детская комната

Игровой уголок

Обустраиваем дома место для детских забав

Независимо от того, какие в доме квадратные метры, у каждого ребенка с определенной поры должна быть своя зона, где он может играть, рисовать, хранить вещи. Как лучше обустроить такую зону, выяснила «Детская комната».

В поисках нового
 Новорожденному малышу в первые месяцы жизни, кроме мамы, никто больше не нужен. Меньше всего его интересует наличие игрушек и места для них. А вот маме в помощь по уходу за малышом, кроме детской кроватки, пригодится еще комод, пеленальный столик, бутылочки для кормления, набор сосок, аптечка, купальные принадлежности и т.п. Если у ребенка своя отдельная комната с рождения, то вопрос, где все это размещать, отпадает сам собой. Но все же в среднестатистической семье как минимум до года, а у большинства и дольше, малыш спит в одной комнате с родителями. Поэтому сподручнее всего установить детскую мебель и места для хранения всего самого необходимого поблизости от кроватки.
Отдельный вопрос — обустройство детской игровой зоны. «В возрасте до двух лет малыш очень тесно связан с мамой, и самостоятельные игры, как правило, не длятся у него больше 5-10 минут, - говорит детский психолог Наталья Куделькина. - Но чем старше ребенок, тем больше ему нужно свободного пространства».
 С того момента, как малыш начинает ползать, у него нет деления на свой угол и чужой. Все вокруг в диковинку, поэтому все надо потрогать и изучить. В этом возрасте трудно ограничить пространство малыша. Впрочем, некоторые родители пытаются это сделать с помощью специального манежа. Вроде и руки у мамы свободны, и кроха под присмотром. Однако есть некоторые «но».
 «Во-первых, в манеже ребенок долго в одиночестве высидеть не сможет. Ему постоянно нужно внимание взрослого, - говорит психолог. - Во-вторых, многие дети вообще категорически отказываются в нем сидеть, ведь кругом так много интересного».
 Тем не менее, когда ребенок пополз, родители уже должны всерьез задуматься о создании для него игровой зоны. Пока она может состоять из коврика или старого одеяла, рядом с которыми расставляются коробки с игрушками. В этой зоне малыш будет играть вместе с мамой. А если ребенок уползает, то родители знают, куда его возвращать и куда складывать игрушки, которые он разбросал по дому. «Игровую зону лучше всего размещать подальше от телевизора, да и вообще при ребенке он не должен быть включен, - говорит психолог. - Следует также избегать мест, где могут быть сквозняки».
 
Рамки дозволенности
 В возрасте от года до трех лет ребенок начинает проявлять все больше самостоятельности. Появляется его новое «я», он начинает отделять себя от мамы. Впрочем, даже в этот период он не готов долго оставаться один. Но одного покрывала на полу ему уже мало. Развивающая среда должна расширяться, еще больше отделяться от общего домашнего интерьера, где ребенку ничего не будет мешать заниматься своими делами. Родители, которые считают, что их ребенку такая зона ни к чему - ошибаются. Более того, в первую очередь она нужна самим родителям. Ведь чем старше ребенок, тем большее пространство в доме занимают его вещи. Рано или поздно даже самым любящим родителям это надоест, а переучить ребенка будет уже очень сложно. Он не поймет, почему сейчас нельзя, если раньше было можно. Намного легче сразу разграничить пространство.
 Первым делом в игровой зоне нужно оборудовать для ребенка «рабочее» место. То есть купить столик и стульчик. Они должны подходить малышу по размерам, а размещать мебель следует так, чтобы ребенок всегда мог самостоятельно сесть за свой стол. В комнате, где располагается игровая, должно быть много света. Ребенку нужно купить краски, карандаши, пластилин. А чтобы все это не оказалось на полу и обоях, следует четко организовать занятия с малышом. «Творчество должно быть совместным, сам ребенок, особенно в годик, не нарисует картинку и не вылепит какой-то предмет, - говорит Наталья Куделькина. - Ему нужно объяснять, как и что рисовать, показывать свою заинтересованность в том, чтобы у него все получилось. К тому же во время совместных занятий вы легко сможете следить за тем, чтобы все вспомогательные материалы оставались на своих местах».
 
Чувство собственности
 Кроме того, родители в игровой зоне должны грамотно расположить места, где у малыша будут лежать ручки, карандаши, тетради, настольные игры, развивающие игрушки и т.д. Для книжек неплохо разместить этажерку или повесить стеллаж, доступный ребенку по высоте, чтобы он всегда мог взять книгу, которую хочет почитать с родителями. Для разных видов игрушек стоит приобрести, например, специальные контейнеры или оригинальные сеточки.
«Даже если родители смогут привить ребенку аккуратность, в любом случае после игры он будет оставлять в своей зоне домики из кубиков и конструктора, машинки или кукол, - добавляет психолог. - Поэтому игровое пространство должно быть просторным и располагаться так, чтобы эти предметы не путались под ногами остальных».
 Кроме ощущения личного пространства у ребенка появляется и чувство собственности по отношению к своим вещам. Его игрушки - это его личные вещи. И это тоже надо учитывать. Если в гости приходят друзья с другими детьми, не стоит сразу давать им игрушки своего ребенка. Делать это надо только с разрешения маленького хозяина. И если кроха устраивает истерику, отбирать вещь насильно нельзя. Иначе как вы потом ему объясните, что он не может трогать ваши вещи? Когда вы уходите из дома в садик или в гости, решение о том, какие игрушки нужно взять с собой, следует принимать совместно с малышом, причем последнее слово в этом вопросе должно оставаться за ним.
 В игровом уголке ребенок вправе и разбрасывать игрушки, и наводить порядок. Но если первое он делает с большим энтузиазмом, уборка, как правило, проходит сложнее. Тут уже родителям стоит подключиться и убирать игрушки совместно, приучая ребенка к порядку.
 С годами коллекция игрушек становится все больше и уже не помещается в детском уголке. При этом дети даже к очень любимым игрушкам со временем остывают, им хочется все время чего-то нового. Приходит пора перебирать игрушки, делить их на популярные и непопулярные, на нужные и уже изжившие себя. Но делать это лучше в отсутствие ребенка.
 «Все дети по натуре жадные, они же собственники, - объясняет Куделькина. - Даже с не очень любимой игрушкой в момент, когда ее забирают, они не спешат расставаться».
 Перебирая в игровой детские вещи, стоит разделить их на несколько категорий. Те, из которых ребенок уже вырос, лучше либо убрать до рождения следующего ребенка, либо отдать друзьям, у которых есть малыш помладше вашего. Другая категория - хорошие, но уже поднадоевшие ребенку. Их стоит собрать в один пакет и убрать на некоторое время, а затем, когда малыш устанет от очередных новинок, поменять их местами. И так следует делать постоянно, через каждые 2-3 месяца.

8

Последние статьи

19 июля
17 июля
14 июля
12 июля
07 июля
04 июля
03 июля
02 июля
28 июня
25 июня
24 июня

Архив Рынки

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 1 2 3 4