре, в том числе и с кинопоказами, но главная причина - в самом современном кино, в кризисе идей, драматургии и пр.

Что касается технической стороны, то с сентября 2012 г. мы не можем показывать фильмы на кинопленке. Дистрибьюторы арт-кино не выпускают фильмы на кинопленке по определению. Мы же не имеем возможности приобрести цифровой проектор формата DSP и вынуждены показывать фильмы только на DVD или Blu-ray, дождавшись, пока их выпустят в этом формате. А от проката этих фильмов в кинотеатрах до выхода на диске часто проходит много времени. Слава богу, некоторые дистрибьюторские компании продолжают выпускать фильмы одновременно на DVD и DSP, и "Ракурсу" удалось показать многие из этих лент в день их премьеры в кинотеатрах. Но с каждым годом таких организаций становится все меньше.
Еще одним грустным итогом сезона стала смерть ряда выдающихся фигур в современном кино: ушли из жизни Алексей Герман-старший, Алексей Балабанов, Петр Тодоровский, Герц Франк, авторитетнейший архивист Госфильмофонда Владимир Дмитриев, благодаря которому "Ракурс" еще в 80-е гг. ХХ века показал ряд шедевров мирового кино. Для всех, занимающихся искусством кино, это невосполнимые утраты.

- Какие фильмы для вас лично стали событиями сезона?

- Их немного. Это "Любовь" Михаэля Ханеке, Holy Motors Леоса Каракса, "Рай: Любовь" Ульриха Зайдля, "Табу" Мигеля Гомеша, "Мастер" Пола Томаса Андерсона, из российских - "Конвой" Алексея Мизгирева, "Я тоже хочу" Алексея Балабанова. К сожалению, разочарований с каждым годом все больше. А вот фильмы программы фестиваля польского кино понравились практически все. Главным событием сезона, безусловно, стала встреча с Рустамом Хамдамовым, приезда которого мы ждали и добивались более 20 лет. Встреча с ним наверняка станет одним из самых значимых в истории "Ракурса" событий наряду с приездами в разные годы Юрия Норштейна, Александра Сокурова, Киры Муратовой...

- Каков сейчас зритель "Ракурса"?

- Общаясь со многими активными участниками самарской культурной жизни, интеллектуалами до 40 лет, я заметил общую для них тенденцию: они отвернулись от серьезного кино. Они не хотят смотреть такой сложный кинематограф, как, например, фильмы трилогии "Рай" Ульриха Зайдля. Для таких зрителей важен хороший, но позитивный, облегченный кинематограф. Критерием качества для этой многочисленной публики являются фильмы типа "Облачного атласа" Тома Тыквера, Ланы и Эндрю Вачовски, "Начала" Кристофера Нолана или хорошие американские сериалы... Более старшее поколение в своем большинстве современное кино игнорирует, а совсем молодые воспитаны на массовом кинопродукте. К нам приходят "исключения", и у каждой программы свои зрители.

- Как будет реагировать "Ракурс" на изменения в законодательстве, фактически устанавливающие цензуру?

- Я и мои коллеги в "Ракурсе" всегда были свободны показывать настоящие произведения искусства кино, в том числе и радикальные, и провокационные. Я надеюсь, что так будет и дальше. Наш репертуар на взрослого просвещенного зрителя, который, я надеюсь, еще существует.

- Стал ли "Треугольник" в "Художественном" конкурентом "Ракурсу"?

- Этот киноклуб был, вероятно, создан по инициативе областного минкульта в качестве альтернативы "Ракурсу", и первое время там благодаря его руководителю Саше Во происходили интересные вещи, не повторявшие программы "Ракурса", но это продолжалось недолго, и сейчас там, на мой взгляд, репертуар повторяет "Ракурс", а реальную конкуренцию составляют новые творческие инициативы наших музейщиков и галерейщиков.

- Почему мнение зрителей часто расходится с мнением критиков и киноведов?

- Потому что мы как профессионалы предпочитаем поисковые картины, которые касаются развития киноязыка и предполагают разговор о сущностных вопросах. По сравнению с 70-80-ми гг. сегодня такие фильмы продолжают быть востребованными у критиков, специалистов, но они уже не в почете у зрителя.

Проблема в расхождении взглядов критиков и зрителей заключается и в самом кино, и в людях, его делающих. Сегодня очень мало режиссеров, которые умеют говорить с публикой универсальным языком, как это было в "Новом Голливуде", фильмах Чаплина, Хичкока, Трюффо, Кустурицы или Альмодовара. Даже появилось новое поколение режиссеров, делающих медитативно-созерцательное кино. Эти авторы и сами говорят, что делают "кино без зрителей", правда, их работы получают высокую оценку у критиков. Но я, например, ценя их поиски, все-таки не могу уравнять их работы с произведениями Тарковского, Бергмана, Рене, Брессона или Антониони.

- Почему сегодня значительное число продвинутых зрителей смотрит качественные зарубежные сериалы? В чем их преимущество по сравнению с фильмами, выходящими в прокат?

- Сериалы пытаются вобрать в себя все лучшее, что было в европейском и американском кино конца 60-х - начала 70-х годов. Авторы "Нового Голливуда", французской "Новой волны", немецкие режиссеры, такие как Фассбиндер, великие итальянцы предложили зрителям новые темы, новых героев и новую реальность. Это было живое кино с социальными проблемами в бескомпромиссной, но доступной, яркой форме. На эту традицию ориентированы лучшие сериальные образцы.

Это увлекательные кинороманы, за перипетиями которых действительно следить интересно. Я не без удовольствия посмотрел Homeland ("Родина") и Mad Man ("Безумцы"). Это глубокое актуальное кино о серьезных социальных проблемах с качественной драматургией, режиссурой и актерской игрой. Но все равно большинство сериалов для меня, а я начинал смотреть многие из них, - упрощенное кино, а от искусства я жду разговора на более высоком уровне.

- Возможно ли в России создание нормальной системы кинообразования? Одобряете ли вы инициативу введения в школах предмета "100 фильмов"?

- Во всех цивилизованных странах существует такая система в обязательной либо факультативной форме. В СССР отдельными энтузиастами-киноклубниками в различных городах предпринимались попытки школьного кинообразования. Обязательным предметом кино стало только в Эстонии. В современной России, где культуре и образованию уделяется внимания еще меньше, чем в СССР, эта программа пока не реализуема, хотя сама идея хороша и предмет интересен для щкольников. Говорю это по своему опыту ведения открытых уроков кинообразования в ряде средних школ Самары.

Усилиями Союза кинематографистов РФ и нашей местной организации в последние годы было проведено несколько конференций и круглых столов по вопросам кинообразования. На последнем таком круглом столе в апреле этого года даже прозвучала идея сделать Самарскую область экспериментальной площадкой по внедрению такой программы в курс средней школы. Дело за малым - необходима воля руководства министерств образования и культуры в реализации этого намерения. Я и мои коллеги готовы поддержать это начинание. В связи с кинообразованием до недавнего времени в городе велось очень много разговоров по поводу превращения ЦРК "Художественный" в центр кинопросвещения и кинообразования. Директор Госфильмофонда общался с губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным и министром культуры Ольгой Рыбаковой по поводу перехода "Художественного" в федеральное ведение Госфильмофонда. Но результат этих переговоров до сих пор не ясен.

Если бы это произошло, в его рамках можно было бы создать синематеку, киномузей и тогда "Художественный" стал бы настоящим центром кинопросвещения и кинообразования, мы же со своими знаниями и опытом готовы помогать в его становлении.

- Это разговор о перспективах. А что ждет нас в сентябре, откроет ли "Ракурс" свой новый сезон?

- Положение дел в киноклубе вызывает у нас много сомнений. Но продолжать нужно. По-видимому, придется уменьшить количество показов, создавать показы-события, онлайн-конференции, при наличии возможностей у наших партнеров продолжать встречи с кинематографистами. Пока же могу сказать, что ведем переговоры о проведении традиционного фестиваля с "Альянс Франсез Самара" "Сандрин Боннер и другие", очередного Манхэттенского фестиваля короткометражных фильмов, о показах фильмов-лауреатов крупнейших международных киносмотров нынешнего года.

Версия для печати

Новости

Михаил Куперберг: "Сомнений по поводу "Ракурса" много, но надо продолжать"

Архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 30
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4