РИТЕЙЛ

Гаджет с рассрочкой

Насколько развито кредитование электроники и бытовой техники
Ритейлеры принимают участие в разработке банками условий
кредитования электроники
Ритейлеры принимают участие в разработке банками условий кредитования электроники

Продажа электроники и бытовой техники в кредит выгодна профильным ритейлерам. POS-кредитование позволяет им увеличить продажи за счет предоставления дополнительных финансовых возможностей покупателям.

Спонтанная покупка

Покупка гаджетов в кредит востребована у посетителей магазинов электроники и бытовой техники (ЭиБТ). POS-кредиты выдаются на небольшие суммы по минимальному пакету документов в сжатые сроки и рассчитаны в первую очередь на спонтанную покупку. «В структуре продаж профильных розничных сетей с использованием кредитных ресурсов проходит в среднем около 15-20% транзакций, на отдельных региональных рынках – около 30%, – отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. – Этот показатель демонстрировал заметное снижение в условиях сокращения кредитования в период кризиса. Однако впоследствии в результате сравнительно быстрого восстановления финансового сектора довольно быстро вернулся к прежним значениям и в последнее время демонстрировал рост в пределах нескольких процентных пунктов на фоне активного расширения POS-кредитования, которое растет сейчас примерно на 15-20% в год. В среднесрочной перспективе POS-кредитование продолжит расширяться, в том числе на фоне роста доходов и увеличения предельной склонности к потреблению».

По словам руководителя отдела PR-компании Media-Saturn Russia Анны Трофимовой, примерно 10% от общего объема реализации продаж в магазинах сетей Media Markt и Saturn – это продажи в кредит. «Можно отметить снижение продаж в кредит во время кризиса в 2009 году. Это было связано с недостатком ликвидности у банков», – отмечает эксперт.
В кредит приобретают крупную бытовую технику, компьютеры и сопуствующие товары, а также современные функциональные смартфоны. Продажи последних неуклонно растут. По прогнозам аналитической службы компании «МегаФон», к 2015 году доля смартфонов в продажах увеличится до 60%.
POS-кредитование выгодно ритейлерам ЭиБТ, поскольку, как поясняет Анна Трофимова, позволяет увеличить продажи за счет предоставления дополнительных финансовых возможностей нашим покупателям. «Ритейлеры заинтересованы как в расширении товарооборота и увеличения выручки и усилении конкурентоспособности (наличие предложений по экспресс-кредитованию во многих случаях действительно может повысить трафик сети), так и в консолидации дополнительных доходов. Либо за счет комиссионных сборов с кредитных организаций либо собственно процентных платежей, если кредитование осуществляет подконтрольный торговой компании банк, – рассуждает Максим Клягин. – Маржинальность в POS-кредитовании формируется на довольно высоком уровне, что вполне естественно при столь значительных, призванных компенсировать риски, ставках. В среднем рентабельность активов наиболее крупных игроков экспресс-кредитования обычно примерно в 1,5-2 раза выше средних по рынку показателей для традиционных кредитных институтов и может составлять около 10%. Но качество портфеля, как правило, конечно, довольно низкое».

Большое будущее
Как правило, ритейлеры принимают участие в разработке кредитных условий для покупателей.
«Мы высказываем свои пожелания при формировании кредитного портфеля, а также разрабатываем совместные акции», – сообщает Анна Трофимова, добавляя, что условия кредитования все же зависят от банков, поэтому сложно строить прогнозы, как могут измениться условия кредитования в перспективе. Максим Клягин констатирует, что в последнее время заметного снижения ставок скорее не наблюдалось, а в более длинной ретроспективе 1-1,5 года снижение составило примерно 5-10 процентных пунктов.
«Сегодня примерный средний диапазон – 40-60%. Полагаю, ставки продолжат снижаться, прежде всего на фоне роста конкуренции с другими существенно более дешевыми видами кредитования, в том числе, например, с динамично развивающимся сейчас нецелевым кредитованием в торговых сетях (кредит наличными в магазинах), которое в среднем в два раза дешевле POS-кредитования», – добавляет эксперт. По мнению Максима Клягина, POS-кредитование в сетях ЭиБТ – это весьма актуальный сервис. «Мы склонны считать, что в условиях динамичного расширения проникновения сети Интернет, бурного развития сектора e-commerce и, в частности, онлайн-торговли, средние темпы роста которой в последние несколько лет составляют около 50%, такие механизмы дистанционного экспресс-кредитования, скорее всего, будут весьма востребованы. Для потребителей это, прежде всего, удобный инструмент, аналогичный POS-кредитованию, но локализованный именно в digital-среде, ориентированный на онлайн-шопинг. Для кредитных институтов, развивающих потребительское кредитование, это возможность выйти на новый, еще только формирующийся (на долю онлайн-торговли сейчас приходится только около 2% розничного товарооборота), но уже довольно крупный (около 400 млрд рублей) и, несомненно, более чем перспективный рынок», – заключает эксперт.

1

Последние статьи

25 февраля
21 февраля
20 февраля
17 февраля
13 февраля
11 февраля
07 февраля
31 января
19 января
17 января
15 января
13 января
03 января
31 декабря 2019

Архив Рынки

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3