МУЗЫКА

Умиротворение в звуках

На премьере «Немецкого реквиема» в филармонии публика плакала от счастья
Оркестр с хористами под управлением Ханке бережно исполнил шедевр Брамса
Оркестр с хористами под управлением Ханке бережно исполнил шедевр Брамса

2 сентября зал Самарской филармонии был забит до отказа. Самая разнообразная публика слушала «Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса в исполнении четырех хоров и академического симфонического оркестра филармонии под управлением немецкого дирижера Маттиаса Ханке. Представление получилось впечатляющим.

Концерт прошел даже лучше, чем можно было предположить на открытой репетиции в прошлый четверг, о которой «ВК» уже писала. С того дня Маттиас Ханке успел отрепетировать Брамса еще и с немецким хором церкви Святого Мартина. Оркестранты же с хорами (хор церкви Св. Мартина, концертный хор «Ювентус» ПГСГА, мужской губернский хор «София» и женский хор регентского отделения Самарской духовной семинарии) разучивали «Немецкий реквием» и оттачивали мастерство его исполнения еще за много месяцев до концерта. Но и во время последних репетиций исполнители, по словам маэстро, проникшись духом произведения, работали вдохновенно и самозабвенно. Для многих из них это было едва ли не первое серьезное выступление. Например, для хористки регентского отделения Самарской православной духовной семинарии Елены Агафоновой. «Я рада участвовать в подобном проекте, потому что это большой опыт работы не только с оркестром, но и с иностранным дирижером, - рассказала девушка перед концертом. - У него есть чему поучиться. Сам по себе «Немецкий реквием» очень важен. Мудрость Священного писания, на тексте которого построено произведение Брамса, поучительна для верующих. Это произведение настолько эмоционально и духовно сильно, что в некоторых моментах меня даже пробирала дрожь».

Организаторы мероприятия сделали все для того, чтобы донести посыл «Немецкого реквиема» до самарской аудитории. О его роли и значении много слов было сказано перед концертом. Когда публика, хоры и оркестранты заняли свои места, с приветственным словом перед гостями неожиданно выступила руководитель управления развития реформ министерства культуры Самарской области Юлия Пицик. Сменивший ее представитель Самарской и Сызранской митрополии архимандрит Вениамин Лабутин передал благословение митрополита Самарского и Сызранского Сергия, напомнил о связях России с Германией и о важности для человека «слышать голос вечности в своем сердце». А один из организаторов этого проекта пастор Маркус Шох рассказал о связующей людей разных национальностей и религиозных конфессий силе искусства. Краткую историю произведения Брамса рассказала лектор-музыковед Ирина Цыганова, а те, кому этого было недостаточно, могли узнать об идейной составляющей сочинения из текста видеопроекции на экране над сценой - в течение всего концерта на нем показывался русский перевод текста «Немецкого реквиема».

С формальностями покончено, свет гаснет, лишь слегка подсвечена сцена. Ханке взмахивает палочкой, и хор поет, образуя единое целое с оркестром. Музыканты мгновенно погружают слушателя в состояниe скорби, которой пропитана первая часть реквиема. Траурность второй части неожиданно перебивается мотивами надежды и возможной радости. После нее зал, не удержавшись, аплодирует. Но маэстро слишком сосредоточен и погружен в произведение, чтобы реагировать на происходящее в зале. С лирических третьей и четвертой частей исполнители переходят к пятой, где страждущее сопрано солистки Ангелики Лентер пытается утешить хор. В шестой части хористы окончательно утверждают тему победы жизни над смертью. Звучание хора исполнено такого торжества и радости жизни, что на глазах некоторых слушательниц выступают слезы. И если охарактеризовать этот концерт одним словом, то правильнее всего было бы назвать его умиротворяющим. Собственно, «Немецкий реквием» и задумывался Брамсом как утешение всем печалящимся. И хористы с оркестром под управлением Ханке бережно и очень точно донесли до слушателя его суть своим мастерским исполнением.

«Немецкий реквием» давно отзвучал, но овации еще долго не стихали. А благодарные слушатели несли исполнителям все новые букеты. После такой реакции музыканты не могли не выйти на бис. Овации стали громче, а «Браво!» публика уже скандировала. Похоже, лучшего концерта для открытия сезона в филармонии придумать было невозможно.

4

Последние статьи

18 сентября
17 сентября
16 сентября
15 сентября
14 сентября
13 сентября
12 сентября
11 сентября

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30