ИНДУСТРИЯ

От турбины до ракеты

Самара остается одним из ведущих центров российского машиностроения
Модернизация выведет самарский машиностроительный комплекс на качественно новый уровень
Модернизация выведет самарский машиностроительный комплекс на качественно новый уровень

Машиностроительный комплекс Самарской области — один из трех базовых сегментов региональной экономики. Развитие существующих предприятий, создание новых высокотехнологичных производств — залог экономической стабильности региона.

Шаг за шагом

По информации министерства промышленности и технологий Самарской области, объем продукции, отгруженной предприятиями машиностроения в 2011 году, в сравнении с 2010 годом вырос на 6% и в денежном выражении составил более 304 млрд рублей.

В самарском машиностроении заняты более 211 тыс. человек, и ведущую позицию в нем традиционно занимают предприятия автомобилестроительного кластера. В 2012 году в региональном автопроме все ярче проявляются серьезные положительные тенденции.

GM-АвтоВАЗ готовится к производству новой модели Chevrolet Niva и намерен инвестировать в этот проект более $200 млн.

Буквально на глазах меняется АвтоВАЗ. Запущенный в июле в серийное производство универсал Lada Largus сразу же занял второе место по продажам среди универсалов, уступив только «Калине». Общий объем продаж автозавода за 8 месяцев 2012 года составил около 393 тыс. автомобилей, на 8,6% перекрыв результаты аналогичного периода 2011 года.

В июне на открытии московской дизайн-студии главный дизайнер АвтоВАЗа Стив Маттин рассказывал об изменении подходов к проектированию тольяттинских автомобилей. Время, когда дизайнеры были на вторых ролях, безвозвратно ушло. И вот первый результат работы по-новому — громкий успех концепт-кара Lada X-Ray на Московском автосалоне.

Позитивные изменения на автосборочных предприятиях Самарской области дают возможность развиваться и автокомпонентным предприятиям, а в этом сегменте в регионе занято около 60 тыс. человек. По информации областного министерства промышленности и технологий, объем продукции, реализованной автокомпонентными предприятиями региона в 2011 году, составил 58,56 млрд рублей. Это на 29,5% больше, чем в 2010 году.

В сентябре наблюдательный совет Особой экономической зоны в Тольятти одобрил заявки от двух зарубежных производителей автокомпонентов на размещение производств с общим объемом инвестиций по 700 млн рублей от каждой из компаний.

 

Космическое завтра

Численность занятых на предприятиях самарского аэрокосмического кластера скромнее, чем в автостроении. Однако по значимости он не уступает автомобилестроительному. У большинства предприятий сформирован стабильный портфель заказов. По итогам 2011 года темп роста отгрузки продукции на предприятиях авиационно-космического комплекса составил 23%, а индекс производства — 112,3% к уровню 2010 года.

Несколько огорчили самарцев результаты сентябрьского конкурса на создание ракеты-носителя тяжелого класса. Роскосмос в итоге все-таки отдал предпочтение проекту «Ангара» НПО имени Хруничева. Однако и самарским предприятиям есть над чем работать. Не полностью исчерпаны возможности для модернизации семейства ракет-носителей «Союз», и это семейство будет задействовано на новом космодроме «Восточный». Новый импульс получили работы ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» в области создания орбитальных космических аппаратов.

Самарским моторостроителям предстоит восстановить производство авиадвигателя НК-32 и ракетного двигателя НК-33. ОАО «Кузнецов» продолжит работу над рядом проектов перспективных авиационных и ракетных двигателей. ОАО «Авиакор - авиационный завод» продолжает строительство партии самолетов Ан-140-100 для министерства обороны России.

«На мой взгляд, Самара имеет больше возможностей, чем любой другой центр нашей страны, — заявил губернатор Самарской области Николай Меркушкин. — Здесь у нас масса заводов, привязанных к космическому производству. Здесь очень хороший потенциал, менталитет людей сильно связан с этой отраслью. Мы должны остаться одним из важнейших центров космической промышленности».

Во время визита на машиностроительные предприятия Самары вице-премьер Дмитрий Рогозин подтвердил, что наш город останется ведущим аэрокосмическим центром России.

 

Широкий спектр

Продукция машиностроительных предприятий Самарской области востребована и в России, и за рубежом. Например, сызранское ОАО «Тяжмаш» заключило ряд контрактов с иностранными компаниями на поставку гидротурбинного оборудования, завод поставляет оборудование для тепловых и гидроэлектростанций Вьетнама, Сальвадора. В 2011 году «Тяжмаш» отгрузил продукции на 3,14 млрд рублей.

Сохраняет лидирующие позиции на рынке бурового инструмента ОАО «Волгабурмаш». Потребителями продукции самарского предприятия являются крупнейшие нефтегазодобывающие и буровые компании России, а также часть предприятий горнодобывающей отрасли. Продукция экспортируется в США, Чили, Германию, Великобританию, Австралию и ряд других стран.

Европейская подшипниковая корпорация проводит масштабное техперевооружение самарского Завода авиационных подшипников. Переоснастили лабораторно-испытательный комплекс, закупили у ведущего американского производителя HAAS токарное оборудование с числовым программным управлением. В 2011 году заработала новая линия виброгалтовки фирмы Rösler. Запустили пятикоординатный обрабатывающий центр EMAG. На очереди модернизация термического оборудования. Особое достижение предприятия — разработка компьютерных программ расчета и конструирования подшипников для авиационных изделий нового поколения.

Потенциал у самарского машиностроения велик, и у региона есть все возможности для его качественного развития.

4

Последние статьи

15 сентября
13 сентября
12 сентября
11 сентября

Архив Экономика и бизнес

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30