прямая речь

Сергей Крайнев: «Можно долго отписываться, а можно один раз решить»

Из всех новых министров областного правительства Сергею Крайневу достался, пожалуй, наиболее хлопотный участок. За сферой ЖКХ прочно закрепилась репутация черной дыры, способной проглотить любые бюджетные миллиарды, причем без какого бы то ни было влияния на результат. О том, как вывести отрасль из ее нынешнего состояния и превратить в прозрачный и эффективный инструмент по созданию комфортной среды обитания, - в первом интервью министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.

«На 81-м месте из 83 регионов»
- Успели ли вы познакомиться с вверенным хозяйством? Каковы первые впечатления?
- Знакомство с хозяйством совпало по времени с подготовкой к зиме,  и это, конечно, ускорило погружение в ситуацию. И во многом упростило, поскольку оно происходит не в режиме  классического аудита – «покажите это, представьте то» – а в режиме реальной работы, к тому же весьма напряженной. Главный плюс такого способа погружения еще и в том, что все проблемы вскрываются сами собой, и ты видишь их невооруженным взглядом.
- И каковы эти проблемы?
- Детальный анализ, безусловно, еще впереди, но ключевые выводы уже делать можно.
Первое, с чем мы столкнулись, – это небрежная работа с официальными документами. Многие вопросы решаются без бумаг, на понятийном уровне. Обратил внимание глав муниципалитетов на существенное отставание в графиках проведения работ по подготовке к зиме. Ряд глав честно сознались, что не всю отчетность предоставляли своевременно, но фактически работы ведутся. Проверили – действительно, успевают. Объясняю, что такая дисциплина нам чести не делает. В 2011 году Самарская область была на 81-м месте по подготовке к зиме, на 81-м месте по эффективности расходования средств на ЖКХ. Можно сколько угодно спорить о том, правильна оценка или нет, но по этим показателям федеральный центр и коллеги в других регионах судят о состоянии дел в области. Один из самых негативных эффектов – это риск исключения из федеральных программ. В 2012 году по линии ЖКХ область не получила ни копейки.
Эффективность системы ЖКХ невозможно повысить без нормальной системы учета потребления коммунальных ресурсов. Существует статистика, по которой 61% расчетов за потребление энергоресурсов в области осуществляется по показаниям приборов учета. Но из них, из этих 60%,  львиная доля – это промышленные предприятия и в меньшей степени люди.
К чему это приводит? Очевидно, что при ежегодном росте цен на коммунальные услуги разница между фактическим (по приборам учета) и расчетным (выведенным по формуле) потреблением существенная. Есть еще проблема ментальности: когда нет прибора учета в квартире, люди не экономят. С одной стороны – простое непонимание, как надо экономить, на чем; к тому же, в этом нет никакого смысла, потому что тебе все равно выставят одну и ту же цену – по нормативу. И люди постепенно подтягивают свое личное потребление к этой норме или вообще превышают ее.
На этот вызов нечем ответить. Мы сильно отстали от других регионов по оснащению жилья приборами учета. Поэтому сейчас мы первым делом будем создавать режим благоприятствования их установке, где-то будем помогать за счет бюджета, где-то будем использовать те механизмы кредитования, которые предусмотрены законодательством, когда ресурсоснабжающие и управляющие компании обязаны поставить  приборы учета в рассрочку.
- А они заинтересованы в этом?
- Ресурсоснабжающие организации заинтересованы, потому что практика показывает, что население потребляет больше, чем  предусмотрено расчетными нормативами, которые в большинстве случаев утверждены еще в 1990-е годы и ранее. У нас есть муниципалитеты, где люди отказываются жить по приборам. Причина банальна: потребляют столько, что просто перестают снимать показания с прибора и платят по нормативу: так выгоднее. А кто возместит все эти затраты?
Еще проблема. Провожу прием граждан. Передо мной сидит активный человек и говорит: «Хочу создать ТСЖ». Никто ему не помогает, не объясняет. Человек работал с жильцами, он пообещал им, что это лучшая форма управления, что ему будут все помогать, а его – раз! – и бросили. Так люди теряют доверие к системе, которая действительно помогает каждую копеечку чувствовать и экономить. И эта проблема носит системный характер. Хотелось бы пообещать, что мы быстро переломим ситуацию, но надо понимать, что это не только от ментальности министерства зависит. Надо убедить, заставить поверить в это органы местного самоуправления.
Другой аналогичный пример: сейчас должны создаваться советы домов, и уже есть случаи, когда процесс откровенно блокируется. В некоторых районах области управляющие компании его блокируют, а органы местного самоуправления делают вид, что не замечают этого.
- Как вы будете переламывать эту ситуацию?
- Порой, видимо, придется действовать и жесткими методами, не стесняясь. А где-то достаточно будет простого убеждения, что необходимо повернуться к людям лицом, сделать их своими союзниками. Надо, чтобы люди увидели, что власть будет двигаться в их сторону, что никто не собирается уходить от проблем. В этом нет смысла, от них не спрячешься.

 

«Подстроить министерство под вызовы дня»
 - Вам приходится одновременно изучать ситуацию и принимать непростые управленческие решения. Кто помогает вам в этой работе: вы привезли свою команду или работаете со специалистами министерства?
 - Я не ставил перед собой цели заменить одних людей на других. Попробую сделать специалистов, работающих в министерстве, своими единомышленниками.
Мы двинулись одновременно в нескольких направлениях. Первое направление познания – внимательно читаем письма, обращения, которые приходят от граждан. У нас очень много обращений – с текущими и системными проблемами. Там, где люди раз за разом фиксируют ситуацию, мы останавливаемся на этом более подробно, внимательно изучаем.
Мы создали экспертный совет. Каждый из экспертов выбрал себе направление, организовал рабочую группу. Сейчас эксперты сформировали перечень вопросов, на которые должен ответить каждый муниципалитет. К ноябрю это позволит нам сформировать концептуальное понимание с предложениями по решению накопившихся в отрасли задач.
Второе направление: мы проводим проверки ряда муниципалитетов, где обращения граждан носят наиболее критический характер. На территорию выезжает группа и не просто ходит по домам и общается с жителями, а еще смотрит документы по эффективности расходования бюджетных средств, проверяет, как органы власти исполняют свои полномочия по контролю за качеством услуг. Процесс не быстрый, меньше недели на такую оценку не уходит, но в планах у нас серьезное изучение ситуации во всех муниципалитетах.
Еще в области нет системного подхода к решению вопросов благоустройства населенных пунктов, хотя очевидно, что проблема эта существует и в Самаре, и в Тольятти, и на других территориях. Мы взялись сейчас за разработку целевой областной программы.
Переосмысливаем программы по капвложениям в коммунальную инфраструктуру. Многие проекты находятся в незавершенном состоянии. Часто это означает, что деньги выброшены фактически на ветер.
Будем подстраивать структуру министерства под конкретные вызовы дня. Пользуясь поддержкой Николая Ивановича (Меркушкина. – Прим. ред.) и контактами с федеральными ведомствами, мы надеемся, что решим эту задачу. В конце ноября мы точно ответим на вопрос, что мы будем делать в следующем году, конкретно, по направлениям.
Дополнительное обязательство, которое  я взял в первый день своей работы, еще в губернской думе, когда представлялся депутатам, – заняться оценкой эффективности работы наших инвесторов. Всем инвесторам было предложено представить свои инвестиционные обязательства, чтобы и министерство, и жители области знали, что они намерены делать.
В основной своей массе инвесторы, операторы это услышали и сейчас готовят для нас эти документы. По крайней мере, общение с представителями «Реновы» это подтвердило. Первое – они уже готовят проект-соглашение; второе – они подтвердили, что заканчивают считать свои предложения по инвестициям, и  обещали к концу сентября  их направить в муниципалитеты – Тольятти и Самару. Я считаю, что именно с этого и надо начинать работу с регионом. Хорошо, что у них это понимание реально существует. Как только эти программы появятся в муниципалитетах, нам будет о чем поговорить. Ждем.

 

«Нет, нету, не сделано»
- Губернатор, давая свою оценку состоянию ЖКХ области, не скупился на резкие формулировки, смысл, которых сводился к тому, что в коммунальной сфере здесь творится полный кавардак. Вы добавили к этому конкретику: 81-е место из 83 регионов по стране. В чем причина такого положения вещей? Насколько плохо мы выглядим в сравнении с другими регионами?
 - Основная причина в том, что не существовало четкого перечня задач, которые нужно было решать в первую очередь. Поэтому сейчас, когда начинаешь спрашивать руководителей о конкретных вещах, слышишь такие ответы: нет, нету, не сделано. Есть ли у вас приборы учета? Нет, мы последние в Поволжье. Есть ли у вас ТСЖ? Да, есть, но мы опять чуть ли не последние в Поволжье. Есть ли у вас инвесторы? Да, есть. А какие инвестиции они вкладывают? А мы не знаем. А как вы решаете проблемы? Мы запланировали денежные средства в областной бюджет.
Дальше выясняется, что очень часто ряд денежных средств расходовались не эффективно. А там, где возникала проблема, просто бессистемно отправляли деньги в муниципалитет, который пускал их на конкретную задачку, системного решения не предлагая… Мы в этом году отдали деньги на подготовку к зиме с комментариями: деньги последние, больше денег не будет. Они: понимаем. Какие ваши системные предложения? Мы подумаем. Ни одного системного предложения пока не принесли.
 - Что это – низкое качество  управления или саботаж?
- Скорее, инерция, нежелание ориентироваться на опыт других. Жили в своем мире и были в нем счастливы, а проблемы накапливались и накопились так, что с ними стало непосильно справляться даже с деньгами.
Не хочу кидать камень в людей, которые этим занимались раньше, –может, просто не успели сделать, все же министерство новое.
 - Как эта ситуация складывается в более благополучных регионах?
 - Если мы посмотрим по соседям, то многие из них существенно сдвинулись за последний период. Например, Пермь – один из первых регионов, который правильно оценил задачу привлечения инвестиций, понял, как работать с операторами, чтобы гарантированно получить деньги.
Мы были в Саранске неделю назад, там замечательная ситуация с точки зрения оснащенности приборами учета и системы учета платежей граждан. Замечательно. Когда человек может либо в Интернете посмотреть, либо в расчетно-кассовом центре в терминале, сколько за день потребил, какие работы были сделаны в его доме, сколько это стоит. Если есть претензии, то можно потребовать перерасчет, а если нет претензий, то будь любезен – заплати. В массе своей люди платят, высокий уровень сбора платежей.
 Вчера ко мне на прием пришли люди и говорят: вы знаете, мы не можем получить от управляющей компании расшифровку – за что мы платим по текущему ремонту, нам данные просто не отдают. А что за компания? Да вот МП. Ну что в этом случае можно сказать? Как люди будут довольны в этом случае? Взял деньги, выполнил работу – расскажи. Если нет у нас такой замечательной системы, как в Саранске, отстали мы от жизни! Но рассказать-то мы обязаны, отчитаться за работу.
Создание ТСЖ, содействие его становлению, его повседневной деятельности – эта работа почти во всех субъектах Поволжья поставлена на очень высокий уровень. Председатель ТСЖ знает, где получить правовую консультацию бесплатно. Существуют меры поддержки в виде обучения, даже в виде техники, вплоть до компьютера. У нас ничего этого нет, даже система их простого обучения отсутствует.

 

«Открытость и четкие, понятные планы»
- За сколько лет системной работы все это можно исправить?
- 2-3 года системной работы нужно, чтобы дотянуться до уровня лучших регионов. Чтобы поменять ситуацию в лучшую сторону, достаточно просто изменить систему работы, сделать ее более удобной для людей. Если сейчас управляющие компании начнут отчитываться перед жильцами за то, куда потратили деньги, если мы ускорим темпы оснащения приборами учета, если своевременно и полноценно будем рассматривать обращения граждан, все это способно дать ощутимый результат.
 - Какие стимулы существуют, чтобы добиться движения навстречу этому процессу со стороны управляющих компаний, какие рычаги влияния на УК имеются у министерства?
 - Первое – есть государственная жилищная инспекция, контрольный надзорный орган за деятельностью управляющих компаний, мы с ним живем, что называется, в унисон, решаем одни и те же задачи. Будем заставлять открывать информацию, у нас теперь есть для этого законодательные полномочия. Будем проверять то, как они работают с людьми. Будем заставлять с помощью госжилинспекции, или, если потребуется, обратимся в прокуратуру. Мы нацелены на то, чтобы добиться этого от УК. А кто не захочет так работать, будут наказаны  вплоть до принятия судебных решений об ограничении права заниматься соответствующей деятельностью до 2-3 лет.
 - Какова роль муниципалитета в этой работе?
- Муниципалитет – ключевое звено в системе ЖКХ. От того, как будет организована работа в муниципалитете, зависит удовлетворенность населения. Если муниципалитет реагирует на обращение ТСЖ и граждан и решает эти проблемы, а не отписывается – это само по себе меняет ситуацию кардинально. Можно долго отписываться, а можно один раз решить.
- Как вы планируете сделать муниципалитеты своими союзниками в этой работе? Возможно, у той аморфности, что они демонстрируют в подходах к решению задач, есть более глубинные корни? В мутной воде ведь достаточно легко ловить рыбу. Система ЖКХ всегда была черной дырой, способной легко проглотить муниципальный, региональный и федеральный бюджеты вместе взятые…
 - Я бы, во-первых, всех одним миром не мазал. Надо понимать, что я министр для Самары новый, и на меня главы достаточно осторожно реагируют. Может быть, они просто не всегда готовы с первого раза идти на контакт. Сейчас потихонечку эта ситуация меняется, и наша совместная подготовка к зиме нас уравняла в задачах и понимании всех процессов.
А как изменить? Николай Иванович (Меркушкин – прим. Ред.) говорил уже об этих рецептах и постоянно говорит: любые факты, связанные с тем, что кто-то, пользуясь служебным положением, попытается вытягивать через систему ЖКХ деньги куда-то на сторону, будут пресекаться. Простым отстраиванием финансовой дисциплины мы очень много ресурсов, которые утекали, вернем обратно. В дело.
Второе. Полная открытость для людей: что мы делаем. И четкие, понятные людям планы на будущее. Мне кажется, эти три вещи, взаимоувязанные и согласованные между правительством Самарской области и главами муниципалитетов, – они ситуацию повернут в обратном направлении.
Если даже мы не сможем в короткий срок продемонстрировать результаты, то само по себе движение от минуса к плюсу людьми будет оценено положительно. Потому что как сейчас работает система? Опять же, пришли люди на прием и рассказывают о том, что в одном населенном пункте (не буду говорить, в каком) начали строить газопровод.Глава поселения собрал сход и говорит: газ будет, разбирайте старую систему отопления. Люди разобрали, а никто не спросил, когда именно газ будет. А газ по плану-графику будет к середине ноября. Люди приходят и спрашивают: а что нам делать? Глава нам сказал, что газа к зиме не будет. На самом деле он сказал правду. По плану, подача газа в дома 10 ноября. А до этого дома должны были отапливаться от старой котельной, она же существовала. «А мы уже систему отопления в домах разобрали… нам так сказал глава поселения».
Это реальный случай. Надо понимать, что поселение небольшое. Куда деваться, ускорим подрядчика, надо, чтобы газ к первой декаде октября в домах был. Но такое отношение – это безобразие чистой воды. То ли популизм, то ли еще что-то. А глава поселения теперь от своих слов отказывается.
Еще случай: глава поселения бился за то, чтобы ему построили водопровод. Ему построили водопровод, осталось людей к нему подключить и к скважине тоже, но он не особо торопится с этим и считает, что ему это комфортно сойдет с рук. В моем понимании, такие вещи не прощаются самими людьми, прежде всего.

 

«Активность вызывает уважение»
- Наверняка ситуация в разных муниципалитетах разная. Где она более или менее благополучная, а где, наоборот, – самая печальная?
 - Из ярких положительных примеров в области – Новокуйбышевск. 100% оснащенности приборами учета, дисциплина, прежде всего самодисциплина руководителя, организаций, работающих на территории, есть понимание того, что готовность к движению вперед позитивная. Есть муниципалитеты, которые требуют внимания.  Хотелось бы более  острой позиции со стороны главы Безенчукского района.
Есть активные главы, которые столкнулись с системными трудностями, накопленными с советских времен. Оборудование, которое работает там, – оно старое, морально устаревшее. Требуются вложения таких объемов средств, которых нет в муниципальном бюджете. Например, Жигулевск – там надо очень многое сделать, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону. Это, прежде всего, дорого финансово.
Вот из активных глав, которые вызывают уважение, – это Похвистнево. Опять же – 100% оснащенность приборами учета, и при этом от него поступают предложения, фонтан идей, которые, что немаловажно, он еще старается реализовывать.
Есть проблемные муниципалитеты, в которых хочется более досконально разобраться, – Волжский, Приволжский, Красноармейский районы.
- А Самара и Тольятти?
- В Тольяттиновый мэр очень активный, старается двигаться. Он поставил перед собой две задачи: все операторы должны представить четкие, конкретные инвестиционные программы, и второе – весь город должен быть оснащен приборами учета. Он двигается в этом направлении, он настаивает, и он добьется, это очевидно.
Был в Большой Глушице, глава тоже там рассказывает, показывает. «Мы систему освещения меняем, это дает нам экономию». Вроде как в масштабах области это немного, но с точки зрения инициативности это много. Эта активность – она все равно дает свои результаты. Потихонечку меняется система.
- Вы ничего о Самаре не сказали…
 - Самара как столица региона наиболее кадрово подкована и давно все свои проблемы знает и оценивает их адекватно, мэр однозначно адекватно их оценивает. Дмитрий Игоревич руку на пульсе держит, ездит, смотрит и с управляющими компаниями совместные совещания проводит. Но при этом нельзя забывать о наследии, в котором он существует. Это отсутствие приборов учета, это приводит к большим бюджетным расходам.
Я знаю, что он и программу по благоустройству  сделал, пытается найти деньги и финансирование. Разбирается с системой возмещения расходов на сверхнормативное потребление. В общем, серьезно двигается по управляющим компаниям, он там гоняет их, и это дает свои результаты. Как раз вчера на приеме граждан люди сказали, что вот, мол, ужасная ситуация была у нас в управляющей компании, но сейчас новый директор, старого выгнали, новый бегает по делам, так сказать, «ног под собой не чувствует», и нам его даже жалко. Вроде ничего не изменилось, но он за них, и люди уже по-другому его оценивают.

 

«Скоро все научаться бегать»
- Скажите, а откуда Николай Иванович знал о ваших профессиональных возможностях и чем было обусловлено его решение пригласить на эту должность именно вас?
 - Работая в министерстве регионального развития Российской Федерации, я достаточно часто пересекался с коллегами из Мордовии. Потом, работая в Фонде реформирования ЖКХ, бывал в Мордовии по делам. В 2010 году Саранск был уже на 100% оприборен. Когда Николай Иванович принимал какое-то решение, темпы работы становились просто сумасшедшими. Вы не представляете, как коллеги все там бегали – в буквальном смысле слова. Я думаю, мы здесь скоро тоже научимся бегать.
Надеюсь, в этой совместной работе у Николая Ивановича сформировалось личное понимание, что я способен справиться с этой задачей. Буду делать все, чтобы оправдать эти ожидания.
- Как сформулировал задачу губернатор, когда он сделал вам предложение о работе в правительстве Самарской области?
 - Произошло это уже в Самаре. Николай Иванович поделился первыми впечатлениями о состоянии системы ЖКХ в регионе, сказал, какие претензии у людей к власти по этой теме. Опирался он в своих оценках в том числе на выводы группы специалистов из правительства Мордовии, проводившей здесь экспресс-анализ ситуации. Проблемы как раз все те, о которых мы сейчас говорим: низкая оснащенность приборами учета, ужасная финансовая дисциплина управляющих компаний, претензии к ресурсоснабжающим организациям, снижение объемов ремонтов. Он подчеркнул, что это только верхушка айсберга, поэтому надо как следует разобраться и выработать такой план действий, чтобы ситуацию изменить.

 

«А не чей-то ли это злой умысел?»
- В своем первом интервью губернатор заострил внимание на том, что в Самаре существует проблема, которая снята уже во многих регионах, – гигантская задолженность муниципалитетов перед ресурсоснабжающими организациями.
 - Проблема возникает из-за неурегулированности вопросов, связанных с принятием тарифных решений. Тот, кто эти решения принимал, должен ответить за них деньгами. Муниципальные бюджеты (ни для кого не секрет) систематически платят ресурсникам деньги – из-за того, что недоурегулировали вопросы тарифов и объемов потребления. Проблема  усугубляется отсутствием приборов учета. Из-за этого деньги улетают фактически в черную дыру. Первый вопрос, который возникает при этом: а не умысел ли это чей-то злой? Пока ответ на него не найден.
 - Одномоментного решения этой проблемы, наверное, не существует?
 - У нас нет такого права, что бы взять и скинуть на потребителя всю эту недоурегулированность. Первое, что мы будем делать, – это заставлять инвесторов вкладывать средства в повышение собственной эффективности, снижая издержки и, соответственно, тарифы. Будем повышать качество контроля за исполнением инвесторами своих обязательств. Уровень контроля будет повышаться и над их расходами, потому что эти деньги сродни бюджетным. То, что люди в рамках тарифов отдали, должно эффективно расходоваться. Не хочется никого обижать, но мы последние в Поволжье, с точки зрения этой ситуации. При всем при этом и цены у нас не маленькие на услуги, мы сейчас считаем, пересчитываем, оцениваем и работаем с этим уже второй месяц. Скоро у нас очередной период тарифного регулирования, в рамках которого мы планируем все синхронизировать и снять большинство проблем. И после этого надеемся, что местные бюджеты в массе своей перестанут возмещать долги за предприятия ЖКХ, а деньги смогут отправить на детские сады, дороги, на то, что реально необходимо.

 

«Пока никаких подводных камней не видно»
 - Насколько правильным, на ваш взгляд, является повышение тарифов на коммунальные услуги не с 1 января, а с 1 июля и затем с 1 сентября?
 - Наше общение с коллегами в Москве показало, что эта практика не изменится. И это нормально. Может, чуть усложнилась методика расчета, а с точки зрения ее эффективности, я думаю, она не хуже предыдущей системы, когда повышение происходило с 1 января. Пока никаких подводных камней не видно. Плюс в том, что удобно платить за коммуналку без изменения ее стоимости в отопительный период.
- Еще одна серьезная проблема: высокая степень изношенности коммунальных сетей. Скажите, путь, по которому идет область, привлекая крупных частных инвесторов для решения этого вопроса, – это единственно возможное решение?
 - Инфраструктура всегда была самым дорогим удовольствием. Естественно, без частных денег бюджет эту проблему не решит. К тому же, частные структуры, как правило, более эффективны, они по-другому мыслят, быстрее действуют, используют новые технологии, которые удешевляют стоимость самой услуги. Хотелось бы привлекать больше частных инвесторов, нежели закрывать дыры бюджетными средствами. При всех раскладах, бизнес – это более эффективно.

 

Биография

Сергей Александрович Крайнев родился в 1979 году в Пермской области. Закончил Пермский государственный университет, юрист. В 2005-2007 годах трудился заместителем директора департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Российской Федерации. Затем возглавлял экспертный департамент государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». С 2009 года работал помощником заместителя председателя правительства РФ. 26 июня 2012 года назначен на должность заместителя председателя правительства – министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.

163

Последние статьи

22 апреля
21 апреля
19 апреля
18 апреля
17 апреля
16 апреля

Архив Власть и политика

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30