литература

Арка, ведущая в вечность

Самарский прозаик написал роман-интонацию

Одно из открытий в самарской литературной жизни – роман Владимира Миклавчича «Арка», который публикует журнал «Русское эхо». Корреспондент «ВК» встретился с автором, чтобы поговорить о его творении.

У писателя непривычная для русского уха фамилия. Дело в том, что его отец был югославом, воевавшим во время Великой Отечественной в партизанском отряде Тито. После войны отец приехал в Советский Союз и поступил в военное училище. Судьба занесла его в Самару. Здесь родился и вырос Владимир.
Ностальгией по старой Самаре, городу его детства (шестидесятых-семидесятых годов) проникнуто все произведение, жанр которого сам автор обозначил  как роман-интонация. «Это интонация детства, - объясняет Владимир, - интонация чего-то хорошего, но забытого. Того, что проверяет нас на душевную состоятельность».
Хотя большинство персонажей вымышлено, роман наполнен событиями, которые происходили в Самаре в последние годы. Он наводит на размышления о том, что с нами произошло вчера и что происходит сегодня. Главное в нем - вовсе не сюжет…
«В книге очень много символов, - говорит писатель. - Это загаданные в детстве желания, это эротические символы. Один из главных символов – арка».
Символично и само название романа. Не случайно и встреча героя с любимой девушкой происходит возле арки. Арка – это часть детства. Герою арка, рядом с которой он жил в ранние годы, представлялась входом в крепость, воротами красивого древнего города. «И сама она была похожа на целый город со своей невиданной кипучей жизнью: колонны сооружения венчались многогранными зубчатыми башенками, каждая из которых пронзала небо островерхим конусом миниатюрной крыши со шпилем, схожим с наконечником копья...», - пишет Миклавчич. Но, кроме того, арка – это вход в новую жизнь, в вечность, порог, через который нужно переступить. Герой говорит, глядя в ночное небо: «Столько в небе архитектуры, а арки нет. А как бы она хорошо смотрелась у входа в какую-нибудь черную дыру...»
Один из героев книги (прототипом которого был реальный самарец) делает зарисовки домов старой Самары, а рядом оставляет приписки: этот дом был разрушен или сгорел в таком-то году. И таким образом он несколько тетрадей заполнил своими рисунками... Книга наполнена болью за разрушение старого города.
«Писался роман долго, - говорит Владимир. - Когда я начинал его, то, проходя по какой-нибудь улице, я еще встречал старую архитектуру. Возникало ощущение, что видишь тени тех людей, которые там когда-то жили. Можно было представить себе, как они жили. Сейчас этого уже нет».
В одном из героев, в Гуне, объединены несколько реальных жителей старой Самары. И порой возникает ощущение, что это один из призраков старого города. Писатель считает, что разрушение исторической части Самары связано и с разрушением души ее жителей. Еще один персонаж в книге говорит, что мифы – это эпическая часть личности. И получается, что, разрушая старую Самару и легенды, с ней связанные, мы отрезали и часть своей личности.
«Сейчас на жизнь молодых более всего влияют деньги и гламур, - считает Владимир Миклавчич. - Само детство меняется. У нынешних детей – совсем другой менталитет, чем у нас, людей среднего поколения. Стало меньше лояльности друг к другу и больше претензий».
В романе есть такая сценка. Малыш, которому мама в магазине не купила игрушку, потому что у нее не хватило денег, разрыдался и закричал, потрясая кулачками: «Ты бедная! Я ненавижу тебя! Вы с папой – бедные! Я, когда стану богатым, тоже ничего вам не куплю...»
В нынешней жизни, по мнению писателя, стало больше разобщенности: «Я помню наш двор, перечерк-нутый бельевыми веревками, где мужики играли в домино, бабки кормили голубей и собак, а какая-нибудь женщина кричала с балкона соседке: «Маша, у тебя мука есть?» Сейчас всего этого нет. Даже в старых дворах. Вымирают голубятники. Эти люди были одной из примет старой Самары. Сейчас самому молодому голубятнику в городе сорок с лишним. А большинству – за семьдесят...»
И все же, в романе остается надежда. Потому что, помимо прочего, это книга об обретении.
«Каждый человек там что-то обретает, - говорит писатель. -  Но чтобы что-то обрести, надо сначала потерять. Вот и у моего героя сначала идет цепь утрат разного рода. В том числе и утрата дома, который сгорает. А в конце романа герой уедет из города, заберет с собой арку, которая там мало уже кому нужна...»
И возвратиться к новой жизни герой должен тоже через эту арку, загадав желание.

32

Последние статьи

25 апреля
24 апреля
23 апреля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2