детская комната

Синдром отличника

Надо ли заставлять ребенка учиться только на «пятерки»

Каждый родитель желает для своего ребенка только самого лучшего. Мечтает, чтобы его ребенок был успешен во всем, был здоровым, общительным, добрым и умненьким. Причем последний показатель мы зачастую оцениваем исключительно по школьным отметкам. Но всегда ли заветная «пятерка» и звание отличника настолько важны для залога успешной, а главное - счастливой жизни?

Разные мотивы
 Конечно, похвально, что ребенок стремится быть отличником. Но в этом стремлении есть серьезные «подводные камни», о которых следует знать. И прежде чем клеить на ребенка пусть и хороший, но все же ярлык - «отличник», стоит задуматься, а надо ли ему это на самом деле.
 «Стоит начать с того, что слово «отличник» характеризуется как стремление к превосходству, в данном случае - в учебе, - говорит педагог начальных классов Юлия Яруткина. - У такого ребенка идут завышенные требования к себе и к окружающим, но только вот мотивы у каждого «отличника» разные».
 С точки зрения психологов, само понятие «отличник» подразделяется на несколько видов. Есть «отличники», что называется, по природе своей. Это дети, которые не просто стремятся к знаниям, но и с удовольствием получают, постигают новую для себя науку. Уроки, диктанты, экзамены - все дается им легко. Чтобы получить «пять», не надо сильно корпеть над заданиями - они и так все быстро усваивают.
 «Если в первом классе обучение - это некая приключенческая игра для всех детей, то со временем у ряда детей к школе интерес остывает, а у отличников по природе он по-прежнему остается, - объясняет Юлия Яруткина. - Такие дети - отличники в первую очередь для себя, они не гонятся за отметками, но в силу своей одаренности неизменно получают «пятерки».
 Другая категория отличников - это дети, которые учатся хорошо из-за страха порицания, то есть они боятся, что их будут ругать взрослые, что в них разочаруются родители. Поэтому, даже если какие-то предметы даются им с трудом, чтобы не огорчать маму-папу такие дети стараются даже выше своих возможностей. Еще один из мотивов быть отличником — это повышенная потребность в похвале, желание увидеть одобрение в глазах родителей и учителей.
 «Эти дети стремятся быть отличниками уже не для себя, а для взрослых, - говорит педагог. - Даже если им даются уроки с трудом, они ходят на дополнительные занятия, по несколько часов «зубрят» предмет вместо того, чтобы на переменах побегать с другими детьми или после уроков погулять во дворе. Эти дети очень сильно расстраиваются даже из-за «четверок». К примеру, у меня выпустилась одна ученица, которая плакала каждый раз, если у нее была плохая отметка. Все попытки объяснить, что в этом нет ничего страшного, были безуспешны, потому что для этих детей важно не столько учиться и получать знания, сколько результат - высокий балл».
 Часто такую категорию отличников называют «мамина радость», так как именно с подачи мамы или папы ребенок вынужден быть отличником.
 Лучше других
 «Родители часто совершают грубейшие ошибки в соревновании «чей ребенок умнее» и не видят, на что обрекают своих детей в результате, - говорит Юлия Яруткина. - А ведь вместо того чтобы улыбаться и радоваться большую часть времени, и главное - получать удовольствие от школьных уроков, такие «отличники» часто болеют, плачут, ходят в плохом настроении, страдают неврозами и медленно, но верно начинают ненавидеть школу со всеми ее уроками. У них перед глазами стоит задача получить не знание, а отметку».
 Родители должны понимать, что звание отличника вешает на ребенка ярлык — быть всегда лучше и выше других. Этот ребенок не может прийти в школу неподготовленным, даже если он пропустил уроки по уважительным причинам, например, по болезни. Этот ребенок не имеет права на ошибку: не может не ответить, когда его спрашивает учитель, потому что все в классе ждут от него отличный ответ.
 «Учителя часто сами ошибаются, делая из отличников опору на свои уроках, - добавляет педагог. - Привыкая, что этот ребенок всегда готов, они чаще вызывают его к доске. И зная это, ребенок вынужден всегда быть готов. Только порой для этого ему приходится часто прикладывать большие усилия, не всегда оправданные».
 Казалось бы, что плохого в том, что ребенок с детства учится работать, в конце концов, хорошие отметки - показатель знаний. Да и многие родители так и норовят козырнуть при гостях тем, что, мол, вот их ребенок - молодец, учится хорошо. Но все это лишь видимость успешности школьника.
 «Ведь давно уже не секрет, что многие отличники часто не могут реализоваться в жизни, найти успешную работу, - добавляет Яруткина.
 Дело в том, что такие дети привыкли четко получать задачу и выполнять ее. Непослушание и своеволие, свободомыслие для них неприемлемы. Они не привыкли ошибаться, но в то же время не всегда умеют применять свои знания в реальной жизни.
 «Однажды мы проводили тестирование детей четвертого класса на предмет знаний, - говорит Юлия Яруткина. - Детям дали чистый листок и ручку и попросили решение с ответом написать словами. Так вот дети-отличники в своих ответах совершили те же ошибки, что и остальные: в пунктуации, орфографии, хотя знают правила. И все потому, что эти знания они не умеют применять на практике. Ведь скажи я им, что это диктант или изложение, они бы написали все хорошо, но так как перед ними не поставили такую задачу, дети забыли все, что учили».
 Комплекс родителей
 «Регулярно наблюдаю картину, как после контрольной работы мамы сидят и разбираются, почему, к примеру, у Феди - «тройка», а у Кати - «пятерка», - говорит педагог. - И даже сравнивают работы детей, показывая их друг другу. И ни один из них не задумывается, что, например, Федя болел три недели, а Катя посещала уроки каждый день. И ей контрольная далась легко, а Федя приложил массу усилий. И поэтому на самом деле он умница.
 Часто родители, сами бывшие отличники, просто не понимают, как их ребенок может учиться плохо, если они учились хорошо. Но требовать от него быть собой в корне не верно. Родителям нужно понять, что их желание обязательно сделать чадо отличником, порой никак не соотносится с потребностями и возможностями самого ребенка. От этого он не становится лучше или хуже. Он просто другой. Отдельная, неповторимая, уникальная личность со своим мировоззрением и жизненным путем. Взрослые, требующие от ребенка только отличного результата по отметкам в дневнике и закатывающие скандал за редкую «тройку», меньше всего думают о счастье своего ребенка. По сути, это родительские комплексы, и в данном случае для них ребенок - игрушка, инструмент, который и сам в результате приобретает не просто звание отличника, а комплекс «отличника».
 «Многие родители не понимают, например, что оценка и отметка - это разные вещи, - говорит Юлия Яруткина. - И отметка - это всего лишь балльная система, которая говорит только о том, что сегодня ребенок получил, скажем, «четыре», а вчера «пять». А вот оценка — это анализ того, что нового ребенок приобрел, и в этом анализе может быть так, что худшая отметка на самом деле ценнее и дороже любой «пятерки».
 Учимся на ошибках
 На самом деле часто намного важнее похвалить ребенка за «тройку» или не сильно ругать за «двойку», нежели требовать только хорошего результата. «Дети-отличники не привыкли ошибаться, так как им на это не дают право, а в жизни мы многому учимся именно на ошибках, поэтому родители не должны лишать ребенка возможности их совершать, - добавляет Юлия Яруткина. - Дайте ребенку совершить ошибку и хвалите, если он сам ее нашел и исправил. Это лучшая оценка, которая мотивирует к тому, чтобы ребенок и дальше учился, чтобы он умел знания свои применять по жизни. Вместо того чтобы записывать его на дополнительные уроки, лучше отправьте в спортивную секцию, где он будет падать и получать синяки, но научится вставать и идти дальше».
 Для того чтобы ребенок стал успешным, не важно, «три» или «пять» у него в дневнике. И даже не важно, как его оценивают учителя. Намного важнее оценка, похвала и понимание родителей, которые должны любить своего ребенка просто потому, что он есть.



 Не в «пятерках» счастье
 Учение - свет, а неучение - тьма. Золотые слова. Конечно, учиться надо, и не для кого-то, не для того чтобы потом поступить в вуз, а после устроиться на работу, а в первую очередь для себя, для собственного, так сказать, развития. Когда ребенок отличник — это гордость для родителей и нечего плохого в этом нет. Но намного ценнее все-таки не звания-медали-дипломы, а характер ребенка - его стремления, сила воли и индивидуальность, которые школьными отметками уж точно не определяются. Повезло тому школьнику, родители которого родители это понимают. Когда он вырастет успешным взрослым, он скажет за это спасибо. Я же по себе и своим сверстникам могу точно сказать, что, устраиваясь в этой жизни, мы меньше всего смотрим на школьный аттестат. И диплом о высшем образовании - тоже по большей части пылится на полочке дома и мало кому интересно - красного он цвета или синего. Потому что в жизни и в профессии намного важнее не то, как достойно ты сдал экзамен или написал контрольную, а то - насколько ты свои знания умеешь применять в нелегких жизненных ситуациях, насколько умеешь общаться и переживать неудачи, которые, как мы знаем, делают нас сильнее. Счастье и успех строится не на отметках, а на понимании и поддержке близких. Поэтому, прежде чем требовать от ребенка высокого результата, надо сто раз задуматься, а оно вам, родителям, надо?

33

Последние статьи

21 мая
20 мая
19 мая
17 мая

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30