ВЫСТАВКА

Нотный стан

Визуальная сторона звуковых рядов

С 17 марта в музее-усадьбе Алексея Толстого работает обманчиво нехитрая выставка «Нотный стан». Она предлагает посетителям взглянуть на ноты произведений разных лет и увидеть в них не только письменность музыкантов и композиторов, но и некий дополнительный, художественный месседж.

Экспозиция, разместившаяся в зале на втором этаже музея-усадьбы, невелика: полтора десятка листов на стенах, три стенда, витрина с обложками нот, несколько отпечатанных художественно-юмористических вольностей на тему нотного стана. Тем не менее в этом можно найти немало пищи для размышления, как только куратор выставки Сергей Баландин поясняет идею. Ноты для экспозиции он отбирал не как музыкант, а как художник. Язык композиторов ни о чем ему не говорит, но в самом расположении символов он увидел узоры, некие тайные послания, созданные авторами намеренно или случайно. Так можно заметить, что «К Элизе» Бетховена вся нанизана на диагональные линии, а в нотах романсов на «водоемную» тематику действительно можно разглядеть волны. В помощь фантазии — цитата из Мандельштама. Причем с прочтением яркого прозаического отрывка необходимость в других пояснениях отпадает, так что именно с него имеет смысл начинать осмотр экспозиции.

Стенды в центре комнаты рассказывают об истории нотной грамоты, останавливаясь на трех ключевых этапах. Начинается знакомство со средневековья, характерного отсутствием единой системы символов, а заканчивается началом двадцатого века, когда роль нотной письменности значительно уменьшилась из-за появления звукозаписи... Но, оборвав историю именно здесь, организаторы выставки упустили возможность сделать ее более интересной и более развлекательной. На открытии Баландин и сам говорил, что мы живем во время победившей визуализации. А ведь как раз в последние лет двадцать появилось множество новых форм изображения музыки. Например, то, как выглядит песня в современных компьютерных программах. Однако кураторы ограничились показом работы виртуального синтезатора, который меняет высоту звука в зависимости от загруженного в него изображения. Якобы с аналоговой версией такого устройства работали советские композиторы середины XX века.

В итоге получается, что выставка будто подразумевает продолжение, развитие идеи. И оно действительно последует — в ближайшее время в литературном музее пройдет несколько околомузыкальных событий. Сегодня, 21 марта, состоится кинопоказ мюзикла «Моя прекрасная леди». 24 марта пройдет концерт фортепьянной музыки, причем он будет сопровождаться видео-демонстрацией нот, по которым играют пианисты. А 31 марта музыковед Наталья Эскина расскажет о том, как разговаривали на языке нот композиторы эпохи барокко.

1

Последние статьи

15 июля
12 июля
11 июля
10 июля
09 июля
08 июля
07 июля
05 июля
04 июля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1