2003 год: Шпионы над Куйбышевым

Опубликовано: Авторы: 27

О чем писала "ВК" 9 ноября

О нашумевшем на весь мир полете американского шпиона Фрэнсиса Пауэрса, сбитого 1 мая 1960 г. в районе Свердловска, явившимся причиной отмены, запланированного визита президента США в СССР и сегодня помнят многие. Но мало кто знает о воздушных рейдах, проводимых английской разведкой над территорией нашей страны в то же самое время.

Эти полеты примечательны еще и тем, что один из них ставил своей целью изучение английскими секретными службами стратегических предприятий города Куйбышева…

В начале 1958 г. в программе использования американских самолетов – шпионов «У-2» появился новый участник. Предполагалось подготовить английских пилотов, которые будут отправляться на задание с санкции премьер-министра Великобритании Гарольда Макмиллана. Британские ВВС охотно согласились на предложенное сотрудничество.

Для полетов были отобраны четыре пилота. Все они были летчиками-инструкторами, не имели семей и были немного моложе 30 лет. Первые учебные полеты прошли в США. Подготовку омрачила катастрофа – в Техасе погиб лучший летчик, командир группы Кристофер Уолкер. На замену ему прибыл лейтенант Роберт Робинсон. О задании он узнал только по прибытии в Вашингтон от сотрудников ЦРУ. Долгое предварительное обучение включало и овладение методами выживания.

Секретное соединение «Б», куда затем попали английские пилоты, базировалось в Турции и специализировалось на разведывательных полетах на Ближнем Востоке и вдоль границ СССР. Целый год англичане провели в ожидании, прежде чем премьер–министр дал санкцию на «Задание-8005». Пилотом был назначен Роберт Робинсон.

6 декабря 1959 г. в воздух поднялся «У-2» с бортовым номером «351». Именно на этом самолете в свое время летал Харви Штокман – американский пилот, открывший эру «реактивных» шпионских рейдов над СССР. Лейтенант Робинсон прекрасно справился с поставленной задачей. Он пролетел над полигонами Капустин Яр, над арсеналом бомбардировочной авиации в городе Энгельс близ Саратова, сфотографировал военную базу севернее Капустина Яра на берегу Волги.

Особое внимание Робинсон уделил объектам в городе Куйбышеве. Последними снимками он особенно гордился. Перед вылетом ему объяснили, что надо будет пролететь вдоль одного шоссе, так как от него слева находится авиастроительный завод, а справа – завод двигателей. Английский пилот точно выполнил инструкции и вернулся на базу.

Когда директор ЦРУ Аллен Даллес смотрел на полученные фотографии, он отобрал одну из них, раскурил трубку. Затем, сделав несколько глубоких затяжек, повернулся к Фрэнку Визнеру, который руководил тайными операциями ЦРУ и спросил: «Сколько Вам пришлось бы заплатить за информацию, полученную из одной этой фотографии?» Визнер подумал несколько секунд и ответил: «Около миллиона долларов».

А 10 февраля 1960 г. «У-2», пилотируемый англичанином Джоном Макартуром, вылетел на «Задание-8009». Он пролетал над подозрительными районами на юге СССР в поисках пусковых площадок советских ракет, однако ничего не обнаружил. Во время полета над Казанью ему удалось сфотографировать аэродром с новым советским бомбардировщиком. Это задание стало вторым и последним разведывательным полетом британских пилотов над СССР на «У-2». До международного скандала с Пауэрсом оставалось чуть менее трех месяцев…

 

Алексей Степанов. Кандидат исторических наук

Версия для печати

Новости

Назад. 09 ноября 2018 Вперед.

2003 год: Шпионы над Куйбышевым

Архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2