история губернии

Край северного ветра

65 лет назад Похвистнево получил статус города
Современный Похвистнево — город железнодорожников,
нефтянников и газовиков
Современный Похвистнево — город железнодорожников, нефтянников и газовиков

Заволжье перестало быть российской окраиной еще в конце XVII века, когда границы Московского государства продвинулись за Урал. С того времени местному населению уже не угрожали набеги степных кочевников, и по царскому указу Петра I началось переселение крестьян из центральных губерний в дальние окрестности Самары. Колонистам предстояло осваивать эти плодородные, но непаханные земли, на которых можно было получать богатые урожаи пшеницы, ржи, ячменя и других, привычных для российского земледельца, культур.

Потомки польского дворянина
 Особенно активно в Заволжье переселяли крестьян нерусских национальностей, которых в обмен на принятие христианской веры освобождали от крепостной зависимости и даже налогов, да еще и бесплатно наделяли обширными участками земли. На новом месте мужики надеялись не только получить долгожданную свободу, но и избавиться от вековой напасти российских нечерноземных регионов – малоземелья, когда семья из 12-14 человек была вынуждена кормиться урожаем, выращенном на крохотном клочке пашни.
 Вот так на берегах реки Кинель оказались сотни татарских и башкирских семей, перешедшие ради получения земельного надела из магометанства в православие. Рядом с ними селились также выходцы из мордовских, чувашских и черемисских краев, которые по той же причине решили отказаться от своих языческих верований. Впрочем, по данным архивов, часто переселение и обращение нерусских крестьян в православную веру проводилось насильственным путем, поскольку далеко не все хотели уезжать за сотни верст от насиженных мест.
 Тем не менее, в середине XVIII столетия на территории современного Похвистневского района возникли чувашские деревни Ганькино и Рзияль (ныне Рысайкино), татарские Алькино и Мансуркино, мордовская слобода Аманак, а также многочисленные башкирские поселения – Султангулово, Ибряйкино, Аверкино, Ёга, и некоторые другие.
 Что же касается самого Похвистнево, то населенный пункт с таким названием на карте нашей губернии появился только во второй половине XIX столетия. По поводу возникновения этого названия кропотливую архивную работу проделала директор городского краеведческого музея Татьяна Потапова, которой в итоге удалось выяснить, что в 1505 году в Москву из Польши по приглашению Великого князя Василия Ивановича, отца Ивана Грозного, прибыл дворянин Панфил Похвиснев. Здесь он принял православие и при крещении получил имя Иоанн.
 Потомки обрусевшего шляхтича в течение последующих 250 лет несли военную службу в армиях русских царей и императоров, не поднимаясь при этом из средних офицерских чинов, пока гвардии капитан Измайловского полка Михаил Похвиснев в 1762 году не принял активное участие в перевороте при восшествии на трон Екатерины II. За свои заслуги он затем был произведен в полковники и награжден орденом Анны 1-й степени, а вскоре императрица высочайшим указом пожаловала Похвисневу «сельцо Архангельское, Липовка тож, со всеми прилежащими землями, в Самарском уезде Симбирской губернии». Уже в XIX столетии село было переименовано в Похвистнево, название которого стало писаться с буквой «т» - как тогда считалось, для благозвучия.
 В сентябре 1888 года по этим местам началась прокладка железной дороги из Самары в сторону Уфы, а затем и до города Златоуста. Именно тогда вблизи села Похвистнево возникла одноименная станция, которая затем на протяжении десятилетий оставалась лишь небольшим населенным пунктом, каких на карте нашей страны насчитывается десятки тысяч. В 30-х годах ХХ века «сверху» выдвинули предложение: изменить название станции Похвистнево на Зеленогорск. Но тут кто-то из местных краеведов написал в обком партии, что один из потомков основателя села, оказывается, был… революционером.
 Действительно, в областном Государственном архиве обнаружились сведения о том, что коллежский секретарь Дмитрий Похвиснев в 1862 году привлекался к дознанию за принадлежность к кружку «политически неблагонадежных людей» и за хранение запрещенных сочинений, а затем был подвергнут полицейскому надзору по месту его жительства. В итоге письма архивиста оказалось достаточно для того, чтобы в дальнейшем пресечь все попытки по переименованию станции.
 Существует версия лингвистов, что эта дворянская фамилия образовалась от древнеславянского слова «похвист», или «позвизд». Так в далекие времена называли бога северного ветра и непогоды, которого западные славяне изображали то стариком, то романтичным юношей. Получается, что в приблизительном переводе «Похвистнево» означает «город северного ветра», который в этих местах действительно является господствующим в розе ветров.
 
«Сталин дал приказ»
 Сельское хозяйство и обслуживание железной дороги так и оставались бы основными занятиями местных жителей, но в середине 40-х годов прошлого века в окрестностях Похвистнево обнаружили крупные запасы нефти и природного газа.
Промышленность и транспорт стали развиваться более быстрыми темпами, а вот попутный природный газ, получаемый при разработке нефтяных месторождений, тогда считали отходом производства и просто сжигали в факелах. Хотя еще в 30-х годах на промыслах Азербайджана были попытки использовать это полезное ископаемое в качестве топлива. Правда, без особого успеха.
 Геологи и нефтехимики не раз пытались обратить внимание руководства промышленных отраслей на тот факт, что рациональное использование природного газа способно принести стране не меньшие доходы, чем переработка нефти и добыча угля. Однако к мнению специалистов долгое время не прислушивались – до тех пор, пока сделать это не заставила суровая необходимость - началась Великая Отечественная война.
 Осенью 1941 года с оккупированного Донбасса в Куйбышев прекратились поставки угля. И руководство располагавшегося в нашем городе Управления Особого Строительства НКВД СССР (УОС, или Особстрой), главной задачей которого было возведение на Безымянке крупных авиационных заводов, должно было найти новые альтернативные источники их энергоснабжения. Специалисты предложили выход: перевести Куйбышевскую ГРЭС и Безымянскую ТЭЦ на сжигание природного газа, значительные запасы которого к тому моменту были разведаны в окрестностях Похвистнево и Бугуруслана.
 Для транспортировки топлива с этих месторождений в Куйбышев решено было проложить первый в СССР газопровод протяженностью 180 километров. Секретное постановление № 1563с о начале строительства этой трассы председатель Государственного Комитета Обороны СССР (ГКО СССР) Иосиф Сталин подписал 7 апреля 1942 года. Согласно этому документу, прокачка газа по новой магистрали должна была начаться уже в ближайшем декабре.
 Однако, несмотря на все усилия строителей, ввести линию в эксплуатацию в 1942 году так и не удалось. Хотя на прокладку газопровода было переброшены 3000 заключенных из Безымянлага, на стройплощадке все равно не хватало рабочей силы. Поэтому основной участок топливной магистрали между Куйбышевым и Похвистневом протяженностью 160 километров был введен в эксплуатацию только 15 сентября 1943 года. Еще через три месяца к трубе подключили также и отрезок трассы от Бугуруслана до Похвистнево, после чего общая длина газопровода достигла плановых 180 километров.
 Первоначальная пропускная способность трубопровода определялась в размере 150 миллионов кубометров газа в год, но к концу 1943 года добытчики вышли на прокачку 220 миллионов кубометров. Параллельно с подключением Куйбышевской ГРЭС и Безымянской ТЭЦ к этому газопроводу шло строительство еще одного его участка длиной 5,5 километра, протянувшегося до Красноглинского района, где также находилось много оборонных предприятий.
 С сентября 1943 года по июль 1945 года энергетические предприятия Куйбышева по новому газопроводу получили из Похвистнева и Бугуруслана 260 миллиардов кубометров природного газа, что равноценно 370 тысячам тонн каменного угля. Тогда же подсчитали, что благодаря этой газовой магистрали железнодорожники в те годы высвободили от перевозки угля 20 тысяч вагонов, которые в трудное военное время были так необходимы стране для перевозки оборонных грузов.
 
На реке Большой Кинель 
После войны, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 августа 1947 года поселок Похвистнево был преобразован в город районного подчинения, и по сей день имеющий территорию 64,77 гектаров. В «хрущевском» 63-м его уже отнесли к числу городов областного подчинения.
 В 40-х годах в районе был образован трест по добыче нефти и газа, который, согласно сложившейся в те годы практике, по идее должны были назвать по имени здешнего города - например, «Похвистневонефть» или «Бугурусланнефть». Однако нефтяники из Баку, которые в то время вели разведку и последующую разработку здешних месторождений «черного золота», назвали новый трест «Кинельнефть» - по имени реки Большой Кинель. Автор книги «Героические свершения азербайджанских нефтяников в годы Великой Отечественной войны» Яков Агарунов объясняет этот факт тем, что они не хотели обойти своим вниманием ни тот, ни другой город и потому придумали для новой добывающей структуры это «нейтрально-объединяющее» название.
 В 1974 году на основе объединения управления «Куйбышевгаз» и Похвистневской компрессорной станции было образовано Похвистневское линейное производственное управление газопроводов, обеспечивающее газом города Похвистнево и Бугуруслан, а также еще семь районов Куйбышевской и Оренбургской областей.
 Нынешний Похвистнево – это город железнодорожников, нефтяников и газовиков, строителей и автотранспортников, мебельщиков и лесозаготовителей, металлообработчиков и переработчиков продукции сельского хозяйства.
 При этом добыча нефти и природного газа, и поныне градообразующие, и формируют главную стратегию развития района. Здесь все так же открываются и вводятся в строй новые месторождения нефти, параллельно развивается и газовая промышленность. На местном сырье работают мебельная фабрика и предприятия пищевой промышленности, а потребности строительного комплекса обеспечивает завод железобетонных изделий.
 Кроме того, в апреле 2012 года министерство сельского хозяйства Самарской области заявило о начале разработки проекта биогазового завода с размещением его в Похвистнево. По мнению специалистов, сегодня этот вид топлива является одним из наиболее перспективных для экспорта за границу, поскольку аналогичных предприятий в России и Европе пока еще нет.

Первый в СССР газопровод приказали построить у окрестностей Похвистнева и Бугуруслана

35

Последние статьи

19 августа
17 августа
16 августа
15 августа
14 августа
13 августа
12 августа
09 августа

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2