детская комната

В онлайн-режиме

Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости

Современный мир невозможно представить без компьютера. Умные машины - неотъемлемая часть жизни большинства людей и на работе, и дома. Неудивительно, что наши дети умеют общаться с современной техникой на «ты» уже буквально с пеленок. С одной стороны, мы восхищаемся их продвинутостью, но с другой - беспокоимся: не станет ли малыш психологически зависим от виртуальной реальности и как долго он может играть на компьютере без вреда для здоровья?

 Виртуальные плюсы
 Яркие картинки на мониторе компьютера завораживают малышей. Тем более, если эти картинки - любимые герои книжек и сказок, да еще и с музыкальным сопровождением. Да и цель, с которой ребенка сажают за компьютер, казалось бы, самая что ни на есть благородная - интеллектуальное обучение и развитие. Поэтому компьютер - это, конечно, неплохо: помимо интересных персонажей на дисплее оживают предметы окружающего мира, цифры, буквы. Для ребенка они создают мир, приближенный к реальности, но при этом особый, отличающийся от него. В игре ребенок не только изучает грамоту и цифры, он учится на различных примерах игры, как вести себя в реальной, конкретной ситуации. Грамотно подобранные игры, которые разработаны на определенный возраст ребенка, развивают память и внимание детей. Кроме того, если ребенок не любит выполнять задания по обучению в привычной форме, за компьютером он как правило соглашается делать уроки с удовольствием. Потому что для него они становятся не необходимостью, а интересной игрой.
 Тем не менее есть одно «но», про которое нельзя забывать. «Приучать ребенка к компьютеру надо в свое время и разрешать сидеть за ним надо дозированно, - говорит детский психолог Наталья Куделькина. - Так, чтобы современная техника не стала вместо пользы приносить вред».
 Минусы для здоровья
 В первую очередь потому что даже не очень продолжительная работа за компьютером, не более 1-2 часов, вызывает общее и зрительное утомление. Нагрузка на глаза при работе за компьютером отличается от нагрузки при других видах зрительной работы - например, чтения. Причем, заигравшись, ребенок даже при сильной усталости не всегда может оторваться от игры. Вторым опасным фактором является сидячая поза, вредная не только для позвоночника взрослого человека, но и еще больше для детского. При долгом сидении у ребенка увеличивается статическая нагрузка и снижается так необходимая для правильного развития двигательная активность.
 Ну и последнее, особо важное: при длительном пребывании за компьютером у совсем еще маленького ребенка, уже к 7-10 годам может появиться психологическая зависимость, излечить которую намного сложнее, нежели предотвратить.
 «Игры, как ни крути, лишь создают иллюзию общения, и, соответственно, снижают навыки общения реального, - говорит психолог. - Это грозит - особенно застенчивым, неуверенным в себе детям - все больше отвергать реальность и погружаться, пусть в виртуальный, но зато простой и понятный мир игр». В итоге уход в виртуальную реальность приводит к тому, что ребенок становится зависимым от компьютера.
 «Увы, часто родители сами провоцируют вероятность того, что ребенок становится зависим от игры, - говорит психолог. - Ведь, как правило, поначалу именно взрослые сажают ребенка за компьютер с целью «освободить руки» и заняться своими делами». В результате ребенок становится предоставлен сам себе.
 Неадекватная зависимость
 Зависимыми часто становятся те дети, которые погружаются в виртуальные игры, чтобы скрыться от реальных семейных неурядиц и проблем в общении со сверстниками. Понять, что с вашим ребенком происходит именно это, достаточно просто - понаблюдайте за ним. Тревожным сигналом должны стать такие факторы: отсутствие взаимопонимания и контакта с родителями, постоянные конфликты и споры. А еще - если у ребенка мало друзей и он не умеет находить общий язык со сверстниками. Как следствие - у виртуально-зависимого нет серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.
Видя все это, надо срочно принимать решительные действия. Но, только не те, которые чаще всего делает большинство - в категоричной форме запрещают любое использование компьютера – все это лишь усугубит проблему. Чем больше сопротивление – тем сильнее стремление.
«Нельзя насильно отобрать у ребенка компьютер, не дав ему ничего взамен, - говорит Наталья Куделькина. - Поэтому в первую очередь необходимо наладить контакт с ребенком. Затем - формировать адекватное отношение к компьютерному миру: нужно сделать жизнь ребенка настолько яркой, интересной и насыщенной, чтобы никакие виртуальные забавы не могли с ней конкурировать».
 Проявляйте интерес к жизни ребенка, в том числе и к компьютерной. Поинтересуйтесь, во что он играет, предложите сыграть вместе. Такой интерес создаст взаимопонимание, да и игра уже не будет такой уж и виртуальной, ведь ребенок будет общаться во время нее с вами. Кроме того, предлагайте ребенку новые способы развлечься. Чаще ходите вместе в парк и на прогулку, играйте в игры во дворе. Меньше ругайте за провинности и ошибки: именно выговоры взрослых становятся одной из причин того, что ребенок уходит в себя и предпочитает сидеть за компьютером, нежели общаться. Подарите ребенку так необходимое понимание и поддержку. Если вы не можете решить проблему самостоятельно, не пускайте ее на самотек, обратитесь за помощью к специалисту.
 
Меняем виртуальность на реальность
 Конечно, в век современных технологий оградить ребенка от компьютера невозможно, хотя бы потому, что компьютерная грамотность является обязательной уже с первого класса. Но и сажать годовалую кроху перед ярким монитором - нет необходимости: «Не стоит торопиться и с ранних лет приучать ребенка к компьютеру, - говорит детский психолог Наталья Куделькина. - В первые 3-4 года ребенку для правильного развития и роста необходимы активные развивающие игры и общение с живыми людьми, родными и сверстниками. Какая бы ни была польза от компьютерных игр, она никак не заменит той, которую дает, например, лепка из пластилина и игра в песочнице». Если вы усадили кроху за компьютер – это не значит, что пока он увлечен игрой, вы можете смело заняться своими делами. Компьютерные игры становятся эффективными в обучающем плане, если ребенок играет в них вместе со взрослым. И длиться они должны не несколько часов. «Компьютерные игры должны быть дозированными, - говорит психолог. - В день сидеть перед монитором можно не более 20-30 минут».
 Помните, что ребенок растет и берет пример со взрослых. Если сами родители, приходя домой, первым делом кидаются к любимой технике, то ребенку будет непонятно, почему ему нельзя делать так же. Интерес к реальной жизни, общение с окружающими должны быть не только у малыша, но и родителей. Придумайте совместное хобби для всей семьи, устраивайте походы и семейные ритуалы, больше общайтесь между собой и, конечно, чаще хвалите ребенка даже за незначительные достижения. Тогда, чувствуя тепло, заботу и понимание, ему не придется прятаться в виртуальном мире в поисках искусственных друзей.
 
От автора:
 - То, что компьютерные игры действительно помогают ребенку приобрести полезные навыки - например, справляться с типовыми или не очень житейскими ситуациями - я слышу от родителей довольно часто. Достаточно даже вспомнить знаменитую реальную историю того, как норвежский мальчик спас себя и сестру от дикого рассерженного лося. Ребенок постоянно
играл в одну популярную онлайн-игру, в которой научился притворятся мертвым, спасаясь от врагов. Когда в жизни мальчик с сестрой наткнулись на реального дикого зверя, он вспомнил этот прием и, не растерявшись, вместе с сестрой лег на землю. В итоге разъяренное животное ушло и не тронуло их. Наверное, родители этих детей после случившегося были благодарны той самой онлайн-игре. Но, все же я, наверное, не столь современная мама. Мы даже мультики - и те смотрим дозированно. При ребенке телевизор, как правило, выключен. И дело не только в том, что это вредно для зрения, и в целом не приветствуется медиками. Просто мне самой приятнее видеть, как дочь собирает пазлы на полу или играет в ролевые (дочки-матери), реальные игры со мной или другими членами семьи, а не «зависает» как завороженная перед рекламными роликами и мигающими картинками в мониторе. Ее равнодушие к современной технике, если не считать моего мобильного, меня особенно радует.

2

Последние статьи

17 мая
16 мая
15 мая
14 мая

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5