ОПЕРА

Новая Чио-Чио-Сан

На сцене Оперного состоялась премьера «Мадам Баттерфляй»
Во всех трех актах оперы декорации и костюмы соответствуют эмоциональному накалу сюжета
Во всех трех актах оперы декорации и костюмы соответствуют эмоциональному накалу сюжета

В минувшие выходные в Самарском академическом театре оперы и балета состоялась премьера оперы «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини. Каждый уважающий себя театр должен имеет в своем репертуаре это итальянское произведение. Теперь своя «Чио-Чио-Сан» есть и у Самарского театра.

На самом деле опера Джакомо Пуччини была поставлена в Самаре еще несколько лет назад, на сцене ДК им. Дзержинского. После окончания реконструкции основного здания театра, оперу перенесли на большую сцену с прежними декорациями. Спустя какое-то время было решено поставить ее заново. Но назвать оперу старой никак нельзя. Единственное, что сохранилось от первой постановки на момент начала работы над новой — это заученные труппой партии на итальянском языке. В остальном «Мадам Баттерфляй» - полноценный премьерный спектакль.

Для постановки его на самарской сцене был приглашен швейцарский режиссер Дитер Мартин Кеги. Музыкальным руководителем и главным дирижером выступил художественный руководитель театра Александр Анисимов. Новые декорации и сценография выполнены главным художником Оперного Еленой Соловьевой, а костюмами и светом занимались специалисты из Ростова-на-Дону Наталья Земалиндинова и Роман Крикунов.

Главные роли в премьерных спектаклях 17 и 18 марта исполняли Ирина Крикунова и Татьяна Ларина (Чио-Чио-Сан), Юлия Маркова и Антонина Ревуцкая (Сузуки), Георгий Цветков (Шарплес), Андрей Антонов и Зураб Базоркин (Бонза). В роли Пинкертона оба вечера выступал тенор Дмитрий Крыжский. Для Крыжского этот спектакль стал дебютным на сцене Самарского Оперного. Ранее он выступал в Челябинском, Башкирском и Казанском театрах.

«Музыка Пуччини настолько богата и полна эмоциями, что не нужно отягощать яркими цветами сцену», - сказал в своем интервью корреспонденту «ВК» режиссер спектакля. Действительно, на сцене Оперного театра с одной стороны было буйство красок, а с другой стороны, не было ничего лишнего. Во всех трех актах оперы декорации и костюмы соответствовали эмоциональному накалу сюжета и лишь акцентировали происходящие по сюжету события. Первый акт — весенний, с цветущей сакурой и яркими радостными цветами. В постановке использованы видеопроекции, транслируемые на перегородки дома Чио-Чио-Сан. В первом акте транслируются тени неподвижные и видны лишь опадающие цветущие листья на розовом фоне. Ночью по темному небу движется полная луна. Во втором акте чувствуется легкое напряжение. Листья стремительно осыпаются с ветвей. Уже в антракте, между вторым и третьим актами, декорации позволяют понять эмоциональное напряжение, которое ждет публику в финале. Ветер раскачивает ветви деревьев, а после ритуального самоубийства главной героини на перегородках-экранах появляются большие хлопья белого снега, стремительно перерастающие в огромное белое пятно.

Игра света и тени использована во всем спектакле во время перемещений артистов по сцене. Кроме того, театр теней использован в двух ключевых сценах — первой брачной ночи Чио-Чио-Сан с Пинкертоном и сцене харакири, когда все происходит за перемещающимися перегородками. Грамотно меняется и цвет фона, сочетаясь с костюмами главных героев. Выход разгневанного Бонзы в черном кимоно с красной подкладкой происходит на фоне алого закатного неба.

Использованные в постановке эффекты в виде видеопроекций и аудиозаписей (палящая с корабля пушка, птичий щебет) слегка осовременивают оперу, но не позволяют ей потерять «классического» вида.

Прямолинейность образов и очевидные приемы, предложенные режиссером и художниками, осуществлены на высоком уровне. Что касается музыкальной части, то оркестр под руководством главного дирижера оперы Александра Анисимова был на высоте. С лучшей стороны показали себя и артисты труппы, лишний раз подтвердив свой высокий уровень.

Несмотря на небольшие погрешности в исполнении партий, обе премьеры прошли с большим успехом. Следующий раз публика сможет насладиться оперой Пуччини 28 марта на международном оперном фестивале имени Ирины Архиповой.

Наталья Глухова, генеральный директор Самарского академического театра оперы и балета:

- Постановка «Мадам Баттерфляй» в период реконструкции театра осуществлялась с учетом сцены ДК «Дзержинка». Было принято решение сохранить эту оперу в репертуаре, но осуществить новую постановку, используя новые технические возможности театра. Постановку спектакля осуществляют режиссер-постановщик Дитер Мартин Кеги из Швейцарии. Кеги очень интересно работает, труппа в восторге от него.

Дитер Мартин Кеги, режиссер-постановщик оперы «Мадам Баттерфляй»:

- У Пуччини все выражается в музыке, поэтому не нужно лишней экспрессии, жестикуляции. Также и в оформлении нам хотелось взять немного цветов - белый, голубой. Музыка Пуччини настолько богата и полна эмоциями, что не нужно отягощать яркими цветами сцену. Мы много работали со светом, проекциями, экранами. Вы не увидите традиционных театральных эффектов, это современный спектакль.

14

Последние статьи

все новости

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1