ИСТОРИЯ

Парадоксы или акт примерения

Перед музеем Алабина разыгралось нешуточное сражение
Перед музеем Алабина разыгралось нешуточное сражение
Перед музеем Алабина разыгралось нешуточное сражение

В прошедшие выходные в Самаре прошел военно-исторический фестиваль «Ожившие страницы истории», посвященный двум историческим событиям - 94-й годовщине освобождения Самары от «белочехов» в 1918 году и 200-летию Отечественной войны 1812 года. В фестивале приняли участие военно-исторические клубы Самары, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Новоуральска, Ярославля, Москвы и Димитровграда.

От музея Михаила Фрунзе до музея им. Алабина прошел по городу небольшой отряд в 14 человек, состоящий из белогвардейцев, красноармейцев и казаков. Фурора в городе это шествие не произвело. Более того, редкие прохожие словно старались не замечать «ожившие страницы истории». У штаба Второй гвардейской общевойсковой армии этот небольшой отряд возложил цветы к мемориальной доске Героев Советского Союза и России, но открывавший ворота и впускавший делегацию солдатик на вопрос: «А вы знаете, что это за мероприятие?» ответил по-военному четко: «Никак нет». В связи с этим вопрос: а какова цель фестиваля? Вероятно, напомнить жителям о том, что в 1918 году Самара на несколько месяцев стала столицей Комуча – государства в государстве, стремившегося восстановить демократические завоевания Учредительного собрания, и о том, что к этому были причастны отряды чехословацких легионеров.

Экскурсовод в музее Фрунзе перед началом шествия рассказала участникам клубов исторических реконструкций о событиях 1918 года.

Перед музеем Алабина разыгралось сражение – зрелищное (в нем приняли участие более 70 реконструкторов), с пулеметными выстрелами, с криками: «В атаку!», прекрасно срежиссированное. И вот опять вопрос, даже два. А для кого эта вся красота? Кроме нескольких десятков школьников, которых привезли на автобусах, и представителей СМИ с камерами и микрофонами, зрелища практически никто и не видел. И второй вопрос: причем тут корниловцы, марковцы, казаки из «волчьей сотни» генерала Шкуро и многие другие, которых в Самаре в 1918 году и в помине не было? Где историческая правда? Оправдать такую неразбериху можно только тем, что и в те времена форма, например, у многих «красных» называлась «с кого что снял», а по Самаре щеголяли даже в гусарской форме. Гусары на нынешнем празднике истории тоже были. Только надо ли было объединять войну 1812 года и Комуч? Интересно, что осядет в головах школьников, приехавших на автобусах? И почему мы празднуем освобождение Самары Красной армией от «белочехов», а не скорбим о поражении комитета членов Учредительного собрания, пытавшихся восстановить демократию? А может быть, правильнее было бы устроить панихиду по погибшим как с той, так и с другой стороны? Впрочем, отец Алексий, настоятель прихода Храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, благословивший участников фестиваля - и «красных», и «белых» на предстоящий «бой», именно об этом в своей небольшой проповеди и сказал. Кстати, благословление происходило в Доме–музее Фрунзе, в бывшем штабе Южной группы войск. Просто парадокс за парадоксом. А может быть, это и есть такой акт примирения?

И постскриптум: после «сражения», которое проходило на площадке с одной стороны музея Алабина, и «красные» и «белые», поднявшись с холодной земли и построившись, дружно пошли к центральному входу музея, где на главной сцене «оживляли страницы истории» 1812 года, и сыграли дополнительно еще и роль зрителей. Поскольку школьники в это время ели гречневую кашу с военно-полевой кухни, ходили на ходулях и играли в старинные игры и забавы.

1

Последние статьи

15 сентября
14 сентября
13 сентября
12 сентября
11 сентября
09 сентября
08 сентября

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 30
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4