НАГРАДЫ

«Музы» и пушки

Интриги и лауреаты главной театральной премии губернии
Станиславский, Кнебель и Немирович-Данченко остались без наград
Станиславский, Кнебель и Немирович-Данченко остались без наград

В понедельник в Доме актера в 17-й раз оглашены итоги губернского конкурса «Самарская театральная муза», традиционно проходящего при поддержке правительства Самарской области. Больше чем обычно статуэток главного театрального конкурса области уехали за пределы Самары. Помимо качества работы лауреатов для этого были дополнительные причины.


С «СамАртом» и без
В жюри «Музы» в этом году вошли критик Ольга Журчева, артисты Марина Дворянчикова, Олег Белов и Сергей Захаров, профессор СГАКИ и солист оркестра Самарской оперы Виктор Дрожников и завмуз Тольяттинского театра «Колесо» Алексей Пономарев. Председателем выбрали Ольгу Шебуеву, актрису и руководителя театра «Понедельник».
Как и в прошлом году, театры выдвигали на конкурс целые спектакли, а решение, кого из создателей и участников постановки выдвигать в той или иной номинации, принимало жюри. Перечислять всех участников конкурса слишком долго, придется только с прискорбием заметить, что «Муза» в этом году пала жертвой политики: не подал заявку на участие в конкурсе один из главных претендентов на награды, театр «СамАрт». Без обладателя многих и многих областных «Муз» конкурс в драматических номинациях выглядел непривычно куце.
При этом традиционно сопровождающий церемонию капустник (неизвестно, с умыслом или без) был поставлен как раз силами «СамАрта»: режиссировал церемонию вручения «муз» Александр Мальцев, «весь вечер на арене» были Станиславский в исполнении Николая Саратовцева и Немирович-Данченко (Александр Мальцев), а также Мария Кнебель (Антонина Конева), в эпизодах задействовали других артистов театра.
Помимо «СамАрта» не участвовали в конкурсе и Самарский театр кукол, так что награду в «кукольной» номинации отдали единственному претенденту – тольяттинскому «Пилигриму», с формулировкой «за стремление к развитию и преданность искусству театра для детей».

Оба лучшие
В музыкальных номинациях по традиции соревновался сам с собой Оперный театр. Точнее, даже не всегда соревновался – в некоторых номинациях из двух возможных претендентов выиграли оба. Так, статуэтки в номинации «лучшая работа дирижера» получил и Евгений Хохлов за оперетту «Летучая мышь», и Виктор Куликов за балет «Анюта». Не смогли выбрать и из двух солисток балета: наградили и Ксению Овчинникову («Анюта»), и Екатерину Первушину («Танго...Танго...Танго...»). Лучшим солистом стал Дмитрий Голубев (Модест Алексеевич, «Анюта»), лучшей работой второго плана в музыкальном театре признали партию Петра Леонтьевича в исполнении Владимира Шачнева («Анюта»). Лучшим инструментальным ансамблем стал ансамбль из спектакля «Танго... Танго... Танго...».
«Двойных» награждений в этом году вообще было больше обычного. Председатель жюри Ольга Шебуева объяснила, что голосование было тайным, и если два претендента набирали одинаковое число голосов, награждали обоих.

За город
В драматических номинациях (худа без добра не бывает) из-за сокращения списка самарских претендентов оказалось больше возможностей отметить театры области. Впрочем, самарские тоже не подкачали. «Лучшую мужскую роль» получил Владимир Сапрыкин сразу за две работы в театре драмы — Сганареля в «Дон Жуане» и Шефа в «Вентиле». Драма, к слову, порадовала адекватным выбором номинированных спектаклей — в конкурсе участвовал и перенос на самарскую сцену петербургского «Дон Жуана», осуществленный худруком театра Вячеславом Гвоздковым, и режиссерский дебют драматурга Германа Грекова «Вентиль». Театру досталась и еще одна статуэтка — Георгия Кузубова наградили за роль Феликса в «Вентиле» («Лучшая роль молодого актера»).
Немало призов уехало в Тольятти: театр «Колесо» получил статуэтки в номинациях «Лучшая женская роль» (Валерия Логутенко, роль Макани, «Русское варенье») и «Лучшая женская роль второго плана» (Светлана Саягова, роль Вавы, «Русское варенье»). Последнюю номинацию разделила и актриса театра драмы Нина Лоленко (Шарлотта, «Дон Жуан»). Спектаклю «Хапун» Молодежного драматического театра Тольятти достались награды в номинациях «Лучшая мужская роль второго плана» (Юрий Бутко, за роль Гаврилы) и «Лучшая роль молодой актрисы» (Екатерина Оттепель, за роль Гали).
Среди спецпремий жюри на этот раз не было традиционной награды «за лучший спектакль». Зато «Долгий рождественский обед» «Самарской площади» наградили «за актерский ансамбль». Одну из спецпремий разделили режиссеры: Виктор Курочкин («Наши», Сызранский драматический театр) и Федор Греков («Вентиль», Театр драмы). Творческой командировкой на фестиваль «Золотая Маска» наградили сызранскую актрису Анну Кондрашину за роль Шатовой в спектакле «Наши».
Нет никаких сомнений, что все театры достойны своих наград, но приходится заметить, что в результате политических игр главная театральная премия губернии в части драматического театра не отражает адекватно итоги прошлого года. Да, у «Чайки» Анатолия Праудина есть свои сторонники и противники, но вряд ли у кого-то возникнут сомнения, что это один из самых значимых областных спектаклей прошлого года. И, в конце концов, премия существует не только как механизм признания заслуг и «раздачи слонов» – она ведь играет свою роль в популяризации театра. А наш город и так уже давно очень «условно театральный», и что-то с этим делать придется всем, по все стороны баррикад.

Комментарии

Ольга Шебуева, председатель жюри «Самарской театральной музы»-2011, руководитель театра «Понедельник»:
«Многих, наверное, интересует, как идет голосование — я вам раскрою этот секрет. Нас в жюри семь человек, из разных театров, разных городов. Мы собрались вчера, и каждый член жюри назвал своих номинантов. В каждой номинации было от трех до пяти человек, все они занесены в протокол. И дальше шло тайное голосование. У меня как у председателя жюри было право второго голоса, но, к большому моему удовольствию, мне ни разу не пришлось воспользоваться этим правом. Каждый победитель имел большое преимущество перед остальными. Два лауреата оказались в тех номинациях, где двое набрали одинаковое число голосов».
Без споров

Выбирали лауреатов
Олег Белов, актер Самарского театра драмы, член жюри «Самарской театральной музы»:
 - Который год вы в составе жюри?
 - Третий или четвертый, не помню уже. В этом году работа ничем не отличалась от прошлых лет, и я даже специально обратил внимание тех, кто был в составе жюри впервые, что все проходит честно, и так бывает всегда. Потому что обиженных, которые скажут, что раздали «своим», всегда хватает.
 - Насколько итоги совпадают с тем, как голосовали вы?
 - Практически полностью совпадают. У нас почти не было расхождений, за небольшим исключением. На самом деле Ольга Михайловна слукавила – иногда она использовала свой второй голос, когда была ситуация «четыре голоса против трех голосов», чтобы поддержать второго.
 - Последние годы была спецпремия жюри «за лучший спектакль».
 - Эту премию мы отдали «Самарской площади» за «Долгий рождественский обед». Спектакль по очень сложному материалу сделан достойно, зрители смотрят с огромным удовольствием – мы не могли пройти мимо.
 - Как вы отнеслись к ситуации с неучастием «СамАрта» в конкурсе?
 - Как я мог отнестись? Я этого не понимаю, честно говоря. Играются политические игры, а страдают артисты, которые делают свою работу и хотят, чтобы она была замечена. И тем более жалко, что «СамАрт» - хороший конкурент, а конкурс всегда лучше смотрится, когда трудно выбирать. Победа ценнее, когда ты побеждаешь в сильном соперничестве.


13

Последние статьи

25 июня
24 июня
22 июня
20 июня
19 июня
18 июня

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1