литература

Арка, ведущая в вечность

Самарский прозаик написал роман-интонацию

Одно из открытий в самарской литературной жизни – роман Владимира Миклавчича «Арка», который публикует журнал «Русское эхо». Корреспондент «ВК» встретился с автором, чтобы поговорить о его творении.

У писателя непривычная для русского уха фамилия. Дело в том, что его отец был югославом, воевавшим во время Великой Отечественной в партизанском отряде Тито. После войны отец приехал в Советский Союз и поступил в военное училище. Судьба занесла его в Самару. Здесь родился и вырос Владимир.
Ностальгией по старой Самаре, городу его детства (шестидесятых-семидесятых годов) проникнуто все произведение, жанр которого сам автор обозначил  как роман-интонация. «Это интонация детства, - объясняет Владимир, - интонация чего-то хорошего, но забытого. Того, что проверяет нас на душевную состоятельность».
Хотя большинство персонажей вымышлено, роман наполнен событиями, которые происходили в Самаре в последние годы. Он наводит на размышления о том, что с нами произошло вчера и что происходит сегодня. Главное в нем - вовсе не сюжет…
«В книге очень много символов, - говорит писатель. - Это загаданные в детстве желания, это эротические символы. Один из главных символов – арка».
Символично и само название романа. Не случайно и встреча героя с любимой девушкой происходит возле арки. Арка – это часть детства. Герою арка, рядом с которой он жил в ранние годы, представлялась входом в крепость, воротами красивого древнего города. «И сама она была похожа на целый город со своей невиданной кипучей жизнью: колонны сооружения венчались многогранными зубчатыми башенками, каждая из которых пронзала небо островерхим конусом миниатюрной крыши со шпилем, схожим с наконечником копья...», - пишет Миклавчич. Но, кроме того, арка – это вход в новую жизнь, в вечность, порог, через который нужно переступить. Герой говорит, глядя в ночное небо: «Столько в небе архитектуры, а арки нет. А как бы она хорошо смотрелась у входа в какую-нибудь черную дыру...»
Один из героев книги (прототипом которого был реальный самарец) делает зарисовки домов старой Самары, а рядом оставляет приписки: этот дом был разрушен или сгорел в таком-то году. И таким образом он несколько тетрадей заполнил своими рисунками... Книга наполнена болью за разрушение старого города.
«Писался роман долго, - говорит Владимир. - Когда я начинал его, то, проходя по какой-нибудь улице, я еще встречал старую архитектуру. Возникало ощущение, что видишь тени тех людей, которые там когда-то жили. Можно было представить себе, как они жили. Сейчас этого уже нет».
В одном из героев, в Гуне, объединены несколько реальных жителей старой Самары. И порой возникает ощущение, что это один из призраков старого города. Писатель считает, что разрушение исторической части Самары связано и с разрушением души ее жителей. Еще один персонаж в книге говорит, что мифы – это эпическая часть личности. И получается, что, разрушая старую Самару и легенды, с ней связанные, мы отрезали и часть своей личности.
«Сейчас на жизнь молодых более всего влияют деньги и гламур, - считает Владимир Миклавчич. - Само детство меняется. У нынешних детей – совсем другой менталитет, чем у нас, людей среднего поколения. Стало меньше лояльности друг к другу и больше претензий».
В романе есть такая сценка. Малыш, которому мама в магазине не купила игрушку, потому что у нее не хватило денег, разрыдался и закричал, потрясая кулачками: «Ты бедная! Я ненавижу тебя! Вы с папой – бедные! Я, когда стану богатым, тоже ничего вам не куплю...»
В нынешней жизни, по мнению писателя, стало больше разобщенности: «Я помню наш двор, перечерк-нутый бельевыми веревками, где мужики играли в домино, бабки кормили голубей и собак, а какая-нибудь женщина кричала с балкона соседке: «Маша, у тебя мука есть?» Сейчас всего этого нет. Даже в старых дворах. Вымирают голубятники. Эти люди были одной из примет старой Самары. Сейчас самому молодому голубятнику в городе сорок с лишним. А большинству – за семьдесят...»
И все же, в романе остается надежда. Потому что, помимо прочего, это книга об обретении.
«Каждый человек там что-то обретает, - говорит писатель. -  Но чтобы что-то обрести, надо сначала потерять. Вот и у моего героя сначала идет цепь утрат разного рода. В том числе и утрата дома, который сгорает. А в конце романа герой уедет из города, заберет с собой арку, которая там мало уже кому нужна...»
И возвратиться к новой жизни герой должен тоже через эту арку, загадав желание.

33

Последние статьи

19 июля
18 июля
17 июля
16 июля
15 июля
12 июля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2