музыка

«Цветное» многозвучие

Концерт в академии культуры стал музыкальным подношением Ференцу Листу
Соната Ференца Листа заняла особое место в концертной программе Дмитрия Дятлова
Соната Ференца Листа заняла особое место в концертной программе Дмитрия Дятлова

В музыкально-филармоническом центре Академии культуры 27 февраля состоялся фортепианный концерт Дмитрия Дятлова - проректора по художественно-творческой деятельности и воспитательной работе Самарской государственной академии культуры и искусств. На концерте были исполнены произведения Генделя, Бетховена, Листа.

Концертная программа была традиционно выстроена по эпохам. Так музыка легче воспринимается зрителем. Хотя, как объясняет музыкант, исполнять гораздо проще монографическую программу одного композитора, ведь что позволительно сделать в сонате Листа, недопустимо в произведениях Бетховена или Генделя, и наоборот. Но соната Ференца Листа все же заняла в программе Дмитрия Дятлова особое место. Двухсотлетие со дня рождения композитора, которое отметили 27 октября прошлого года, и стало поводом для проведения концерта. «А почему Гендель и Бетховен? - размышляет Дмитрий Дятлов. - Объяснить трудно, наверно хотелось выстроить произведения по цветам: чакона соль-мажор Генделя - зеленого цвета, 21 соната до-мажор Бетховена – белая, а Лист – он разноцветный, разный, во всяком случае так представляется мне. А как воспринимается на слух остальными — не знаю».
Музыковед Наталья Эскина в своем вступительном слове, предваряющим каждое исполнение, говорит не о цветах музыки, а о времени, о восприятии таких понятий как «жизнь» и «смерть» в барочном сознании, о странном соединении идей смерти и экстатической радости, мажорности - в чаконе Генделя. Или о движении, присутствующем в произведении Бетховена. Поиск верной мелодии, поиск нужного образа или понятия ощущается в музыке, и здесь же ведущая вечера сопоставляет русское «Ко мне пришла мысль» с немецким «Я пришел к идее». «Вот это «прихождение к идее» – и есть 21 соната до-мажор. И еще Бетховен в своей музыке словно включает слушателей (буквально как включают электрический прибор), в какую-то необычно высокую энергетику, которая еще очень долго продолжает окружать нас и после того, как музыка смолкает».
«Много лет мы совместно проводим программы, - говорит Дмитрий Дятлов, - и никогда я заранее не спрашиваю, о чем будет рассказывать Наталья Эскина. Всякий раз для меня ее выступление нечто неожиданно новое, порой сильно разнящееся с тем, как думаю я. Не то, чтобы я изменяю мнение об этой музыке, но услышанное можно сравнить с допинговым воздействием».
 Последнее заключительное музыкальное произведение, исполненное на фортепианном концерте, заполнило собой все второе отделение. «О сонате си-минор Ференца Листа в первый день поста надо говорит как можно меньше, - предупредила Наталья Эскина. - Потому что персонаж, который в ней появляется и инициирует ее, очень оживляется в это время». Как известно, Лист писал сонату, имея в виду «Фауста» Гете, и в ней совершенно ясно слышны интонации персонажей, выведенных Гете в своей поэме.
Существуют разные, порой противоположные варианты трактовки сонаты Листа, но как объяснила Наталья Эскина, у Дмитрия Дятлова очень сильно перетягивает светлое начало, и это явственно слышно. Романтики писали свою музыку таким образом, что процентов шестьдесят зависело от позиции исполнителя. «В эту музыку надо поместить все, что есть в твоей душе, все понимание мира, все свое чувство, и даже то, чего нет, до чего надо дотягиваться, - сказала во вступительном слове Наталья Эскина. - Романтическая музыка — это нотный текст плюс исполнитель. И, наверно, плюс зритель. Ведь она обращена и к нашим моральным и эстетическим устоям»

2

Последние статьи

26 февраля
25 февраля
24 февраля
22 февраля
21 февраля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 1 2 3 4