КИНО

Если долго мучиться

Вышел фильм Андрея Прошкина про подвиг митрополита Алексия
Роза Хайруллина блестяще сыграла роль Тайдулы
Роза Хайруллина блестяще сыграла роль Тайдулы

На экранах страны идет лента «Орда». Фильм, удостоенный на Московском МКФ-2012 серебряного «Святого Георгия» за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль, рассказывает о том, во что обходится русскому человеку сотворение подлинного чуда.

Сюжет фильма посвящен произошедшему в 1357 году историческому событию. Митрополит Алексий по приглашению ханши Тайдулы приезжает со своим помощником в Орду, чтобы избавить правительницу от слепоты. В случае неудачи Алексия хан Великой Орды Джанибек грозит сжечь Москву. Ко времени приезда митрополита Тайдула перепробует все средства народной медицины, включая навоз, но ничего не поможет. Поначалу Алексий «колдует» в полной уверенности на то, что чудо свершится. Но прозрения не происходит. Лишь вынеся все тяготы, унижения, страдания от ордынцев, Алексий добьется заветной цели.

Сюжет ленты предсказуем. А посыл фильма о том, что чудо надо выстрадать, выносить, заслужить и добиться ценой собственной жизни, в общем-то, понятен простому зрителю и без двухчасового просмотра. Прошкин, словно понимая очевидность этой мысли, делает акцент больше не на образе и сюжете Алексия (ему в фильме уделено даже меньше внимания, чем следует), а на обреченном, жестоком и невероятно тоскливом существовании ордынцев — в этом смысле название фильма полностью соответствует тому, что видит зритель. Экономя на сценах батальных сражений, Прошкин детально, обстоятельно воссоздает быт и повседневные занятия татаро-монголов, которые везде, и в попахивающих инцестом отношениях родителей с детьми, и в церемонии «передачи власти» от старшего младшему путем удушения, и в издевательском отношении к захваченным русским ведут себя хуже животных. Орда в фильме Прошкина похожа на Древний Рим эпохи упадка с его бесчисленными тиранами, оргиями, убийствами. Как пожирающий собственный хвост змей, она рано или поздно должна исдохнуть. Но перед этим она как следует напьется русской крови.

Вообще в «Орде» очень хорошо раскрыто значение страшного для русского человека той эпохи слова «иго». На такое раскрытие работает и возмутительная пассивность московских князей перед ограниченными монголами, и доходящая до сладострастия тирания ордынских завоевателей и какая-то неутолимая жажда бесконечной мести и предательства монголов по отношению к ближнему. Безнадежный унылый мир, в котором что-то сильно прогнило, нуждается в чуде, хотя по большому счету он заслуживает наказания. Но чудо не случается само по себе. Оно вершится не богом, а человеком, причем человеком духовно преображенным. И даже такой благочестивый и безупречный на фоне окружающих персонаж, как Алексий, должен заслужить свое чудо.

Кроме реалистично воспроизведенного татаро-монгольского колорита этот фильм примечателен очень хорошей актерской игрой. Исполняющему роль Алексия Максиму Суханову, который, как Майкл Фассбендер, может замечательно сыграть практически любого героя, противостоит играющая Тайдулу особенно близкая самарскому зрителю Роза Хайруллина. Из всех ордынцев ее образ в фильме — наиболее сложный. Тайдула в исполнении Хайруллиной удивительным образом соединяет в себе качества любящей матери, деспотичного завоевателя, видящего всех насквозь мудрого правителя и в то же время сексуальной женщины. Ее героиня одинока, потому что единственная из всех с самого начала предчувствует обреченность своего народа, но вместе с тем не бежит от судьбы и с сознанием героя трагедии следует ей до конца. Тайдула не говорит об этом, но немногословная Хайруллина так точно и выразительно играет неизбывную тоску героини, что зритель понимает все без слов.

Хорошо, хоть и немного, сыграл в начале фильма хитрого и беспощадного ордынского деспота загримированный под монгола Андрей Панин, которому, в общем-то, не впервой доводится перевоплощаться в лукавых негодяев. Единственное, что коробит в случае с Паниным — это привычка наших режиссеров снимать в роли иностранцев отечественных артистов. Панин, конечно, в своей роли смотрится органично. Но русский актер, играющий монгола, - так же стремно, как китаец в роли африканца.

В целом «Орда» смотрибельна, но уж больно похожа на кинематографических предшественников, рассказывающих о чуде. Например, на «Остров» Лунгина. Но в «Острове» о чуде не просто рассказывается, оно показывается и переживается зрителем вместе с героем Петра Мамонова. В «Орде» такого нет. Чудо выносится за скобки, акцентируется лишь предваряющее его длительное мучение, которое, разделенное со зрителем, по пословице, должно к чему-то привести, но свершившись, оставляет чувство не благодати, а незаслуженности.

3

Последние статьи

21 сентября
20 сентября
19 сентября
18 сентября
17 сентября
16 сентября

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 30
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4