ВЫСТАВКА

Нотный стан

Визуальная сторона звуковых рядов

С 17 марта в музее-усадьбе Алексея Толстого работает обманчиво нехитрая выставка «Нотный стан». Она предлагает посетителям взглянуть на ноты произведений разных лет и увидеть в них не только письменность музыкантов и композиторов, но и некий дополнительный, художественный месседж.

Экспозиция, разместившаяся в зале на втором этаже музея-усадьбы, невелика: полтора десятка листов на стенах, три стенда, витрина с обложками нот, несколько отпечатанных художественно-юмористических вольностей на тему нотного стана. Тем не менее в этом можно найти немало пищи для размышления, как только куратор выставки Сергей Баландин поясняет идею. Ноты для экспозиции он отбирал не как музыкант, а как художник. Язык композиторов ни о чем ему не говорит, но в самом расположении символов он увидел узоры, некие тайные послания, созданные авторами намеренно или случайно. Так можно заметить, что «К Элизе» Бетховена вся нанизана на диагональные линии, а в нотах романсов на «водоемную» тематику действительно можно разглядеть волны. В помощь фантазии — цитата из Мандельштама. Причем с прочтением яркого прозаического отрывка необходимость в других пояснениях отпадает, так что именно с него имеет смысл начинать осмотр экспозиции.

Стенды в центре комнаты рассказывают об истории нотной грамоты, останавливаясь на трех ключевых этапах. Начинается знакомство со средневековья, характерного отсутствием единой системы символов, а заканчивается началом двадцатого века, когда роль нотной письменности значительно уменьшилась из-за появления звукозаписи... Но, оборвав историю именно здесь, организаторы выставки упустили возможность сделать ее более интересной и более развлекательной. На открытии Баландин и сам говорил, что мы живем во время победившей визуализации. А ведь как раз в последние лет двадцать появилось множество новых форм изображения музыки. Например, то, как выглядит песня в современных компьютерных программах. Однако кураторы ограничились показом работы виртуального синтезатора, который меняет высоту звука в зависимости от загруженного в него изображения. Якобы с аналоговой версией такого устройства работали советские композиторы середины XX века.

В итоге получается, что выставка будто подразумевает продолжение, развитие идеи. И оно действительно последует — в ближайшее время в литературном музее пройдет несколько околомузыкальных событий. Сегодня, 21 марта, состоится кинопоказ мюзикла «Моя прекрасная леди». 24 марта пройдет концерт фортепьянной музыки, причем он будет сопровождаться видео-демонстрацией нот, по которым играют пианисты. А 31 марта музыковед Наталья Эскина расскажет о том, как разговаривали на языке нот композиторы эпохи барокко.

1

Последние статьи

16 мая
14 мая

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1