Образование

Проблематичная этика

У четвероклассников появится новый предмет
С 1 сентября самарским школьникам предстоит изучать еще один обязательный курс
С 1 сентября самарским школьникам предстоит изучать еще один обязательный курс

С 1-го сентября во всех четвертых классах российских школ в обязательном порядке вводится новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Уже на стадии обсуждения это вызвало неоднозначную общественную реакцию. Представители министерства образования и науки Самарской области, православной и мусульманской конфессий обменялись своими мнениями на эту тему.

Новый стандарт

Противники нововведения сравнивают новый предмет с «законом Божьим» в дореволюционной системе образования, когда православие было официальной религией. В нынешней России, также как и в СССР, религия отделена от государства. Однако влияние различных конфессий в разных регионах страны весьма значительно, и практически ни одно важное событие не проходит без участия представителей духовенства. Все прекрасно понимают, что оказывать влияние на воспитание нужно как можно раньше. Вот почему новый предмет решили вводить в четвертом классе. Говорят, что потом его введут и в пятых, даже учебники готовы.

По словам руководителя отдела реализации общеобразовательных программ Самарского управления министерства образования и науки Маргариты Классен, этот предмет  отрабатывался у нас в области в течение трех лет в качестве эксперимента как факультатив. Результаты, как она утверждает, удовлетворили и самих детей, и их родителей.

Но поскольку теперь это обязательный предмет, в учебном году на него выделено 34 часа. Тем самым он отбирает учебное время у других обязательных дисциплин, так как нагрузка на детей строго ограничена. Именно это прежде всего вызывает большое возмущение родителей и общественности, поскольку в некоторой степени ущемляет право детей на получение полноценного образования. Не все рады сокращению числа часов на изучение русского языка, литературы или математики, или даже музыки, рисования или физкультуры.

Курс имеет шесть модулей: основы православной культуры, исламской, иудейской, буддистской, основы мировых культур, основы светской этики. По каждому модулю — свои красочно оформленные учебники. В образовательный процесс дополнительно включены экскурсии, посещение музеев, театров, другие развлекательные и интересные формы. Но важный момент — родителям за эти «формы» придется заплатить.

Организационные проблемы

Преподавать четвероклассникам будут учителя, прошедшие курсы повышения квалификации в СИПКРО и имеющие соответствующий сертификат. В основном это педагоги начальных классов, преподаватели истории, обществознания, других гуманитарных предметов.

«Это не религиозный курс, - говорит Маргарита Классен. - Это дополнение к воспитательной работе, позволяющее знакомить детей с многообразием культурных традиций нашего многонационального государства и различных конфессий. Это нравственное и духовное воспитание толерантности к разным обычаям и религиям».

По ее словам, еще в в феврале этого года директоры всех общеобразовательных школ области обстоятельно познакомили родителей тогдашних третьеклассников с особенностями нового предмета, объяснили, что обязательным условием является право выбора из шести модулей наиболее приемлемого. Учебники выдаются бесплатно. И оценки выставляться не будут. Было проведено анкетирование, в котором 58% респондентов выбрали основы светской этики, 22% - основы мировых культур, 12,5% родителей остановили свой выбор на основах православной культуры, 0,4% - исламской культуры, 0,3% - иудейской. Несколько человек предпочли основы буддистской культуры. И теперь в министерстве ломают голову, как с ними наладить образовательный процесс? В небольших и малокомплектных школах это проблема. В крупных общеобразовательных учреждениях вопрос не стоит.

Не совсем понятно, как будут оплачивать учителям преподавание этого предмета. У нас же действует подушевой принцип. Чем больше учеников, тем больше оплата. А если их всего — два или три? Так что новая дисциплина, которая будет внедрена в обучение четвероклассников - проблема не только этическая и нравственная, но и организационная.

Тем не менее сторонники убежденны в ее несомненной пользе. Иерей, клирик храма святого Георгия Победоносца Вячеслав Бочков говорит: «Такой курс необходим. Окружающий мир мультикультурен, и детям необходимо правильно в нем разбираться. Апробация предмета в школе прошла успешно. Дети в процессе изучения этой культуроведческой дисциплины даже в таком возрасте научились осознавать свою культурную идентичность».

Комментарии

Сайфутдин хазрат Мурсалимов, преподаватель медресе «Нур»:

- Отношение к мусульманству у нас неоднозначное. Причиной тому действия исламских экстремистов, нарушающих основные нормы нашей религии. Поэтому очень важно воспитывать адекватное отношение к исламу. А для этого нужно знать основы его культуры. В этом году 400 детей в области были приобщены к этому. Они убедились в истинном гуманизме исламской культуры.

Татьяна Кадерова, многодетная мать:

- В нашей школе в конце года прошлого учебного года никто анкетирования и разъяснения не проводил, просто на родительском собрании раздали листочек с нашими фамилиями, на котором мы должны были поставить подписи под согласием ввести с 4 класса новый курс «Основы религиозных культур и светской этики». Основной упор делался на то, что курс бесплатный, и мы должны быть этому рады. И за счет каких предметов будут упихивать в план эти уроки — тоже пока непонятно.

3

Последние статьи

03 апреля
02 апреля

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2