ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Февралев: «В «Орде» мы строили город из песка, который смоет волна времени»

Уроженец Самары, ныне живущий в Москве, художник Сергей Февралев известен широкому зрителю как автор уникальных декораций к фильму Карена Шахназарова «Белый тигр» и ленте Андрея Прошкина «Орда». Художник рассказал «ВК» о том, как исторический миф превращается в реальность.

 - Как вы стали художником-постановщиком фильма «Орда»?

- Меня Андрею Прошкину предложили в качестве художника-постановщика знакомые продюсеры, с которыми я работал раньше. В киноиндустрии существует «сарафанное радио». Если ты зарекомендуешь себя профессиональным, творческим и неординарным художником, тебя люди, заинтересованные в результате, начинают советовать друг другу. Андрей Прошкин как раз искал художника. Ему как молодому человеку хотелось найти художника-постановщика соответственно своему возрасту, чтобы было интересно работать. И ему посоветовали попробовать поработать со мной.

- Насколько увлеченно и сложно проходила работа над «Ордой»?

- Отвечая на этот вопрос, я мог бы написать книгу. Первые четыре месяца мы изучали исторические материалы. Я начал работу с того, что в исторической библиотеке познакомился с воспоминаниями об Орде путешественников Рубрука и Ибн-Батуты. Они одни из немногих, кто действительно побывал в Золотой Орде, в городе Сарай-Бату, описали царящие там нравы и сообщили ряд интересных деталей. Позже мы объездили многие археологические экспедиции, побывали на раскопках. Мне показывали находки, только что извлеченные из земли. Затем мы засели в музейных фондах, чтобы изучить и отфотографировать предметы, найденные во время предыдущих экспедиций. Ведущие специалисты консультировали нас по вопросам, касающимся архитектуры, быта, обычаев. Вся эта работа и легла в основу нашего замысла.

- Художник-постановщик - первый, кто материально создает и попадает в созданный им мир, живет в нем. Потом в этом мире обживаются режиссеры с актерами. Каково вам было существовать в мире «Орды»?

- Мы же не знаем, как все там было на самом деле. Мы нашли лишь обломки этой цивилизации, и важно было, чтобы современный человек ощутил и принял ее. Мы делали фильм для современного зрителя и пытались апеллировать к его ощущениям. В нашем фильме существует сдвиг от настоящей истории к мифу. Ведь сюжет фильма мифологический. У нас есть лишь сведения о том, что Алексий ездил в Орду, чтобы лечить ханшу, и факт, что он вернулся оттуда. А все остальное - плод фантазии автора, домысел. Мы обсуждали наши задумки с режиссером, оператором, продюсерами и придумывали свой мир, который потом перевели в чертежи и построили.

Мы старались воссоздать из простого, грубоватого материала прекрасный мир, специально играя на разнице восприятий каких-то вещей современным человеком и человеком Средневековья. В нашей «Орде» татаро-монголы, сидя на войлочных коврах, едят конскую голову и вытирают об одежду руки. Это вызывает у современного зрителя брезгливость. Но войлочный ковер - это часть степной культуры, конская голова, по воспоминаниям, - самое лакомое из придворных блюд, а пропитанные жиром одежды отталкивали воду и не давали мерзнуть после ночной влажности. Основная наша задача - связать все это в красивый и целостный мир.

- На съемочной площадке было создано около 20 тысяч квадратных метров построек. Сколько времени заняло их сооружение?

- Это площадь всех декораций, построенных для кинокартины. Наша Орда состояла из юртового городка и самого Сарая с улицами, площадями, дворцами и крышей. Были построены четыре больших павильона: Дворец хана, Успенский собор Москвы, Ордынские бани и подземелье с огромной печью. Также на берегу реки была возведена «Москва» XIV века. А что касается сроков, то, например, Сарай был построен за 3 месяца.

- Правда ли, что созданные вами декорации к «Орде» стали частью музея около села Селитренное, где проводились съемки?

- Правда. Во-первых, мы построили декорации в реальном историческом месте, всего лишь в 10 километрах от настоящего Сарай-Бату, где сегодня проводятся раскопки. Археологи нам помогали и прямо с раскопок привезли грузовик настоящего ордынского кирпича для декораций. С помощью него нам удалось внести в фильм яркие детали, например, выложить из него полы на балконе, откуда стреляет пушка, ступеньки и многое другое. На строительство декораций приезжал губернатор Астраханской области Александр Жилкин. И когда он увидел размах и скрупулезность декораций, то распорядился сохранить их, объединив с раскопками в один туристический комплекс. Впоследствии я общался с человеком, который обслуживает и сохраняет этот объект, и он рассказывал, что, когда только взялся за это дело, над ним смеялись, а теперь завидуют, потому что к нему на экскурсии порой приезжают по 500 человек в день. Не уверен, что у нашей декорации была бы такая судьба, построй мы ее в другом месте. Например, у «Москвы», которую мы построили на Клязьме в районе Вязников, судьба другая. Она потихоньку разрушается, и каждое лето сгорает по нескольку построек. Просто у нее не нашлось дельного хозяина.

- Что было самым сложным в работе над «Ордой»?

- Строительство и съемка проходили в очень тяжелых условиях. Дело в том, что работа над картиной выпала на лето 2010 года. А если вы помните, это было самое жаркое лето в России. В Астраханской области, где проходили съемки, термометр показывал до 50 градусов в тени. Некоторые работники даже обгорели. Но строители могли себе позволить одеться довольно легко, в отличие от артистов, игравших исторических персонажей, носивших тяжелые одежды даже летом. Были случаи, когда на съемках артисты массовых сцен падали в обморок. Так что самым тяжелым испытанием на фильме оказалась погода.

- Влиял ли как-то Андрей Прошкин на вашу работу? Чем он вам запомнился?

- Андрей очень требователен к качеству, что меня очень порадовало. Бывают режиссеры, которые говорят художнику, что его усилий никто не увидит и что они не так важны. Андрей же был очень скрупулезен и хотел, чтобы все выглядело подлинно, даже придирался к каким-то вещам. Меня это на самом деле только радовало, потому что такой подход помогал мне добиваться очень высоких результатов. И когда мне не выделяли какие-то средства на доведение декораций, он приходил на помощь, и мы вдвоем уговаривали продюсеров на дополнительное финансирование, доказывая его необходимость для полноценного и качественного завершения работы. Андрей очень помогал мне и в человеческом, и в профессиональном плане. Слава богу, что у нас с Андреем получился хороший союз.

- Вы как-то взаимодействовали с актерами, в частности с Розой Хайруллиной, во время съемок?

- С Розой мы были знакомы и до «Орды», еще по Самаре. Поэтому мы, конечно же, общались. Это потрясающая актриса. По сценарию у нее было мало сцен, и ее роль считалась второстепенной. Но я считаю, что она заслуженно получила приз на Московском международном фестивале кино. У Розы было всего 11 съемочных дней, но за этот короткий промежуток времени она умудрилась из второстепенной роли сделать одну из главных в фильме.

СПРАВКА
Сергей Февралев родился 5 января 1973 года в Куйбышеве. В качестве театрального художника Сергей Февралев участвовал в 30 спектаклях. Учился на факультете «Театр и мировая художественная культура» в Самарском педагогическом институте. Работал в театрах «Самарская площадь», «Мастера сцены», ставил спектакли в Павлодарском и Тюменском театрах. Писал музыку, стихи и сам же их исполнял. Выступал в рок-коллективе, концертировал под фортепиано, работал в составе камерного квартета (2 гитары, скрипка, флейта) и экспериментировал со скрипкой и виолончелью. Позже переехал в Москву, где был сначала помощником художника в кино, затем художником-декоратором, потом ассистентом художника-постановщика и, наконец, художником-постановщиком. Член Международной ассоциации авторской куклы, участник ряда международных театральных фестивалей. Наиболее известными работами Сергея Февралева в большом кино стали декорации к фильмам Карена Шахназарова «Белый тигр» и картине Андрея Прошкина «Орда».

9

Последние статьи

22 февраля
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
17 февраля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 30
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4