образование

Владимир Классен: «Детство – самоценный период развития человека»

Внедрение федеральных государственных требований (ФГТ) в систему дошкольного образования потребовало пересмотра форм и методов работы детских учреждений, вместе с тем обозначив приоритеты в образовательной деятельности. О том, как реализуется новая модель, рассказывает заместитель министра образования и науки Самарской области Владимир Классен.

- Можно сказать, что дошкольные учреждения адаптировались к работе в условиях новых ФГТ?
- Серьезных волнений по поводу введения новых федеральных требований, на мой взгляд, не наблюдалось, в отличие от, например, неоднозначной реакции педагогического сообщества на внедрение новых стандартов в школе. Сказать, что какие-то моменты в содержательной части новой концепции стали для нас неожиданными, я тоже не могу. Принципиальным отличием новых ФГТ является сам подход к детству как к самоценному периоду развития человека — нельзя рассматривать этот период исключительно как подготовку ребенка к школе. Если до этого стандартизированные программы во многом напоминали школьные занятия, то теперь подчеркивается, что основной акцент делается на формирование качеств, обеспечивающих социальную успешность ребенка.
 Согласно проведенному мониторингу на соответствие ФГТ, педагоги системы дошкольного образования Самарской области показали готовность к организации своей работы в новом формате.
 - Не противоречит ли перезагрузка родительским запросам?
 - Наша задача — объяснить родителям, что каждый уровень образования необходимо соизмерять с возрастными особенностями ребенка. Дело в том, что реализация школьных программ требует серьезных усилий, и большинство детей попросту не доросли до освоения школьного стандарта. С другой стороны, когда ребенок приходит в школу, у него создается эффект узнаваемости некоторых вещей, и тем самым снижается его мотивация к процессу познания. А ведь результатом образования является не только приобретение умений и навыков, но и готовность ребенка к освоению каждой последующей ступени, а эта готовность напрямую зависит от его психофизиологического развития. Психологами доказано, что причины нездоровья детей связаны как раз с перегрузками и неумением организовать свое время.
В принципе, просветительская работа среди взрослого населения не выявила каких-то радикальных возражений. По большому счету, родители хотят иметь гарантии, что ребенок будет сыт, здоров и ухожен и что его развитие не будет иметь отрицательных последствий.
- Какие проблемы детских садов необходимо решить в первую очередь?
- Прежде всего, предстоит ремонт зданий и модернизация пищеблоков в дошкольных учреждениях, износ которых в отдельных случаях достигает 80%. Кроме того, во многих садиках требуется заменить устаревшее игровое оборудование. И, безусловно, главной задачей остается доступность дошкольного образования в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мы приступили к разработке областной целевой программы модернизации системы дошкольного образования, рассчитанной до 2017 года.
- Как выглядит общая ситуация, связанная с охватом детей дошкольным образованием? 
- Сейчас в Самарской области численность детей в возрасте до 7 лет составляет почти 243 тысячи человек, что более чем на 50 тысяч превышает показатели семилетней давности. В общей сложности, около 121 тысячи ребят обеспечены услугами дошкольного образования, дефицит мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет примерно 14,5 тысячи человек. За последние два года нам удалось создать дополнительно 12 тысяч мест. Это стало возможным за счет последовательной работы, включающей реконструкцию старых зданий детских садов, строительства новых учреждений, создания новых групп в действующих детсадах. На реализацию приоритетной для Правительства Самарской области задачи направлены средства областного бюджета и муниципальных вложений. Так, благодаря совместным усилиям в 2010 году создано дополнительно свыше 3500 мест, в 2011 году было открыто еще 6343 места в детских садах. Уже сейчас предусмотрено выделение средств из областного бюджета, которые позволят к 2014 году ввести в строй еще 8000 мест. Радует, что удается сохранить динамику увеличения мест, думаю, что к 2016 году очередность в детские сады для детей в возрасте от 3 до 7 лет будет полностью ликвидирована.
 - В нашей области получили развитие альтернативные формы дошкольного образования. Насколько они востребованы, и как вы оцениваете их перспективы?
- Вариативные формы развиваются не столь динамично, как бы хотелось, исключение — Самара, которая лидирует по организации альтернативных учреждений дошкольного образования. Это объясняется, прежде всего, тем, что здесь наиболее остро стоит проблема нехватки мест в детских садах. Со своей стороны, мы создали все необходимые условия по открытию семейных групп дошкольного образования, разработана нормативно-правовая база, осуществляется финансирование семейных детских садов, ведется методическое сопровождение сотрудников на базе образовательных учреждений. Таким образом, удалось открыть около 10 семейных детсадов. Но сказать, что этот опыт получил широкое распространение, пока нельзя.
Наиболее перспективным решением проблемы доступности дошкольного образования является проект «Билдинг-сад», предполагающий создание малокомплектных дошкольных групп на первых этажах строящихся жилых домов. До конца 2012 года мы планируем открыть 34 негосударственных сада на 1383 воспитанника, а к 2015 году количество садов возрастет до 120, что позволит обеспечить местами 3500 детей. Проект «Билдинг-Сад» одобрен наблюдательным советом АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» под руководством Владимира Путина и рекомендован к внедрению во всех регионах России. По сути, эта модель представляет собой эффективный опыт государственно-частного партнерства, причем бизнес довольно активно откликнулся на нашу инициативу. Оказалось, что билдинг-сад даже повышает привлекательность дома. За счет того, что на реализацию проекта предусмотрены субсидии из средств областного и городского бюджета, оплата сопоставима с ценами муниципальных дошкольных учреждений.
- Еще одним нововведением стала модель «детский сад-школа». Какова ее практическая целесообразность?
- Эксперимент, реализуемый в Самарской области, вызвал интерес у всех субъектов федерации, многие готовы приехать к нам для изучения опыта. Как результат, наш проект был отмечен призом «Серебряный омуль» на недавно прошедшем Байкальском образовательном форуме.
Реорганизация, прежде всего, нацелена на усовершенствование системы управления образовательными учреждениями, и уже сейчас можно говорить, что она себя оправдала. Мы устранили двойное учредительство (подавляющее большинство школ находились одновременно под эгидой министерства образования и науки и муниципалитетов), которое в свое время было целесообразным, а на современном этапе стало непродуктивным именно в финансовой составляющей. Новые механизмы управления позволили сделать экономику образовательных учреждений более рациональной, кроме того, вопросы организационного, нормативно-правового характера, юридического сопровождения учебных заведений сразу поднялись на более высокий уровень. Волнения были связаны с тем, что переустройство приведет к сокращению административно-хозяйственного персонала, но мы должны четко понимать, что система образования создана для реализации образовательных потребностей детей, а не для создания дополнительных рабочих мест. Тем более что сотрудникам были предложены другие варианты трудоустройства.
В принципе, никакой революции мы не делали, многие сельские школы давно идут по этому пути, экономя на содержании отдельных управленческих звеньев. И там, где профессионалы понимают, в чем задача детского сада или школы, все проблемы решаются спокойно и конструктивно.
- В нашей области существует сеть коррекционных дошкольных учреждений. Что она представляет собою на сегодняшний день?
- В губернии функционируют 15 специализированных учреждений компенсирующего вида и 256 дошкольных учреждений представляют собой структуру комбинированного типа, здесь воспитываются 13 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. Потребность в таких учреждениях есть, эта проблема требует постоянного пристального внимания.
К сожалению, в области немало детей-инвалидов, которые не могут обучаться в инклюзивной системе. Сейчас в каждом территориальном округе созданы центры раннего развития ребенка, располагающие всеми необходимыми техническими и методическими ресурсами для оказания помощи семье и образовательным учреждениям, работающим с таким ребенком в домашних условиях. Активно развивается дистанционное обучение, хотя оно не решает проблемы социализации. Естественно, мы ищем инклюзивные формы взаимодействия детей с социумом, эта работа будет продолжаться, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Каким образом решается вопрос оплаты труда работников дошкольных учреждений? Будет ли возвращена льгота на внеочередное зачисление детей сотрудников в детский сад?
- В прошлом году в рамках модернизации образовательной отрасли нам удалось на уровне регионального правительства решить вопрос о повышении оплаты труда работников дошкольных учреждений. В итоге средняя зарплата сотрудников выросла на 39%, с сентября этого года планируется увеличение ставок еще на 10%, и очередное повышение заработанной платы будет в январе следующего года. Перед нами стоит задача – поднять оплату до средней зарплаты по экономике, конечно, это зависит от возможностей областного бюджета.
Что же касается вышеназванной льготы, то ее отмена связана с несоответствием федеральному закону. Но, конечно, волна возмущения работников дошкольных учреждений тоже вполне объяснима. Мы направили на рассмотрение в Самарскую губернскую думу предложение о восстановлении льготы на уровне областного законодательства. Очевидно, борьба еще предстоит, но мы нацелены возвратить льготу, имеющую определяющее значение для сотрудников при трудоустройстве в детсады.
- Что делается для повышения престижа профессии воспитателей и педагогов дошкольных учреждений?
- К сожалению, эта профессия не самая престижная в нашей стране. Тогда как люди, которые приходят в систему, по-настоящему влюблены в свое дело, коллективы находятся в творческом поиске. Содержательная работа дошкольных учреждений всегда отличалась высоким уровнем. Это наилучшим образом демонстрируют региональные конкурсы профессионального мастерства для сотрудников и для самих дошкольных учреждений, внедряющих инновационные технологии в образовательную деятельность. Позитивным моментом в новой концепции является то, что ФГТ не навязывают алгоритм действий, содержание остается прерогативой педагогического коллектива, свобода дает стимул к творческой реализации, созданию уникальных авторских методик. Мы в этом убедились при ознакомлении с опытом работы детских садов и стараемся стимулировать людей к профессиональному росту.
Радует, что у всех есть четкое понимание, в чем сущность дошкольного образования, для чего они пришли в эту сферу и для кого работают. Поэтому концентрацию на детстве как самоценном периоде развития человека профессиональное сообщество считает абсолютно справедливой.

17

Последние статьи

25 февраля
23 февраля
22 февраля
21 февраля
20 февраля

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30