история губернии

ГМК-62: они были первыми

Первого президента ГМК Вячеслава Климова и вице-президента клуба Артура Щербака уважали все — и молодежь, и власти
Оптимизм - это сила: вице-президент ГМК-62 Артур Щербак и первый президент Вячеслав Климов. 2002 г.
Оптимизм - это сила: вице-президент ГМК-62 Артур Щербак и первый президент Вячеслав Климов. 2002 г.

Главным местом молодежных тусовок в Куйбышеве конца 50-х был так называемый Брод. На улице Куйбышева - между Некрасовской и площадью Революции - парни и девушки встречались каждый вечер, чтобы обсудить блуждающие в умах прогрессивные идеи. Пожалуй, самым популярным тогда было общее желание организовать в родном городе молодежное объединение нового типа. По поводу внедрения этой задумки в жизнь частенько возникали коллективные жаркие споры, в которых и родились будущие активисты и лидеры ГМК.

 Строитель-стиляга
  Слава Климов и на Броде был фигурой весьма заметной. Будучи в хорошем смысле этого слова пижоном, он модно одевался, следил за «забугорными» новостями, мировой культурой и литературой. Он старался иметь все тогдашние достижения техники – приличный радиоприемник, магнитофон, фото-, а позже и кинокамеру. Учился в строительном институте, имел широкий круг интересов, в том числе неплохо рисовал, что ему пригодилось в работе архитектора, да и в ГМК-62, кстати, тоже. Мастерски выглядели и его художественные фотографии.
  На 3-м курсе строительного института он всерьез увлекся киносъемкой. Появилась даже мысль бросить институт и поступить во ВГИК. Вячеслав поехал в Москву на собеседование, которое прошел, но менять профессию все-таки не решился. Хотя как кинолюбитель продолжал снимать много и интересно. Что же касается основной работы, то после окончания Куйбышевского инженерно-строительного института Климов работал здесь же, на кафедре архитектуры, готовился со временем защитить диссертацию и посвятить себя науке. Но жизнь эти планы расстроила. Главный архитектор города Алексей Моргун пригласил Вячеслава на должность своего заместителя, где Климов проработал около 30 лет - до самой пенсии.
   
  Идейный вдохновитель
  В ГМК-62 Климов был организатором и идейным вдохновителем. Он на лету отлавливал какие-то новые идеи и пускал их в ход, добавив что-то от себя. Одновременно просил не расслабляться и что-то искать дальше. Заседания правления ГМК так и проходили: новые предложения руководителей секций и клубов в ходе обсуждений обрастали новыми деталями и в финале отдавались на внедрение авторам. Какие-то уже ставшие привычными мероприятия обсуждались редко - непосредственным организаторам доверяли, а они знали свое дело. К ответственным проектам, которые создавали официальное лицо ГМК, Вячеслав подключался сам – конкурс Кабалевского, встречи с Робертом Рождественским или пианистом Николаем Петровым, концерты Владимира Высоцкого...
  Хотя некоторые задачи всегда выполнялись с обязательным участием Климова. Скажем, подготовка афиш всех мероприятий. У ГМК они всегда отличались не только неординарностью текста, но и яркостью оформления, необычным шрифтом и красочными контрастами. Афиши ГМК просто стреляли оригинальностью с рекламных щитов, пройти мимо них было невозможно.
  Рассказывали, что зампред облисполкома как-то собрал директоров театров и повез их по городу к рекламным щитам: вот смотрите, как эти стиляги-мальчишки свои афиши делают, а ведь на ваши смотреть стыдно – серятина. Вот так вы и работаете. Автору этих строк, бывшему первым президентом джаз-клуба, как-то пришла идея организовать в ГМК музыкальный салон «Граммофон» для прослушивания звукозаписей. С фотографии стилизованный граммофон ярко-красного цвета и с огромной трубой перекочевал на афишу и был замечен во всех концах города. На первом же прослушивании в зале не хватило мест. А с какой фантазией были выполнены афиши ежегодных джазовых фестивалей!
   
  После джаза - на «ковер»
  Мероприятия ГМК далеко не всегда вписывались в тогдашние жесткие идеологические рамки. Климов следил за ситуацией, поскольку за какие-то серьезные проколы клуб могли просто закрыть. А планирование всех мероприятий велось по принципу уравновешивания противоположностей. Чтобы горком не очень раздражала «музыка толстых», перед джазовым фестивалем проводились концерты конкурса Кабалевского, а тихую выставку молодых художников-абстракционистов прикрывали шумным, с привлечением телевидения, открытием городского конкурса детских рисунков. Правда, и при этом нередко следовали вызовы «на ковер», но Климов - а вызывали именно его - умел держать удар.
  Помимо тематических мероприятий клуб нередко проводил и обычные вечера отдыха молодежи. Здесь не стремились собрать большую толпу - встречали гостей в небольшом зале Дома учителя. По ходу этих вечеров Климов представлял руководителей секций, и под эту секцию готовилась вся программа. На одном из вечеров Вячеслав представил гостям автора этих строк словами: «Игорь – музыкант и джазмен. Я в этом мало понимаю, да и вы, наверное, не многим больше. Сейчас нам все расскажут и покажут». После этого под музыку играющего на сцене оркестра весь вечер шел разговор о джазе.
  Свой президентский пост в ГМК Климов оставил в 1969 году, передав бразды правления Владимиру Наганову. Как-то в разговоре Вячеслав сказал: «Если бы в моей жизни не было ГМК, то это была бы другая жизнь. Совсем другая».
   
  Родитель «Груши»
  Первым вице-президентом ГМК был Артур Щербак, который вернулся в Куйбышев в 1962 году, после окончания института в Москве и работы в Казахстане. Он сразу же оказался среди идейных вдохновителей организации молодежного клуба. Артур, довольно мягкий и спокойный по характеру, очень располагал к себе, поэтому его быстро признали своим. А уже после официального признания клуба Артур стал внештатным секретарем обкома комсомола, а с 65-го вошел и в штат.
  Впрочем, несмотря на загруженность по комсомольской линии, связи с ГМК все же не утратил - многие новые идеи клуба получили воплощение в жизнь именно благодаря ему. Первый конкурс самодеятельной песни (слово «бард» тогда еще было под запретом) прошел в ГМК в 1965 году, а в 68-м благодаря Артуру удалось добиться сначала разрешения, а потом и официальной поддержки легендарного Грушинского фестиваля.
  В 1972 году, оценив способности Щербака, ярко проявившиеся в различных творческих начинаниях ГМК, его пригласили работать заместителем начальника Областного управления культуры.
   
  Подружил Высоцкого с Самарой
  Пожалуй, сегодня среди многих куйбышевских арт-проектов советского времени наиболее известно «явление Высоцкого народу». Здесь следует отметить особую роль Щербака - ведь именно благодаря ему и началась дружба Высоцкого с нашим городом. Будучи в командировке в Москве, Артур пришел на Таганку - чтобы договориться о приезде в Куйбышев кого-то из артистов легендарного и уже успевшего стать опальным театра. Во время разговора Артура с режиссером Любимовым тот пригласил в кабинет Высоцкого. Здесь Владимир впервые услышал о ГМК-62, здесь тогда и согласился приехать для выступлений в Куйбышеве. Это был 1967 год, а уже в 90-х Артур активно «пробивал» создание в столице Самарской губернии музея Высоцкого, присвоение улице имени артиста, открытие мемориальной доски, а затем и памятника Высоцкому у Дворца спорта. Именно на ледовой арене в 1967 году состоялись концерты певца и поэта. Состоялись, несмотря на противостояние партийных идеологов. Кстати, сам Артур подружился с Владимиром Высоцким, который во время своего пребывания в Куйбышеве останавливался не в гостинице, а у него дома.
  К сожалению, в 2007 году Артур Щербак ушел из жизни. Он пользовался большим уважением коллег и друзей и никогда не выпячивал свою персону. Но во всех делах ГМК-62, да и вообще в развитии культуры в Куйбышеве этот человек оставил заметный след.
  Конечно, кроме «самых первых» молодежно-культурных лидеров Вячеслава Климова и Артура Щербака есть еще немало людей, причастных к организации концертов и увековечиванию в Самаре имени Высоцкого. И о них будет отдельный разговор - в цикле публикаций, посвященных 50-летию настоящей городской легенды - Городскому молодежному клубу. ГМК.

302

Последние статьи

26 мая
25 мая
24 мая
23 мая

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1