ИСТОРИЯ

Парадоксы или акт примерения

Перед музеем Алабина разыгралось нешуточное сражение
Перед музеем Алабина разыгралось нешуточное сражение
Перед музеем Алабина разыгралось нешуточное сражение

В прошедшие выходные в Самаре прошел военно-исторический фестиваль «Ожившие страницы истории», посвященный двум историческим событиям - 94-й годовщине освобождения Самары от «белочехов» в 1918 году и 200-летию Отечественной войны 1812 года. В фестивале приняли участие военно-исторические клубы Самары, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Новоуральска, Ярославля, Москвы и Димитровграда.

От музея Михаила Фрунзе до музея им. Алабина прошел по городу небольшой отряд в 14 человек, состоящий из белогвардейцев, красноармейцев и казаков. Фурора в городе это шествие не произвело. Более того, редкие прохожие словно старались не замечать «ожившие страницы истории». У штаба Второй гвардейской общевойсковой армии этот небольшой отряд возложил цветы к мемориальной доске Героев Советского Союза и России, но открывавший ворота и впускавший делегацию солдатик на вопрос: «А вы знаете, что это за мероприятие?» ответил по-военному четко: «Никак нет». В связи с этим вопрос: а какова цель фестиваля? Вероятно, напомнить жителям о том, что в 1918 году Самара на несколько месяцев стала столицей Комуча – государства в государстве, стремившегося восстановить демократические завоевания Учредительного собрания, и о том, что к этому были причастны отряды чехословацких легионеров.

Экскурсовод в музее Фрунзе перед началом шествия рассказала участникам клубов исторических реконструкций о событиях 1918 года.

Перед музеем Алабина разыгралось сражение – зрелищное (в нем приняли участие более 70 реконструкторов), с пулеметными выстрелами, с криками: «В атаку!», прекрасно срежиссированное. И вот опять вопрос, даже два. А для кого эта вся красота? Кроме нескольких десятков школьников, которых привезли на автобусах, и представителей СМИ с камерами и микрофонами, зрелища практически никто и не видел. И второй вопрос: причем тут корниловцы, марковцы, казаки из «волчьей сотни» генерала Шкуро и многие другие, которых в Самаре в 1918 году и в помине не было? Где историческая правда? Оправдать такую неразбериху можно только тем, что и в те времена форма, например, у многих «красных» называлась «с кого что снял», а по Самаре щеголяли даже в гусарской форме. Гусары на нынешнем празднике истории тоже были. Только надо ли было объединять войну 1812 года и Комуч? Интересно, что осядет в головах школьников, приехавших на автобусах? И почему мы празднуем освобождение Самары Красной армией от «белочехов», а не скорбим о поражении комитета членов Учредительного собрания, пытавшихся восстановить демократию? А может быть, правильнее было бы устроить панихиду по погибшим как с той, так и с другой стороны? Впрочем, отец Алексий, настоятель прихода Храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, благословивший участников фестиваля - и «красных», и «белых» на предстоящий «бой», именно об этом в своей небольшой проповеди и сказал. Кстати, благословление происходило в Доме–музее Фрунзе, в бывшем штабе Южной группы войск. Просто парадокс за парадоксом. А может быть, это и есть такой акт примирения?

И постскриптум: после «сражения», которое проходило на площадке с одной стороны музея Алабина, и «красные» и «белые», поднявшись с холодной земли и построившись, дружно пошли к центральному входу музея, где на главной сцене «оживляли страницы истории» 1812 года, и сыграли дополнительно еще и роль зрителей. Поскольку школьники в это время ели гречневую кашу с военно-полевой кухни, ходили на ходулях и играли в старинные игры и забавы.

1

Последние статьи

27 января
25 января
24 января
23 января
22 января

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 30
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4