ЭКСПОЗИЦИЯ

Мемориальный художник

В Литературном музее открылась выставка бывшего жильца усадьбы Толстого.

В Литературно-мемориальном музее открылась выставка гравюр Станислава Щеглова. Художник, недавно отметивший семидесятипятилетний юбилей, провел детские годы в доме А.Н.Толстого, когда будущий музей еще был коммунальным жильем.

В каком-то смысле выставка получилась «мемориальной», но выставляют в этот раз не памятные вещи, а человека – художника, свидетеля советского периода жизни усадьбы. На открытии выставки художник рассказал, как жил на первом этаже усадебного дома, выходящего на улицу Фрунзе (многодетная семья занимала маленькую комнату в 12 квадратных метров), как лазил с мальчишками по деревянным сараям, стоявшим рядом с бывшей конюшней, как услышал по радио новость о начавшейся войне, о встрече с Алексеем Толстым, эвакуированным в Куйбышев в 1942 году.

На одной из работ Щеглова можно увидеть двор бывшей усадьбы еще до того, как он стал Литературным музеем. Его трудно узнать: беседок нет, у дороги стоит «грибок» с песочницей. Но одновременно – и не узнать ее невозможно: дома и центральная аллея вдоль них, и кажется, сам местный воздух, напоенный листвой и теснотой деревянных строений. Есть и другие работы, посвященные дворику на улице Фрунзе. Одна, выполненная в сложной технике акватинте, так и называется «Двор моего детства. Дом, где жил Ал.Толстой». Но на выставке можно увидеть и другие места Самары: костел, кирху, синагогу, церкви, уютные самарские дворики и панорамные виды города. Многие работы показывают Самару такой, какой ее теперь не увидишь: Самара купеческая и советский Куйбышев.
Последняя большая выставка Щеглова проходила в Художественном музее и была приурочена к его юбилею. В этот раз он полностью посвятил новую экспозицию Самаре. Выставлено около пятидесяти работ: офорты, линогравюры, акватинты и гуаши.
Работы отличаются такой размеренностью и сочетанием одновременной сдержанности и выразительности, которую хочется назвать словом «стройность». Стройные и бархатистые офорты с видами дома Клодта, густые линогравюры с ночными и вечерними видами костела и огнями цирка завораживают своей красотой. Настоящее импрессионистское чутье Щеглова позволяет ему, глядя на одни и те же уголки Самары, видеть их каждый раз по-разному. Он перемножает свое мастерство гравера с красотой и изяществом своей натуры – старой Самары, в которую, глядя на работы Щеглова, хочется вернуться даже тем, кто в ней не жил.

3

Последние статьи

16 сентября
15 сентября
14 сентября
13 сентября
12 сентября
11 сентября
09 сентября
08 сентября

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 30
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4