персона

Антон Давидянц: «Мы играем любимую музыку, и это заряжает нас энергией»

На прошлой неделе в самарском клубе «Здесь» побывал один из лучших бас-гитаристов России Антон Давидянц, игравший с такими звездами, как Игорь и Олег Бутманы, Даниил Крамер, поп-звездами Николаем Носковым, Григорием Лепсом и Анитой Цой, легендами французского джаза Жан-Люком Понти, Адриеном Феро и многими другими. Давидянц рассказал корреспонденту «ВК» о том, каково играть со знаменитостями и почему он в музыке отдает предпочтение стилю фьюжн.

- Что побудило вас взять в руки бас-гитару? Когда это было?
- Вообще я начинал как пианист. С семи лет играл на фортепиано. Я тогда совсем не хотел заниматься музыкой, думал о другой профессии. И вдруг совершенно случайно в 15 лет впервые взял в руки бас-гитару. Мне понравилось. Если бы этой встречи с инструментом не произошло, я сейчас сидел бы в баре как потребитель напитков. Поскольку в детстве я не занимался игрой на гитаре, у меня были большие проблемы с техникой. Поэтому, поняв, что хочу быть бас-гитаристом, я сделал упор на ее изучении. Но я практически никогда не занимался стандартными упражнениями, мало играл секвенции, потому что играл только то, что мне пригодится в будущем, и то, что я буду потом использовать в музыке. Поэтому я стал изучать фразы, сочинять мелодии на один аккорд и так далее.
Я никогда не тратил время на тупую монотонную игру, разучивание гамм, хотя и они могут пригодиться. Но это не мой подход. Да, я занимался отдельно с правой рукой. Поскольку я, как и все бас-гитаристы, играю тремя пальцами, я специально подолгу разрабатывал их квартольность, учился делать так, чтобы акценты приходились на разные пальцы. Я сразу понял, что если научусь играть тремя, а не двумя пальцами, как другие бас-гитаристы, у меня технически будет больше возможностей, я смогу играть быстрее. Конечно, научиться играть тремя пальцами изначально сложно, поэтому я тратил на занятия с правой рукой много времени, и это было единственное монотонное занятие, которое я делал на гитаре. Я сидел, смотрел фильмы и подолгу играл правой рукой, ни о чем не думая, разрабатывая мышцы руки. Я мог так сидеть 10 часов. Мышечная память существует: я научился. В принципе, если и вы будете играть и тратить время в обучении только на то, что вам в будущем пригодится, это будет эффективнее.
- Почему вы решили реализовать себя в таком странном для большинства и непопулярном у широкого слушателя стиле, как фьюжн?
- Просто он мне нравится. Поначалу я слушал классику, потом открыл для себя современный рок. И постепенно втянулся в джаз через московский колледж, в котором учился. На первых порах я джаз не воспринял, но потом осознал, что для того, чтобы любить музыку, нужно быть образованным и разбираться в ней. Начав заниматься джазом, я увлекся им. Позже я понял, что на самом деле люблю любой музыкальный стиль. Фьюжном я занимаюсь, потому что люблю сочетание джаза и рока. Мне нравится, когда соединяются в одно целое джазовая интеллектуальная составляющая и экспрессия рока. Плюс к тому, в этой музыке я могу выражать себя как солист. До сих пор у меня в планах создание собственного рок-проекта.
- На какой гитаре вы сегодня играете?
- Imperial. Дело в том, что это не моя бас-гитара. Фьюжн-музыканты — нищие, поэтому вынуждены одалживать инструменты. А если без шуток, я не взял свой бас, потому что один свой прежний инструмент продал (новые мы покупаем незадолго до тура). А у другой сломался бридж, и из 5-струнной она превратилась в 4-струнную. Основная же бас-гитара у меня - Steinberg 1982 года, очень легкая, без «головы», практически без деки. При этом она отлично звучит, и ее очень удобно возить. А то я так устал носить с собой эти «шкафы»: с ними неудобно путешествовать. Может быть, кто-то смотрел видео Donna Lee: там я играю именно на такой бас-гитаре.
- Может быть, вы зря оставили блок-флейту, на которой когда-то учились играть?
- И что бы я на ней сыграл, гаммы, что ли?
- Почему же вы не даете рок-концертов, если так любите этот вид музыки? Все-таки в стране достаточно рок-исполнителей.
- Я не играю рок, потому что его практически не с кем играть. Звучит очень странно, но это так. Мне некуда податься. Поэтому, наверное, пока я не создал свою рок-группу, исполнять эту музыку не буду. Вообще, я очень люблю «метал». Но только не творчество «Арии». О нем я лучше умолчу. А то меня и так уже флейтисты не любят, а уж армия «арийцев» побьет.
- Как вы развивали у себя ощущение второй доли?
- На этот вопрос так же сложно ответить, как на вопрос, что такое грув. Это трудно объяснить и дать приближенный ответ. Пока ты сам не почувствуешь, никакой словесный ответ не поможет. Здесь могут пригодиться занятия с метрономом. Но я мало с ним занимался. Просто мне повезло, я работал с хорошими барабанщиками. А потом, когда стал играть со Шмиттом, все само собой получилось. Вообще, правильно говорят, что большинству бас-гитаристов и любым инструменталистам помогают занятия на барабанах. Такие занятия учат музыкантов играть более ритмично и лучше чувствовать грув.
- Трудно ли было работать с эстрадными звездами вроде Шуры, и создает ли такая работа препятствия для занятий вашей любимой музыкой?
- Во-первых, работа со звездами, от Шуры до Лепса, позволяет мне проводить мои почти благотворительные сольные концерты. Такая работа приносит много денег и дает возможность тратить их так, как я захочу. Порой я трачу их, привозя звезд джаза и стиля фьюжн.
Во-вторых, такая работа дает положительный опыт. В поп-музыке есть жесткие рамки. Если бы я не играл с поп-певцами, я бы так и не научился играть на бас-гитаре аккомпанемент к песням. Ведь я раньше пытался исполнить все, что знаю, в одну секунду, из-за чего со мной невозможно было играть. Но работая с поп-исполнителями, я научился играть лаконично, то, что нужно в конкретный момент в конкретной музыке. Многие мои слушатели жалуются на то, что я много играю. Но это не совсем так. Вы можете послушать юбилейный концерт Николая Носкова «По пояс в небе» 2006 года, который мы играли в Кремле. Там я играю выверенно, нота в ноту.
Кстати, расстался я с Носковым потому, что работа с ним стала мешать моему творчеству. Я был очень зависим от его графика. И у нас не было заранее распланированных гастролей. Мне могли позвонить и сообщить, что я еду в Бишкек в тот день, на который у меня запланировано участие в джазовом фестивале в Киеве. Из-за этих накладок было постоянное волнение, проблемы. Но по игре в работе с Носковым меня все устраивало. К тому же он потрясающий певец. И если бы не накладки, я бы с ним до сих пор работал. Сейчас я работаю с Анитой Цой по очень удобному графику. Я буду занят с ней с 10 октября и до 3 ноября.
- Были ли у вас случаи, когда по какой-либо причине приходилось прекращать концерт?
- Нет, не было. Помню, я так сильно заболел, когда находился в концертном туре с Анитой Цой, что у меня была температура 40 градусов. Лекарства не помогали, а нужно было выступать. Но концерт я все же доиграл, сидя на стуле.
- Вы записывались с саксофонистом Эриком Мариенталем. Это был пиар-ход, или вы играли с ним из интереса?
- Нет. Это была абсолютная случайность.Есть такой барабанщик, Олег Бутман. Это младший брат Игоря Бутмана. По-моему, в 2007 году он пригласил меня на первые совместные гастроли. Для участия Олег пригласил и Эрика Мариенталя. У Эрика было 5 концертов, на которых я играл в качестве бас-гитариста. Олег Бутман играл со своей женой, пианисткой Наташей Смирновой. В гастрольном графике у Эрика был один свободный день. И мы с Федей Досумовым подумали: «А почему бы этим не воспользоваться?» Если честно, мы на тот момент не были фанатами Мариенталя, но все равно решили использовать его в своих корыстных целях. Мы легко с ним договорились за очень маленькие деньги. Запись прошла больше по дружбе: Эрику понравилась наша музыка, и он с радостью согласился. Мы замечательно поработали.
- А с кем из легендарных музыкантов своего направления вы бы хотели поиграть?
- У меня нет жгучего желания обязательно добиться аудиенции у какого-либо известного гитариста. Если честно, мне вполне хватает музыкантов, с которыми я играю, - Федора Досумова и Мартина Миллера. Они для меня музыканты не хуже моего любимого Скотта Хендерсона.
В качестве места своей будущей жизни я избрал Лос-Анджелес. Для меня это лучший город в смысле музыкальной индустрии, потому что там много фьюжн-музыкантов. К тому же у меня там много знакомых. Поскольку я там буду жить, безусловно, у меня появится возможность поиграть с кем-либо из фьюжн-исполнителей.
- Как вы познакомились с Мартином Миллером? Будет ли продолжение у вашего с ним сотрудничества?
- Интересно, что не я нашел Мартина, а Мартин меня. Клип на песню Moscow моего проекта Impact Fuze стал очень популярен среди любителей и исполнителей музыки фьюжн во всем мире, в том числе и в Европе. Среди них оказался и Мартин Миллер. Он написал мне положительный отзыв в сети Facebook о клипе, я его поблагодарил за теплые слова. Но я раньше не знал Миллера, зашел на его страницу, посмотрел и понял, что Мартин - свой человек. Мы начали с ним переписываться. Говорили на разные темы. Потом я пригласил его, мы стали играть вместе. Мартин оказался очень простым и хорошим парнем. В планах у нас запись совместного альбома. Я хочу поехать в январе 2013-го в гости к Миллеру. Там мы и приступим к совместной записи.
Мы с Мартином уже провели в мае этого года мини-тур из трех концертов в Новосибирске, Барнауле и Москве. Мини, потому что народ не слушает музыку фьюжн. Тем не менее резонанс был, и у меня появилась идея еще раз провести с Мартином тур на более хорошем уровне. Отчасти мне это удалось: сейчас у нас 11 концертов - по одному каждый день, причем с хорошим количеством публики. Мы работаем практически без сна. Каждый день у нас переезды или перелеты - с концертами, мастер-классами и фотосессиями. Но силы еще есть, потому что мы играем любимую музыку, и это заряжает нас энергией.

55

Последние статьи

23 августа
22 августа
21 августа
20 августа
19 августа
16 августа
15 августа

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30