детская комната

От А до Я

С какого возраста нужно учить азбуку
Азбука станет хорошей базой для чтения
Азбука станет хорошей базой для чтения

Слепо следуя современной моде на раннее и всестороннее развитие ребенка, многие родители даже алфавит начинают учить чуть ли не с пеленок, правда, при этом даже не могут четко объяснить, кому, а главное, зачем это нужно. Конечно, знакомство с азбукой – это необходимая основа для того, чтобы ребенок в дальнейшем мог быстро научиться читать и писать. Но не стоит забывать, что учить буквы нужно, не когда этого хотят родители, а когда к этому будет готов малыш.

Время пришло
 «Оптимальный возраст для начала знакомства ребенка с алфавитом - после двух лет, - говорит педагог Юлия Яруткина. - То есть когда малыш уже умеет говорить. При этом родителям нужно помнить — если ребенку больше двух лет, а он еще не говорит, то занятия следует отложить».
 Вызвать же у малыша желание учить буквы несложно. Чтобы ребенку было интересно этим заниматься, уроки надо проводить в игровой форме. Благо сейчас в любом детском магазине можно купить разные комплекты игр для знакомства с азбукой. Кубики, магниты, книжки, музыкальные и цветные, разных форм и размеров. Но просто купить веселую игрушку-алфавит - недостаточно.
 «Сам ребенок все буквы не выучит, даже если его азбука будет говорящей, - уверена Юлия Яруткина. – Мама и папа должны обязательно заниматься с ребенком. Только тогда вы вместе достигнете положительного результата».
 Общеизвестно, что в стихотворной форме, например, буквы запоминаются легче. Поэтому можно поискать или придумать самим азбуку в стихах или песенках. Также для изучения алфавита буквы можно делать самостоятельно: лепить из пластилина, рисовать и даже выпекать в виде букв вкусное печенье. Таким образом вы сможете задействовать не только звуковую и зрительную память ребенка, но и его вкусовые рецепторы. Чтобы учить алфавит, необязательно сидеть дома за столом, для занятий подходит любое место. Во дворе, магазине, в гостях, в машине. Учите буквы, разглядывая их на вывесках, этикетках, одежде - везде.
 
Дело добровольное
 Начиная занятие, помните, что обучение должно длиться до тех пор, пока ребенок внимательно слушает и повторяет буквы, а главное, проявляет интерес к уроку. Увидели на лице усталость или рассеянность, значит, занятие пора заканчивать.
 «Первое время урок может длиться всего несколько минут, - говорит педагог. – Просто с каждым занятием это время можно постепенно увеличивать».
 Но помните - дети дошкольного возраста неусидчивы и редко могут выполнять одно и то же действие более 10-15 минут. Лучше проводить занятия по пять минут, но несколько раз в день, это будет намного эффективнее. С каждым днем ребенок все лучше и лучше будет осваивать азбуку. Дети действительно учатся очень быстро, но поскольку на них постоянно обрушивается море новой информации, малыши периодически забывают то, что изучали раньше. Поэтому уже пройденный материал нужно периодически повторять и закреплять.
 
Особенности произношения
 Все мы знаем алфавит, его последовательность и правильность произношения букв. То есть если нас спросить, как правильно звучит буква «М», мы не задумываясь ответим «ЭМ» и своего малыша учим произносить буквы именно так, как положено по правилам русско языка. Но это одна из самых распространенных ошибок.
 «Когда приходит пора учить ребенка, читать родители сталкиваются с проблемой. Дети просто не понимают, как нужно произносить буквы при чтении, - рассказывает Юлия Яруткина. - Например, вместо «МА», малыш говорит «ЭМА» и т.д. По его логике, буква звучит «ЭМ», а тут вдруг какая то «МА». Ребенок дошкольного возраста еще не в состоянии осознать, что буквы могут называться и произноситься по-разному».
 Переучить же малыша потом очень сложно. Поэтому самое главное правило детских уроков — это научить малыша произносить не буквы  по правилам русского языка, а только звук. Соответственно, надо говорить не «ЭМ», а «М», не «ЭС», а «С», не «ЭЛ», а «Л» и т.д. Покупая говорящие книжки и азбуки, обращайте внимание, как произносятся буквы там. Если ребенок будет видеть одну букву, а слышать, что она произносится по-другому, он просто запутается.
 
 Учим в разнобой
 Мы привыкли к тому, что учить алфавит надо по порядку, и невольно по такой же схеме занимаемся и с ребенком. То есть пришла очередь буквы «Р», учим ее, и не важно, что малыш эту «Р» еще даже не произносит.
«Конечно, буквы надо учить по порядку, только не по алфавитному, а другому, доступному для ребенка, - говорит педагог. - И не надо заучивать те буквы, которые он еще даже не умеет произносить».
 
Сначала надо запомнить с ребенком все гласные. Малыш должен знать, как они выглядят и как звучат. «Запоминая гласные буквы, старайтесь избегать слов, где гласные обозначают сразу два звука: «юбка», «яблоко», «маяк», «ёжик», - говорит Юлия Яруткина. - Вы можете их использовать в игре, но не требуйте определить звук или посчитать их количество в слове. Это задание скорее для школьника, а крохе который только знакомится с алфавитом такие уроки покажутся очень сложными». Поэтому старайтесь такие слова не растягивать, произносить быстро, потому что при медленном произношении мы четко слышим другие звуки.
Начинать изучение согласных следует с букв, которые легче всего произносятся и вызывают у ребенка положительные эмоции. Одна из первых таких букв - «М», говоря ее, мы сразу называем слово «мама» и «П» - «папа». Каждая буква должна сопровождаться словом, с которым у ребенка будут приятные ассоциации. Например, «К» - котенок. Так же и с остальными буквами, первые буквы в словах «бабушка», «дедушка», именах родителей, братьев сестер, любимых кукол и т.д. К изучению более сложных букв переходим тогда, когда малыш уже умеет их произносить.
 
Не все сразу
 Гласных в русском алфавите немного, поэтому, их можно и нужно выучить все сразу, а вот с согласными сложнее. Здесь важно не торопить события и учить буквы по частям.
 «Запомнили две-три буквы и сразу учитесь их читать, - говорит Юлия Яруткина. - Сначала читает взрослый, затем просит ребенка найти то, что прочитал, или сложить из букв это слово».
 Чтобы не запутать малыша, во время урока лучше выкладывать буквы, которые он уже знает или учит, и добавлять к ним пару новых.
 «Если заниматься с ребенком по этим нехитрым правилам, то в будущем, когда придет время учиться читать, уроки будут даваться малышу намного легче, - говорит педагог. - Но главное как в изучении алфавита, так и в обучении чтению, не надо спешить. Когда придет время, ребенок всему непременно научится».

37

Последние статьи

19 июля
17 июля
14 июля
12 июля
07 июля
04 июля
03 июля
02 июля
28 июня
25 июня
24 июня

Архив Рынки

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1